Правовой статус Центрального банка РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, контрольная работа

Описание работы

На ранних стадиях развития кредитной системы отсутствовало четкое разграничение между центральными и коммерческими банками. Коммерческие банки широко использовали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закрепилось

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
Центральный банк Российской Федерации……………………………………4
Правовой статус………………………………………………………………..12
Функции Банка России………………………………………………………...16
Заключение……………………………………………………………………..19
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Право Прав стат ЦБРФ.docx

— 41.20 Кб (Скачать)

- укрепление доверия  к российскому банковскому сектору  со стороны инвесторов, кредиторов  и вкладчиков.   

 В 2008 году, в связи  с кризисом ипотечного кредитования  в США и острым дефицитом  ликвидности на международных  финансовых рынках, изменились условия  проведения денежно-кредитной политики. Банк России увеличил объемы  рефинансирования коммерческих  банков. Был разработан аукционный  механизм размещения свободных  средств федерального бюджета  на банковских депозитах. При  этом с целью существенного  снижения инфляции Банк России активно использовал доступные ему инструменты денежно-кредитной политики — процентные ставки, нормативы обязательных резервов, валютный курс рубля. В сентябре 2008 г. в результате обострения мирового финансового кризиса ситуация в экономике России кардинально изменилась. Резкое падение мировых цен на нефть и другие экспортируемые Россией товары привело к ухудшению состояния платежного баланса страны. К концу 2008 г. сформировавшийся осенью 2008 года валютный курс рубля перестал соответствовать экономическим реалиям. Поэтому была проведена постепенная девальвация рубля. 23 января 2009 года верхняя граница валютного коридора стоимости бивалютной корзины была установлена на уровне 41 рубль.   

 Начавшийся осенью 2008 года мощный отток частного  капитала, сопровождался резким  падением цен на акции на  российских фондовых биржах. Российские  компании и банки оказались  отрезанными от иностранных источников  финансирования.   

 В условиях мощного  оттока вкладов населения, отсутствия  возможности у российских банков  получить кредиты за рубежом,  свертывания рынка межбанковского  кредитования ухудшилась ситуация  с ликвидностью кредитных организаций.  Некоторые банки начали задерживать  платежи и выдачу средств со вкладов населения. В октябре 2008 г. отток вкладов населения из банков достиг своего максимума. Начался рост просроченной задолженности по кредитам и стагнация банковского кредитования реального сектора и населения. В результате усиливавшегося недоверия банков друг к другу резко снизились объемы операций межбанковского кредитования. В это время Банк России основные усилия направил на предотвращение массового банкротства российских банков.   

 С целью пополнения  банковской ликвидности неоднократно  принималось решение о снижении  нормативов обязательных резервов. Был значительно расширен перечень  активов, принимаемых Банком России  в залог при рефинансировании банков. В течение 2009 г. 10 раз снижались ставка рефинансирования Банка России и другие ставки по операциям Банка России с кредитными организациями. С 24 апреля 2009 г. до конца года ставка рефинансирования снизилась с 13% до 8,75%.   

 Был создан временный  механизм поддержания межбанковского  рынка в условиях кризиса, который  предусматривал компенсацию Банком  России до 90% убытков, понесенных  банками-кредиторами при межбанковском  кредитовании банков, у которых  была отозвана лицензия.   

 Для быстрого и масштабного  пополнения рублевой ликвидности  банковской системы был разработан  механизм предоставления Банком  России кредитным организациям  кредитов без обеспечения ("беззалоговых" кредитов).   

 Одним из способов  увеличения капитала банков стало  предоставление им за счет  государственных средств субординированных  кредитов. Кроме того был разработан  механизм приобретения государством  привилегированных акций банков, нуждающихся в пополнении капиталов,  с оплатой их специальными  облигациями федерального займа.    

 Совместно с Агентством  по страхованию вкладов Банк  России провел большую работу  по санации проблемных банков. В большинстве случаев к санации  и отзыву лицензии у крупных  и средних банков привело кредитование  этими банками бизнеса своих  собственников.   

 Банк России предоставлял  кредиты на льготных условиях  крупным финансово устойчивым  банкам в случае их готовности  приобрести за символическую  сумму контрольный пакет акций  проблемного банка и за счет  полученных средств осуществить  его санацию. В результате предпринятых  мер кризис ликвидности банковского  сектора был погашен, массовое  банкротство банков предотвращено.  Ситуация относительно стабилизировалась.    

 В течение 2010 г. по  мере улучшения ситуации в  банковском секторе Банк России  постепенно сворачивал специальные  антикризисные механизмы. К концу  2010 г. было полностью прекращено  предоставление Банком России  кредитов без обеспечения.   

 В первой половине 2010 года в условиях быстро снижающейся  инфляции, низкого совокупного спроса  на товары и услуги, вялого  роста банковского кредитования  Банк России четыре раза принимал  решения о снижении своих процентных  ставок. За первые 5 месяцев 2010 г.  ставка рефинансирования была  снижена с 8,75 до 7,75%.   

 С середины 2010 г. макроэкономическая  ситуация начала изменяться. Начиная  с августа инфляция стала расти. В конце декабря на фоне растущей инфляции было принято решение о повышении процентных ставок на 0,25% по привлекаемым Банком России депозитам.   

 В начале 2011 года Банк  России продолжил ужесточение  денежно-кредитной политики. В целях  снижения инфляции в январе  было принято решение о повышении  нормативов обязательных резервов. В феврале Банк России объявил  о еще одном повышении нормативов  обязательных резервов и о  повышении большинства процентных  ставок Банка России, включая  ставку рефинансирования, на 0,25%. В  марте 2011 г. вновь было принято  решение о повышении нормативов  обязательных резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовой статус


 

   [1] Статьей 75 Конституции Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.   

 В соответствии  со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)" целями  деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости  рубля; развитие и укрепление  банковской системы Российской  Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.   

 Ключевым элементом  правового статуса Банка России  является принцип независимости,  который проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".[2]   

 Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных актов, обязательных для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.   

 Банк России  является юридическим лицом. Уставный  капитал и иное имущество Банка  России являются федеральной  собственностью, при этом Банк  России наделен имущественной  и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию  и распоряжению имуществом Банка  России, включая золотовалютные  резервы Банка России, осуществляются  самим Банком России в соответствии  с целями и в порядке, которые  установлены Федеральным законом  "О Центральном банке Российской  Федерации (Банке России)". Изъятие  и обременение обязательствами  имущества Банка России без  его согласия не допускаются,  если иное не предусмотрено  федеральным законом. Финансовая  независимость Банка России выражается  в том, что он осуществляет  свои расходы за счет собственных  доходов. Банк России вправе  защищать интересы в судебном  порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.[3]   

 Государство  не отвечает по обязательствам  Банка России, так же, как и  Банк России – по обязательствам  государства, если они не приняли  на себя такие обязательства  или если иное не предусмотрено  федеральными законами. Банк России  не отвечает по обязательствам  кредитных организаций, а кредитные  организации не отвечают по  обязательствам Банка России, за  исключением случаев, когда Банк  России или кредитные организации  принимают на себя такие обязательства.    

 В своей деятельности  Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской  Федерации (далее – Государственная  Дума), которая назначает на должность  и освобождает от должности  Председателя Банка России (по  представлению Президента Российской  Федерации) и членов Совета  директоров Банка России (по представлению  Председателя Банка России, согласованному  с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей  Государственной Думы в Национальном  банковском совете в рамках  своей квоты, а также рассматривает  основные направления единой  государственной денежно-кредитной  политики и годовой отчет Банка  России и принимает по ним  решения. На основании предложения  Национального банковского совета  Государственная Дума вправе  принять решение о проверке  Счетной палатой Российской Федерации  финансово-хозяйственной деятельности  Банка России, его структурных  подразделений и учреждений. Кроме  того, Государственная Дума проводит  парламентские слушания о деятельности  Банка России с участием его  представителей, а также заслушивает  доклады Председателя Банка России  о деятельности Банка России  при представлении годового отчета  и основных направлений единой  государственной денежно-кредитной  политики.

Функции Банка  России[1]


 

   Банк России осуществляет свои функции в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:   

 — во взаимодействии  с Правительством Российской  Федерации разрабатывает и проводит  единую государственную денежно-кредитную  политику;— монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  наличное денежное обращение;   

 — утверждает  графическое обозначение рубля  в виде знака;   

 — является  кредитором последней инстанции  для кредитных организаций, организует  систему их рефинансирования;   

 — устанавливает  правила осуществления расчетов  в Российской Федерации;   

 — устанавливает  правила проведения банковских  операций;   

 — осуществляет  обслуживание счетов бюджетов  всех уровней бюджетной системы  Российской Федерации, если иное  не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти  и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;   

 — осуществляет  эффективное управление золотовалютными  резервами Банка России;   

 — принимает  решение о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;   

 — осуществляет  надзор за деятельностью кредитных  организаций и банковских групп;    

 — регистрирует  эмиссию ценных бумаг кредитными  организациями в соответствии  с федеральными законами;   

 — осуществляет  самостоятельно или по поручению  Правительства Российской Федерации  все виды банковских операций  и иных сделок, необходимых для  выполнения функций Банка России;    

Информация о работе Правовой статус Центрального банка РФ