Понятие коммерческой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:47, лекция

Описание работы

1. Коммерческая деятельность как категория рыночной экономики.

2. Торговля и ее роль в сфере товарного обращения.

Работа содержит 1 файл

ЛЕКЦИЯ.doc

— 56.50 Кб (Скачать)

ЛЕКЦИЯ 1

Понятие коммерческой деятельности

1. Коммерческая  деятельность как категория рыночной  экономики.

2. Торговля  и ее роль в сфере товарного  обращения. 

     1. Сущность коммерческой деятельности.

     Коммерция — это вид предпринимательской деятельности. Коммерция — слово латинского происхождения (commercium — торговля). Коммерческая деятельность направлена на организацию актов купли-продажи с целью получения прибыли и удовлетворения потребностей покупателей. В современной литературе часто смешивают понятия: коммерческая деятельность, торговля и предпринимательство. Это смешение необоснованно, так как каждое их этих понятий имеет свою область применения. 

       Коммерческая деятельность — более узкое понятие, чем предпринимательство. Предпринимательство — это организация экономической, производственной и иной деятельности, приносящей предпринимателю доход. Предпринимательство означает организацию деятельности промышленного предприятия, сельской фермы, торгового предприятия, предприятия обслуживания, банка. Коммерцию следует рассматривать как одну из сторон предпринимательской деятельности, так как в сферу коммерческой деятельности входит обеспечение сделок купли-продажи товаров.

     В сравнении с торговлей, коммерческая деятельность понятие экономически более широкое и представляет собой обширную сферу деятельности торговых организаций и предприятий, направленной на совершение процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. В основе торговли всегда лежит коммерция, но не каждая коммерческая деятельность сводится только к торговле. Акт купли-продажи товаров базируется на основной формуле товарного обращения — смене формы стоимости:

     Д — Т и Т' — Д'.

     Из этого вытекает, что коммерческая работа в торговле — понятие более широкое, чем простая купля-продажа товара. Чтобы акт купли-продажи состоялся, коммерсанту необходимо изучить спрос населения и рынок сбыта товаров, наладить с поставщиками и покупателями хозяйственные связи, организовать транспортировку товаров, рекламно-информационную работу по сбыту товаров.

     Особым  образом производится профессиональная подготовка коммерческих работников. Кроме знаний в области экономики и управления, специалист коммерции должен обладать рядом специфических навыков в области делового общения и переговоров, уметь принимать нестандартные решения при закупке и продаже товаров.

     Профессиональная  деятельность специалиста коммерсанта осуществляется в сфере товарного обращения, которая начинается сбытом готовой продукции производственными предприятиями и заканчивается продажей товаров конечным покупателям. Специалист коммерции должен на основе профессиональных знаний обеспечить эффективную коммерческую деятельность и тем самым способствовать решению важной социально-экономической задачи – удовлетворению потребностей покупателей.

     Объектами коммерческой деятельности являются товары и услуги, подлежащие купле-продаже или обмену в сфере обращения. Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров.

     Основные  виды профессиональной деятельности специалиста коммерции: организационно-коммерческая; товароведно-экспертная; маркетинговая; торгово-экономическая; аналитическая; торгово-закупочная; внешнеторговая.

     Основные  разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность.

     Во-первых, речь идет о закупке товаров с целью их дальнейшей перепродажи. Работа, связанная с закупками, включает следующие основные операции: планирование закупок;  организация приобретения товаров и доставка их на предприятие; регулирование размеров материальных запасов.

     Во-вторых, продажа товаров или услуг. Функцию продажи выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности зависит использования маркетинга и логистики.

     В третьих, торгово-посредническая деятельность на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, то есть, оптовая и розничная торговля. Участие посредника в процессе товародвижения является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару.

     Коммерческая  деятельность в сфере товарного обращения связана с выполнением следующих операций:

  • у изготовителей – подготовка продукции к отправке, отпуск и ее документальное оформление, отгрузка,;
  • на складах посредников – приемка товаров, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка;
  • в магазинах – приемка товаров по количеству и качеству, хранение, размещение на прилавках магазинов, продажа товаров конечным покупателям.

     Таким образом, коммерческая деятельность является необходимым условием обеспечения  конечных потребителей товарами и услугами.

      

     2. Торговля и ее  роль в сфере  товарного обращения.

     Торговля особая деятельность людей, связанная с осуществлением актов купли-продажи и представляющая собой совокупность операций, направленных на обслуживание покупателей в процессе торгового обслуживания.

     Торговля  является источником поступления денежных средств и является основой финансовой стабильности государства. Современная коммерческая деятельность осуществляется в сфере товарного обращения специализированными коммерческими организациями. Для осуществления торговых процессов существуют оптовые и розничные торговые предприятия, следовательно, различают оптовую и розничную торговлю.

     Оптовая торговля – реализация товаров крупными партиями для дальнейшей перепродажи. Товары в результате оптового оборота в конечное потребление не поступают.

     Розничная торговля – реализация товаров конечному потребителю для личного или семейного потребления, что является завершающим звеном движения товара в сфере обращения. На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производство, создается экономическая основа для возобновления производства.

     По  характеру выполняемых функций  процессы, совершаемые в торговле, можно подразделить на два основных вида: коммерческие (торговые) и производственные (технологические).

     Коммерческие  процессы – процессы, связанные с куплей-продажей товаров. К ним относятся и не связанные с актами купли-продажи, но обеспечивающие непрерывность их осуществления и не имеющие производственного(технологического) характера (изучение потребностей, заключение договоров купли-продажи, реклама и т.д.).

     Основные  коммерческие процессы в торговле можно подразделить на следующие виды:

- изучение  и прогнозирование покупательского  спроса

- изучение и выявление потребностей населения в товарах и услугах;

- выявление  и изучение источников поступления и поставщиков товаров;

- организация  рациональных хозяйственных связей  с поставщиками товаров, включая  заключение договоров на поставку  товаров, разработку и представление  заявок и заказов  на товары, организацию контроля и учета  за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерческих расчетов.

- организация  и технология проведения оптовых  закупок товаров у разных поставщиков  (на оптовых ярмарках, товарных  биржах, аукционах, у изготовителей  продукции, торговых посредников);

- организация  и технология оптовой и розничной  продажи, включая формы и методы  продажи товаров, условия их  применения качество обслуживания;

- рекламно-информационная  деятельность по сбыту товаров;

- формирование  торгового ассортимента на складах  и в магазинах, управление товарными запасами.

     Технологические процессы - процессы, связанные с движением товара и являющиеся продолжением процесса производства в сфере обращения (транспортирование, хранение, упаковка, фасовка, подсортировка). Они представляют собой единство трех элементов: живого труда, средств труда и предметов труда.

     Средствами  труда служат вещи, при помощи которых  человек воздействует на предмет  своего труда и видоизменяет его. К средствам труда относят  орудия труда, а также производственные здания, склады и транспорт. Орудиями труда в торговле являются кассовые аппараты, торгово-технологическое оборудование и др.

     К предметам труда относят находящиеся  в обращении товары, тара.

     Кроме коммерческих и производственных процессов  в торговле выполняются также дополнительные торговые услуги, так как осуществление актов купли-продажи сопровождается разнообразными операциями по обслуживанию покупателей. По своему функциональному содержанию дополнительные торговые услуги могут быть отнесены как к технологическим так и к коммерческим процессам. Услуги оказываются как изготовителями и оптовиками (к примеру, для розничного предприятия), так и конечному потребителю. Конечному покупателю могут оказываться следующие услуги: доставка товаров на дом, установка, настройка оборудования, прием заказов и т.д.

Литература 

1. Чкалова  О.В. Торговое предприятие: учеб. пособие / О.В. Чкалова. – м.: Эксмо, 2008. – 320 с. 

2. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 324 с.

3. Панкратов  Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник. – М.: "Дашков и Ко", 2005. – 504 с.

Вопросы к семинару.

1. Дать  определение сущности коммерческой  деятельности. Что это такое. 

2. Сущность  и содержание оптовой и розничной  торговли. Привести пример выполнения функций оптовым или розничным торговым предприятием (на примере), перечислить функции.

3. Определить  понятие "сфера товарного обращения".

4. Отличие  понятий "коммерция", "торговля", "предпринимательство".

Информация о работе Понятие коммерческой деятельности