3.
Виды налогов.
Многообразие
видов налогов предполагает их классификацию
по различным основаниям.
- В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ПЛАТЕЛЬЩИКА:
- налоги с
организаций, т.е. обязательные платежи,
взыскиваемые только с налогоплательщиков
– организаций (НДС, налог на прибыль)
- налоги с
физических лиц, т.е. обязательные платежи,
взимаемые с индивидуальных налогоплательщиков
– физических лиц (налог на доходы физических
лиц, на имущество, переходящее в порядке
наследования или дарения и др.).
- общие налоги
для физических и юридических лиц, т.е.
обязательные платежи, уплачиваемые всеми
категориями налогоплательщиков независимо
от их организационно – правового статуса.
Главное – наличие какого-либо объекта
в собственности лица.
- В ЗАВИСИМОСТИ
ОТ ФОРМЫ ОБЛОЖЕНИЯ или по объектам обложения.
Критерием такого деления является установление
окончательного плательщика налога:
- Прямые налоги
- это подоходные и имущественные налоги,
взимаемые в процессе приобретения материальных
благ, определяемые размером объекта обложения
и уплачиваемые производителем или собственником
(налог на прибыль). Плательщиком является
владелец обложенной собственности или
получатель обложенного дохода. Прямые
налоги подразделяются на ЛИЧНЫЕ и РЕАЛЬНЫЕ.
ЛИЧНЫЕ – уплачиваемые налогоплательщиком
за счет и в зависимости от полученного
дохода (прибыли) и учитывающие финансовую
состоятельность плательщика (налог на
доходы физических лиц, налог на прибыль
организаций, налог на имущество). РЕАЛЬНЫЕ
– налоги, уплачиваемые с имущества, в
основе которого лежит не реальный, а предполагаемый
средний доход, получение которого только
ожидается (налог на вмененный доход, налог
на операции с ценными бумагами);
- Косвенные
налоги – это налоги на товары, услуги,
оплачиваемые сверх цены или тарифа, т.е.
налоги на потребление, взимаемые в процессе
расходования материальных благ. Определяются
размером потребления, включаются в виде
надбавок к цене товара (НДС, акцизы). Плательщиком
является потребитель товара, на которого
перекладывается налог в виде надбавок
к цене товара.
- ПО ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ
УРОВНЮ:
- федеральные
налоги, которые устанавливаются и вводятся
Государственной Думой РФ. Согласно п.2
ст.12 НК РФ перечень федеральных налогов
устанавливается непосредственно НК РФ;
- налоги субъектов
федерации перечислены в НК РФ, но вводятся
в действие представительными (законодательными)
органами государственной власти субъектов
Федерации и обязательны к уплате только
на территории субъекта (налог на имущество,
транспорт, недвижимость);
- местные налоги
устанавливаются НК РФ, вводятся представительными
органами местного самоуправления и обязательны
к уплате на территории муниципального
образования.
- государственные
налоги, полностью зачисляемые в государственные
бюджеты;
- местные налоги,
зачисляемые в муниципальные бюджеты;
- пропорциональные
налоги, распределяемые между бюджетами
различных уровней по определенным квотам;
- внебюджетные
налоги, поступающие в определенные внебюджетные
фонды.
- налоги общего
назначения, используемые на общие цели,
без конкретизации мероприятий или затрат,
на которые они расходуются – это большинство
налогов в РФ;
- целевые налоги,
зачисляемые в целевые внебюджетные фонды
или выделяемые в бюджете отдельной строкой
и предназначенные для финансирования
конкретно определенных мероприятий (земельный
налог).
- разовые налоги,
уплачиваемые один раз при совершении
конкретных действий (налог на наследование);
- регулярные
налоги, систематически взимаемые
через определенные промежутки времени
и в течение всего периода владения или
деятельности плательщика (налог на доходы
физических лиц, налог на имущество организаций).
4.
Функции налогов.
Налоги
выполняют одновременно четыре основные
функции: фискальную, социальную, регулирующую,
стимулирующую.
1.
Фискальная функция — основная функция
налогообложения. Исторически наиболее
древняя и одновременно основная: налоги
являются преимущественной составляющей
доходов государственного бюджета. Реализация
функции осуществляется за счет налогового
контроля и налоговых санкций, которые
обеспечивают максимальную собираемость
установленных налогов и создают препятствия
к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря,
это сбор налогов в пользу государства.
Благодаря данной функции реализуется
главное предназначение налогов: формирование
и мобилизация финансовых ресурсов государства.
Все остальные функции налогообложения —
производные от фискальной. Во всяком
случае, наряду с чисто финансово-фискальными
целями налоги могут преследовать и другие,
например экономические или социальные.
Иначе говоря, финансовые цели, будучи
самыми существенными, не являются исключительными.
2.Распределительная
(социальная) функция налогообложения —
состоит в перераспределении общественных
доходов(происходит передача средств
в пользу более слабых и незащищенных
категорий граждан за счет возложения
налогового бремени на более сильные категории
населения).
3.Регулирующая
функция налогообложения — направлена
на достижение посредством налоговых
механизмов тех или иных задач экономической
политики государства.
4.Стимулирующая
функция налогообложения — направлена
на поддержку развития тех или иных экономических
процессов.
Она реализуется
через систему льгот и освобождений.
Нынешняя система налогообложения
предоставляет широкий набор
налоговых льгот малым предприятиям,
предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным
производителям, организациям, осуществляющим
капитальные вложения в производство
и благотворительную деятельность.
Дестимулирующая
функция налогообложения — Направлена
на установление через налоговое бремя
препятствий для развития каких-либо экономических
процессов.
Заключение
Налог
- необходимое условие существования
государства, поэтому обязанность
платить налоги распространяется на
всех налогоплательщиков в качестве
безусловного требования государства.
Налогоплательщик не вправе распоряжаться
по своему усмотрению той частью своего
имущества, которая в виде определенной
денежной суммы подлежит взносу в
казну, и обязан регулярно перечислять
эту сумму в пользу государства,
так как иначе были бы нарушены
права и охраняемые законом интересы
других лиц, а также государства.
Взыскание налога не может расцениваться
как произвольное лишение собственника
его имущества, оно представляет
собой законное изъятие части
имущества, вытекающее из конституционной
публично-правовой обязанности. Также
можно отметить, что установление
налогообложения является неотъемлемым
признаком государства и средством
обеспечения функционирования государства.
Основными
признаками налога являются обязательность,
безвозвратность и индивидуальная
безвозмездность, денежный характер и
публичное предназначение.
Налоги
бывают прямые и косвенные; федеральные,
налоги субъектов РФ и местные; налоги
общего назначения и целевые; разовые
и регулярные.
Функции
налогов это фискальная, социальная,
регулирующая и стимулирующая.
Список
использованной литературы:
- "Конституция
Российской Федерации" (принята
всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами
РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
- Налоговый
кодекс РФ – части первая от 31.07.98 № 146-ФЗ
и часть вторая от 05.08.2000 №117-ФЗ.
- Бюджетный
кодекс РФ от 31.07.1998 №145-ФЗ.
- Налоговое
право России: Учебник для вузов / Отв.
ред. д.ю.н., проф. Ю. А. Крохина.2-е изд., перераб.
- М.: Норма, 2004. - 720 стр
- Налоговое
право. Землин А.И.М.: ИНФРА-М, 2005. —
304 с. (Профессиональное образование)
- Белов В.А.
Курс лекций: "Налоговое право"