Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 12:57, реферат
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
1. ВВЕДЕНИЕ. ПОНЯТИЕ
НАЛОГА. ПОЯВЛЕНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Налог- это обязательный
платеж, поступающий в бюджетный фонд
в определенных законом размерах и в установленные
сроки. Совокупность разных видов налогов,
в построении и методах исчисления которых
реализуются определенные принципы, образуют
налоговую систему страны.
Налоговая система
возникла и развивалась вместе с государством.
На самых ранних ступенях государственных
организаций начальной формой налогообложения
можно считать жертвоприношение. Не следует
думать что оно было основано исключительно
на добровольных началах. Жертвоприношение
было неписаным законом и, таким образом,
становилось принудительной выплатой
или сбором.
По мере развития государства
налоговая система стремительно развивалась,
и уже в 70-80-е годы XX века в западных
странах распространилась и получила
признание бюджетная концепция исходящая
из того, что налоговые поступления
являются продуктом двух основных факторов:
налоговой ставки и налоговой базы.
Рост налогового бремени может
приводить к росту государственных
доходов только до какого - то придела,
пока не начнет сокращаться облагаемая
налогом часть национального
производства. Когда этот предел будет
превышен, рост налоговой ставки приведет
не к увеличению, а к сокращению доходов
бюджета.
Во второй половине
80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны
мира, такие, как США, Великобритания,
Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые
другие/ провели налоговые реформы, направленные
на ускорение и накопление капитала и
стимулирование деловой активности. В
этих целях снижена ставка налога на прибыль
корпораций. Например в США ставка корпорационного
налога уменьшена с 46 до 34%; в Великобритании
-с 45 до 35%; во Франции - в 1986 году с 50
до 45% , а в 1991 году -до 42%; в Японии - в
1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%. В 1994
году началось поспешное проведение налоговой
реформы в Дании.
Начало девяностых
годов явилось также периодом возрождения
и формирования налоговой системы Российской
Федерации.
Экономическая сущность
налогов характеризуется денежными отношениями,
складывающимися у государства с юридическими
и физическими лицами. Эти денежные
отношения объективно обусловлены и имеют
специфическое общественное назначение
- мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства. Поэтому налог может
рассматриваться в качестве экономической
категории с присущими ей функциями.
2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
- Фискальная -
изъятие части доходов в бюджет для использования
на определенные цели.
- Стимулирующая
- при помощи налоговых льгот, санкций
решаются вопросы технического прогресса,
капитальных вложений, расширение производства
первичных товаров и ограничение вторичных.
- Регулирующая - регулирование
отношений между бюджетами и внутри бюджетной
системой.
- Распределительная
и перераспределительная - При помощи
налога распределяет и перераспределяет
национальный доход. Перераспределяет
первичные доходы и формирует вторичные.
- Социальная функция
- за счет налоговых льгот осуществляется
поддержка объектов социальной инфраструктуры:
освобождение от налогов отдельных физических
и юридических лиц.
- Контрольная - при
помощи налогов осуществляется контроль
за деятельностью предприятия, формирование
затрат и прибыли. Эффективность зависит
от деятельности органов налоговых служб.
Регулирующую и стимулирующую
функции называют экономической функцией.
Такое разграничение функций налогов
носит целевой характер, так как все
функции переплетаются и осуществляются
одновременно. Конкретными формами
проявления категории налога являются
виды налоговых платежей, устанавливаемыми
законодательными органами власти.
Сегодня налоговая
система призвана реально влиять на укрепление
рыночных начал в хозяйстве, способствовать
развитию предпринимательства и одновременно
служить барьером на пути социального
обнищания низкооплачиваемых слоев населения.[2]
3. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
- Справедливости
- Все субъекты должны ставиться в равные
условия.
- разумное сочетание
прямых и косвенных налогов, использование
разнообразных их видов, позволяющее учесть
как имущественное положение налогоплательщиков,
так и получаемые ими доходы. В период
обострения кризисной ситуации в экономике
лучше иметь много источников пополнения
бюджета со сравнительно низкими
ставками и широкой налогооблагаемой
базой, чем один - два вида поступлений
с высокими ставками изъятия;
- универсализация
налогообложения, обеспечивающая,
во - первых, одинаковые для всех плательщиков
требования к эффективности хозяйственной
деятельности, не зависящие от видов
собственности, организационно - правовых
форм хозяйствования и так далее, а,
во - вторых, одинаковый подход к исчислению
величины налога вне зависимости от источника
полученного дохода, сферы хозяйственной
деятельности, отрасли экономики;
- однократность
обложения, состоящая в том,
что один и тот же объект может облагаться
налогом одного вида только один раз за
опреде- ленный законом период;
- научный подход к
определению конкретной величины ставки
налога, состоящей в обосновании
той доли изъятия, которая позволит
субъекту налога иметь доход, обеспечивающий
ему нормальное развитие. Научный
подход исключает как механический
перенос на нашу страну ставок налогообложения,
используемых в других странах, так
и сугубо фискальный подход к их
установлению
- дифференциация ставок
налогообложения в зависимости от
уровня доходов, которая тем не менее не
должна превращаться ни в запретительную
прогрессию, ни в индивидуализацию
ставок, противоречащую основам рыночного
хозяйствования;
- стабильность ( устойчивость
) ставок налогообложения, действующих
в течении довольно длительного периода
и простота исчисления платежа;
- использование
системы налоговых льгот, реально
стимулирующих процессы инвестирования
средств в предпринимательскую
деятельность и одновременно реализующих
принцип социальной справедливости, в
том числе гарантируемый гражданам прожиточный
минимум. Льготы не должны устанавливаться
для конкретных плательщиков, они едины
для всех;
-
четкое разделение налогов по уровням
государственного управления: федеральные
( центральные ), республиканские
( включая налоги краев, областей, автономных
образований ) и местные.
-
4.ПРЯМЫЕ И КОСВЕННЫЕ
НАЛОГИ.
В результате реформы
налоговая система России строится на
сочетании прямых и косвенных налогов.
Прямые налоги устанавливаются непосредственно
на доход или имущество налогоплательщика,
косвенные -включаются в виде надбавки
на цену товара или тарифа на услуги и
оплачиваются потребителем. При прямом
налогообложении денежные отношения
возникают между государством и самим
плательщиком, вносящем налог непосредственно
в казну; при косвенном - субъектом
налога становится продавец товара ( услуги
), выступающий посредником между государством
и плательщиком ( потребителем товара
или услуги ).
Прямые
налоги в свою очередь разделяются на
реальные, уплачиваемые с отдельных
видов имущества, и личные, взимаемые
с юридических и физических лиц у источника
дохода или по декларации; при этом
одни из прямых налогов уплачиваются
только юридическими лицами, другие - толь-ко
физическими, а третьи - теми и другими.
Косвенные налоги по характеру тоже не
однородны; в их состава выделяются акцизы,
причем они могут быть индивидуальными
( по отдельным видам и группам товаров
) и универсальными, фискальные монополии
и таможенные пошлины. Косвенные
налоги отличаются простотой взимания;
их применение дает фискальный эффект
даже в условиях падения производства.
Использование в единой системе разнообразных
по объектам обложения и методам исчисления
прямых и косвенных налогов позволяют
государству полнее реализовать на практике
все функции налогов: под налоговым воздействием
оказывается и имущество предприятий,
создающее материально - техническую основу
их деятельности, и потребляемые в производстве
разные виды ресурсов, и рабочая сила,
и получаемый доход. Налоговая система
имеет следующий вид.2
5.ВИДЫ НАЛОГОВ.
Главным среди налогов,
взимаемых с юридических лиц, является
налог на прибыль предприятий. Его применение
вызвано тем, что в условиях рыночного
хозяйствования роль прибыли существенно
возрастает; она становится важнейшим
объектом воздействия государства.
Налог на прибыль должен использоваться
не только в фискальных целях, но и
для создания заинтересованности предприятий
в повышении эффективности производства
улучшении его материально - технической
оснащенности. К сожалению система
исчисления налога ориентирована в основном
на фискальный эффект.
Банки и другие кредитные
учреждения, осуществляющие свою деятельность
на коммерческих началах, уплачивают
в бюджет подоходный налог.
Система подоходного
обложения распространятся также на страховые
организации, получающие доходы от страховых
видов деятельности.
Наличие разных форм
собственности, экономическое соперничество
вызывает необходимость взимания налога
не только с получаемых доходов, но и со
стоимости имущества, которое прямым или
косвенным образом способствует росту
дохода предприятия. Поэтому налог на
имущество предприятий - неотъемлемая
часть налоговой системы страны при рыночных
отношениях. Он введен для субъектов хозяйствования,
являющихся собственниками имущества
на территории государства. При его
взимании реализуются и фискальная,
и экономическая функции налога. Первая
- благодаря тому, что налог на имущество
обеспечивает стабильные поступления
в доходы территориальных бюджетов,
так как вносится в первоочередном порядке
с отнесением расходов по его уплате на
себестоимость продукции; вторая -через
заинтересованность предприятия в уплате
меньших сумм, чем стимулируется стремление
плательщика быстрее освобождается
от излишнего, неиспользуемого имущества.
Важное место в налоговой
системе страны занимают платежи за
природные ресурсы: земельный налог, плата
за воду, лесной доход и другие. Одни из
них вносятся из прибыли, другие - за
счет себестоимости. Значение названных
платежей в том, что они играют не только
фискальную, но и стимулирующую функцию,
ориентируя субъектов хозяйствования
на более эффективное использование соответствующих
видов ресурсов. Необходимость в подобном
стимулировании вызвана возросшими
масштабами общественного производства,
требующими вовлечения в хозяйственный
оборот все новых и новых ресурсов.
Между тем последние далеко не безграничны
и в силу относительного уменьшения становятся
все дороже.
Одним из самых ценных
природных богатств является земля.
Однако эффективность её использования
до 1991 года не бала объектом пристального
внимания, так как земля была бесплатной
для основных её потребителей - субъектов
хозяйственной деятельности. Утрата
хозяйственных угодий, разбазаривание
земельных массивов при строительстве
дорог и сооружении промышленных объектов,
нерациональные жилищные и административные
застройки в городах - все это
было логическим следствием
бесплатности земли. Начиная с 1992
года за владение, распоряжение и пользование
землей в городской и сельской местности
уплачивается земельный налог ( за
аренду земли - арендная плата).
В составе налогов
взимаемых за природные ресурсы,
важную роль играет плата за воду. Её
вносят промышленные предприятия, использующие
воду для производственных
целей. Исчисляется эта плата по ставкам,
устанавливаемым за один кубический метр
забираемой воды, и относится на себестоимость
продукции. При определении ставок
учитываются затраты государства на
воспроизводство водных ресурсов.
Если потребление воды превышает технически
установленные нормативы, ставка платы
за воду повышается. В интересах охраны
водной среды государство использует
также штрафы за сброс неочищенных или
недостаточно очищенных вод.
Переход на рыночные
условия хозяйствования, более полная
реализация принципа самоокупаемости
произведенных затрат выдвигают
задачу \ введения платы за воду, потребляемую
сельскохозяйственными предприятиями.
Бесплатная подача воды является основной
причиной серьезных недостатков
в использовании водных ресурсов.
Для организации более разумного водопотребления
целесообразно ввести плату за воду,
отпускаемую сельхозпредприятиям из водохозяйственных
систем.
Лесной доход имеет
цель частично покрыть расходы государства
на воспроизводство древесины и
стимулировать рациональное использование
лесных массивов. Основное место в
составе лесного дохода занимает по-пенная
плата, взимаемая с лесозаготовителей
за вырубаемую ими древесину. Размер попенной
платы дифференцируется в зависимости
от территориального нахождения лесосеки,
вида и качества древесины, расстояния
её вывоза до подъездных путей.
В механизме взимания
платежей за природные ресурсы предусмотрены
соответствующие санкции за нарушение
производственной (технологической
) дисциплины; например, взимаются
штрафы за сброс сточных неочищенных вод,
за нарушение правил лесопользования
и так далее.
Информация о работе Понятие налога. Появление налогообложения