Порядок взыскания налогов и сборов за счет денежных средств и имущества налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 07:35, контрольная работа

Описание работы

Цель работы исследовать процесс взыскания налогов и сборов за счет имущества,налогоплательщика.
Актуальность темы исследования. Сложившаяся на данный момент ситуация в сфере налогообложения оценивается экономистами как крупнейшая для страны экономическая, социально-политическая проблема, обусловленная тем, что длительное время не учитывался один из важнейших показателей - предел налоговых изъятий. В экономической литературе по данным экспертов налоговое бремя в настоящее время трактуется как чрезмерно-высокое.

Работа содержит 1 файл

налоговое право.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Вариант 2. 

1. Порядок  взыскания налогов и сборов  за счет денежных средств и  имущества налогоплательщика1. 

 Введение  
 
        Цель работы исследовать процесс взыскания налогов и сборов за счет имущества,налогоплательщика.  
       Актуальность темы исследования. Сложившаяся на данный момент ситуация в сфере налогообложения оценивается экономистами как крупнейшая для страны экономическая, социально-политическая проблема, обусловленная тем, что длительное время не учитывался один из важнейших показателей - предел налоговых изъятий. В экономической литературе по данным экспертов налоговое бремя в настоящее время трактуется как чрезмерно-высокое.  
В этой связи проводимая в стране налоговая политика направлена на упрощение налоговой системы, в том числе путем снижения налогового бремени с физических лиц и организаций. Необходимо, чтобы реализация данного направления в государственном регулировании сферы налогообложения осуществлялась в условиях повышения общего уровня собираемости налогов и сборов, уменьшения прироста недоимок по данным платежам.  
      Исходя из этого, ключевым моментом совершенствования российской налоговой системы является вопрос укрепления налоговой дисциплины, состояние которой определяется ее важной составляющей - надлежащим исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов. В этой связи возникает потребность в выработке и наиболее эффективном применении системы экономических, политических, организационных, правовых и других средств обеспечения налоговых платежей в бюджеты различных уровней.  
     Таким образом, для финансово-правовых исследований в качестве наиболее актуальных по-прежнему остаются вопросы выявления возможностей механизма правореализации, заложенного в налогово-правовых нормах, обязывающих платить законно установленные налоги и сборы.  
 
1. Налоговое обязательство. Условия его возникновения и исполнения  
 
      Налоговое обязательство это налоговое правоотношение, как и любое другое правоотношение. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора. Под обстоятельством, предусматривающим обязанность уплатить налог или сбор, законодательство о налогах и сборах имеет в виду наличие у налогоплательщика объекта налогообложения.  
     Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается: с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сборов; с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора; со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим; с ликвидацией организации налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами и внебюджетными фондами.  
     Статья 57 Конституции РФ гласит: Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Однако обязанность плательщика платить налоги устанавливается при наличии законно утвержденных элементов налога. Если законодатель по какой-то причине не установил и (или) не определил хотя бы один из них, обязанность налогоплательщика не может считаться установленной. В этой ситуации налогоплательщик имеет все законные основания не уплачивать налог или уплачивать его наиболее выгодным для себя способом. Каждый налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога и (или) сбора. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Исполнение обязанности по уплате налога может быть произведено досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Если налогоплательщик не уплатил налог или уплатил его не в полном размере в установленный срок, то производится взыскание налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на его счетах в банке или путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика. Взыскание налога с юридических лиц производится в бесспорном порядке, а с физических в судебном порядке. Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом: юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами; юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.  
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на его счете, а при уплате налогов наличными денежными средствами с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления. Налог может быть уплачен через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации. Налог не признается уплаченным в случае: отзыва налогоплательщиком платежного поручения на перечисление.

Как и гражданское право, налоговое право призвано регулировать отношения, возникающие в ходе воспроизводственного оборота — в процессе производства, обмена, распределения и производственного потребления. Главным доказательством возможности существования юридической категории «налоговое обязательство» наряду с гражданско-правовым обязательством является их общая экономическая основа. Экономическая функция налогового обязательства состоит в опосредованном распределении имущества (в стоимостной форме), созданного в производстве и реализованного в процессе обмена, в то время как гражданско-правового — «в опосредованном перемещении имуществ и иных результатов труда из сферы производства в сферу обращения и через последнюю — в сферу потребления». 
       Речь идет не о распространении на налоговые обязательственные отношения норм о гражданско-правовых обязательствах, а о разработке отраслевого понятия «налоговое обязательство». Обязательство как правовая форма может использоваться для регулирования иных общественных отношений. «Более широкое использование обязательственно-правовой формы, распространение ее за рамки гражданско-правовых отношений возможно при определенных объективных и субъективных условиях. В подобных случаях происходит не расширение сферы действия норм гражданского законодательства, а использование формы, сложившейся в области гражданского права и получившей относительную самостоятельность. Не распространение обязательств как институтов гражданского права на иные общественные отношения, а использование обязательства как особой правовой категории, правовой формы.         Обязательство  - это всегда имущественное правоотношение относительного характера, в рамках которого должник обязан совершить определенные действия в пользу кредитора, а последний имеет право требовать исполнения этих обязанностей должником. Обязательство всегда гарантировано мерами государственного принуждения. Для правового регулирования обязательства используются определенные технико-юридические приемы, связанные с порядком исполнения, обеспечения обязательства и его прекращением. 
Признаки обязательства свойственны и определенным видам налоговых правоотношений, прежде всего основному, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право на получение суммы налога. Обязательственный характер имеют следующие производные налоговыеправоотношения: 
обеспечительные — правоотношение, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных налоговых платежей, и правоотношение, основанное на заключении договоров залога или поручительства; 
возникающие в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, пеней, штрафов. 
Обязанность по уплате налога, на которой построен Налоговый кодекс РФ, касается только одной стороны налогового правоотношения — налогового должника. Государство, используя термин «налоговая обязанность», регулирует налоговые обязательственные отношения односторонне, определяя только обязанности налогоплательщика и иных лиц, оставляя, однако, в правовом вакууме другую сторону — само государство. 
Налоговое обязательство — урегулированные нормами налогового права общественные отношения, в силу которых налогоплательщик обязан уплатить налог, а публичный субъект вправе требовать от налогоплательщика исполнения своих обязанностей. 
Существует также точка зрения, согласно которой в налоговое обязательство входят не только действия, направленные на уплату налога, но и действия организационного характера, связанные с постановкой на учет в налоговом органе, с получением государственными органами информации о налогоплательщике и др. Отдельно можно выделить материальные и организационные налоговые обязательства. 
В налоговом праве существуют следующие виды налоговых обязательств: 
основное, в рамках которого публично-территориальное образование реализует свое право требования на получение в установленный законодательством срок суммы налога; 
обеспечительное, которое делится на охранительное налоговое обязательство, в рамках которого уплачиваются пени, проценты за несвоевременный возврат излишне полученных публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов (производно от основного налогового обязательства), и договорное обязательство, вытекающее из заключения договоров залога или поручительства для обеспечения основного налогового обязательства и обязательства по уплате пеней; 
налоговое, возникающее в связи с излишним получением публично-территориальным образованием сумм налогов, сборов, пеней, штрафов. 
Важнейшим признаком гражданско-правового обязательства является его имущественный характер. В рамках налогового обязательства частная собственность должника передается кредитору в виде предмета налогового платежа — налога, пеней, а также ему возвращаются излишне выплаченные денежные средства в счет уплаты налога, пеней, штрафа. Налоговое обязательство связано с движением денежных средств, которое происходит между налогоплательщиком, налоговым агентом, с одной стороны, и публично-территориальным образованием — с другой. Налоговое обязательство имеет имущественный характер. Цель налогового обязательства — удовлетворить требования имущественного характера налогового кредитора. 
 

2. Взыскание налогов и сборов.

 Согласно п. 1 статьи 46 Налогового кодекса (НК) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках. 
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в 
банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему РФ необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Налоговый орган направляет инкассовое поручение в банк, и деньги снимаются со счета.Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее 2-х месяцев после истечения указанного срока. По общему правилу требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.  
В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.  
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в течение 6 дней после вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании налогоплательщику (налоговому агенту) под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма. Поручение налогового органа на перечисление сумм налога направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности. 
При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявленных к счету, списание этих средств со счета осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание денежных средств осуществляется в следующей очередности:

  1. в первую очередь осуществляется списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов;
  2. во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда;
  3. в третью очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда, а также по отчислениям в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования;
  4. в четвертую очередь производится списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, отчисления в которые не предусмотрены в третьей очереди;
  5. в пятую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований;
  6. в шестую очередь производится списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности.

Списание  средств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, производится в порядке календарной  очередности поступления документов. 
Таким образом, поручение налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на рублевых счетах - с валютных счетов налогоплательщика. 
При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением налогового органа на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика. Расходы, связанные с продажей иностранной валюты, осуществляются за счет налогоплательщика. 
      Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога. 
Поручение налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (при списании с рублевых счетов), и не позднее 2-х операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов. 
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога такое поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней, следующих за днем каждого такого поступления на валютные счета. В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного 
имущества
Порядок, установленный выше, распространяется также на случаи взыскания пеней за несвоевременную уплату налога, а также при взыскании сбора и штрафов в случаях, предусмотренных НК.

       Взыскание налога за счет иного имущества - это дополнительный способ взыскания налоговой недоимки, используемый в строго определенном случае. Судебная практика в основном в этом вопросе практически одинаковая: налоговые органы при обжаловании решения о взыскании недоимки за счет имущества должны предоставить в суд доказательства принятия всех возможных мер по взысканию налоговой недоимки за счет безналичных денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика. Это означает, что обязанность доказывания невозможности взыскания налоговой недоимки за счет денежных средств лежит на налоговых органах.        Налоговики должны выставить инкассо на все счета налогоплательщика, налоговые органы должны располагать сведениями обо всех открытых в банках счетах налогоплательщика. Нарушение этих правил - это нарушение процедуры бесспорного взыскания налоговой недоимки. Переход к способу взыскания недоимки за счет иного имущества организации возможен только после установления налоговым органом невозможности взыскать недоимку за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.      Суды иногда делают выводы о возможности принимать решения о взыскании недоимки сразу за счет имущества и без обращения взыскания на денежные средства на счетах в банке. Это можно сделать лишь в одном случае - налоговый орган не имеет информации о счетах налогоплательщика.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Давайте подведём итоги, итак последовательность действий при взыскании налогов и пеней. После установления факта неуплаты налога налогоплательщиком (неперечисления налога налоговым агентом), в том числе в ходе камеральной или выездной налоговой проверки, налоговый орган направляет налогоплательщику (налоговому агенту) требование о добровольной уплате налога в определенный срок. По прошествии указанного срока, если требование осталось неисполненным, налоговый орган в течение 60 дней вправе принять решение о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика (налогового агента) в банках. Если этот срок пропущен, налоговый орган утрачивает право бесспорного взыскания указанных сумм и может взыскать их только в судебном порядке.    На основании решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налоговый орган направляет в банк, в котором имеются счета налогоплательщика (налогового агента), инкассовые поручения на списание соответствующих сумм налогов и пеней. В случае отсутствия или недостаточности средств для погашения недоимки по налогу и уплаты пеней налоговый орган вправе вынести решение об обращении взыскания на иное имущество налогоплательщика (налогового агента). В течение трех дней после принятия решения налоговый орган выносит постановление соответствующего содержания, которое является исполнительным документом, и направляет его в службу судебных приставов для принудительного исполнения.Совершая подобные действия, налоговый орган серьезно вмешивается в сферу интересов налогоплательщика (налогового агента). Вообще взыскание налога всегда является ограничением права собственности конкретного лица, поскольку оно лишается права по своему усмотрению распоряжаться частью собственности, эквивалентной величине налога. Такое ограничение конституционно допустимо, но только в строго очерченных законом пределах.

Информация о работе Порядок взыскания налогов и сборов за счет денежных средств и имущества налогоплательщика