Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:46, реферат
Функционирование налоговой системы обеспечивается мерами юридической ответственности. В частности, Российское законодательство предусматривает меры уголовной ответственности за совершение различных видов нарушений законодательства о налогах и сборах.
Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Функционирование
налоговой системы
Налоговая ответственность, наступающая в результате совершения налогового правонарушения, обладает рядом признаков, характерных для уголовной ответственности: она является средством охраны правопорядка; состоит в применении мер государственного принуждения; наступает за нарушение правовых норм; наступление ее регулируется нормами права; является следствием виновного деяния; заключается в применении санкций и связана с отрицательными последствиями материального или морального характера, которые нарушитель должен претерпеть; реализуется в соответствующих процессуальных формах.
Вместе с тем
налоговая ответственность
Уголовная ответственность за налоговые преступления.
Впервые уголовная ответственность за нарушения налогового законодательства была введена в 1992г., когда в УК РСФСР были включены статьи (162/2 и 162/3). В настоящее время Уголовный кодекс Российской Федерации содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за такого рода деяния:
Ст.194 «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица»;
Ст.198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица»;
Ст.199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации»;
Ст.199/1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;
С.199/2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производится взыскание налогов и (или) сборов»
Ряд других статей
УК РФ (например, ст.171, 172, 173, 174 и др.)
в опосредованной форме также
непосредственно связаны с
Уголовная ответственность, в том числе и за нарушения налогового законодательства, характеризуется следующими специфическими чертами:
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица в крупном размере
( ст.194 УК РФ)
Квалифицирующими признаками являются деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору и в особо крупном размере. Преступление признается совершенным, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает 500 тыс.руб., а в особо крупном – 1 млн 500 тыс.руб.
Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды
(ст. 198 Ук РФ)
Объектом преступного посягательства являются общественные отношения, складывающиеся в сфере экономики, в процессе уплаты налогов физическими лицами.
Объективная сторона выражается в уклонении от уплаты налогов и ( или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, подача которых является обязательной по законодательству, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений.
Критерием ограничения данного преступления от аналогичного по характеру правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность , является его крупный размер. Таким размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 100тыс.руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и ( или ) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и ( или) сборов ,либо превышающая 300тыс.руб.
Субъектом данного преступления может быть только физическое лицо( гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства)- налогоплательщик, обязанный подавать декларацию о доходах.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Срок давности по данному преступлению равен двум годам.
Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды организации
(ст. 199 УК РФ)
Объектом данного преступления является та же сфера экономических отношений, возникающих в процессе уплаты налогов в бюджет и внебюджетные фонды.
Объективная сторона выражается в действии – в уклонении от уплаты налогов и ( или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых обязательно в соответствии с законодательством, либо путем включения в налоговую декларацию или иные документы заведомо ложных сведений, совершенном в крупном размере.
Крупным размером признается сумма налогов и(или) сборов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 600 тыс.руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих оплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 1млн 800 тыс.руб.
Это преступление
характеризуется специальным
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Срок давности по первой части данной статьи 6 лет.
Квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц по предварительному сговору и особо крупный размер.
Срок давности в данном случае 10 лет.
Неисполнение обязанностей налогового агента
( ст.199 /1 УК РФ)
В УК РФ предусмотрена ответственность налогового агента, то есть специального субъект, за неисполнение обязанностей, к которым в соответствии с НК РФ относится исчисление, удержание и перечисление налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Объективная сторона данного преступления выражена в форме бездействия, т.е. неисполнения обязанностей в личных интересах в крупном размере.
Таким образом можно сформулировать понятие налогового преступления – это виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), в сфере налогообложения, за совершение которого Уголовным кодексом РФ предусмотрено наказание.
Информация о работе Понятие и виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах