Понятие и сущность прокурорского надзора

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Содержание

I. Общие положения деятельности прокуратуры РФ.

1.1 Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ.

1.2 Основные функции прокуратуры…………..

II. Прокурорский надзор

2.1 Понятие прокурорского надзора…………………..

2.2 Сущность прокурорского надзора……………..

2.3 Предмет общего надзора…………………..

2.4 Виды (отрасли) прокурорского надзора……………

2.5 Цели и задачи прокурорского надзора…..

2.6 Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора

III. Заключение………..

IV. Тест ……….

V.Терминология………

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по правоохранительным органам.doc

— 117.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «Правоохранительные органы»

на тему: «Понятие и сущность прокурорского надзора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Первоуральск,2010.

Содержание

Введение…..

 

I. Общие положения деятельности прокуратуры РФ.

 

1.1 Правовые основы деятельности Прокуратуры РФ.

 

1.2 Основные функции прокуратуры…………..

 

II. Прокурорский надзор

 

2.1 Понятие прокурорского надзора…………………..

 

2.2 Сущность прокурорского надзора……………..

 

2.3 Предмет общего надзора…………………..

 

2.4 Виды (отрасли) прокурорского надзора……………

 

2.5 Цели и задачи прокурорского надзора…..

 

2.6 Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора

 

III. Заключение………..

 

IV. Тест ……….

 

V.Терминология………

 

VI. Библиография…………..

 

 

 

 

 

Введение

 

           Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

           В современных условиях функционирования прокуратуры все более актуальной становится проблема изучения  вопросов прокурорского надзора в России. Вопрос о прокурорском надзоре приобрел актуальность в связи с тем прокуратура в системе правоохранительных органов занимает одно из важнейших мест.

 

Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей. Проблемы изучения истории образования от­ражены  в работах таких авторов как Басков В.И. Гуценко К.Ф Скуратов Ю.

     

   В исследовании используется термин ’’прокурорский надзор’’, поскольку на данный момент во всех законодательных актах используется именно он. В частности, в законах Российской Федерации ’’ О Прокуратуре РФ’’,  в приказах Генеральной прокуратуры  и других применен именно этот термин.

Предметом исследования явились понятия, цели и сущность Прокурорского надзора. Поскольку невозможно охватить все частности и детали в деятельности прокуратуры, то речь в исследовании пойдет о наиболее важных моментах. Во-первых, Общие положения деятельности прокуратуры РФ. Во-вторых,  о прокурорском надзоре, поскольку именно его изучение и является целью нашего исследования.

II. Общие положения деятельности прокуратуры РФ.

 

 

             

 

 

1.2 Основные функции прокуратуры.

 

    Основными функциями прокуратуры являются:

     1)надзор за соблюдением законов всеми  органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами;

     2)надзор за соблюдением законов органами, ведущими борьбу с  преступностью и другими правонарушениями и расследующими деяния, содержащие признаки преступления;

     3)расследование деяний, содержащих признаки преступления;

     4)поддержание государственного обвинения, участие в рассмотрении в судах уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях и хозяйственных споров в арбитражных судах;

     5)надзор за  исполнением законов в местах содержания задержанных,

предварительного заключения, при исполнении наказаний и применении других мер принудительного характера, назначаемых судом;

     6)надзор за соблюдением законов органов военного управления,  воинскими объединениями, соединениями, воинскими  частями, подразделениями, военными учреждениями и военными учебными заведениями  и  должностными лицами Вооруженных Сил, Пограничных войск, Национальной гвардии, Управления государственной охраны, Федеральной Службы Безопасности.

     Прокуратура принимает участие в разработке органами государственной власти мер предупреждения преступлений и других правонарушений,  в работе по совершенствованию и разъяснению законодательства.

     На прокуратуру  не  могут  возлагаться функции, не предусмотренные

законами Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Прокурорский надзор

3.2 Сущность прокурорского надзора

      Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на ее территории. Из этого определения вытекают следующие принципиально важные положения.

 

      Прокурорский надзор — самостоятельный, специфический вид государственной деятельности. Эту деятельность не могут осуществлять кроме прокуратуры никакие другие государственные, общественные, самодеятельные или иные органы, организации, учреждения, должностные или физические лица. Прокурорский надзор осуществляется от имени государства — Российской Федерации. Важность этого положения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет и защищает общественные интересы не от имени отдельных органов местного самоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительной или судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системой государства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций, учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересами государства в целом.

 

Самостоятельность прокурорского надзора как вида государственной деятельности, его отличие от других видов деятельности как прокуратуры, так и иных государственных органов, определяется содержанием этой деятельности, которая состоит в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения требований законов, соответствия иных правовых актов закону и устранении (принятии мер к устранению) выявленных правонарушений.

 

Специфичность прокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, что он не относится к деятельности какой-то одной ветви власти (представительной, исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этих ветвей. Дело в том, что органы прокуратуры занимают особое место в государственной системе Российской Федерации.

Имея функциональное отношение к каждой из трех предусмотренных Конституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни к одной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзора как основного вида деятельности прокуратуры. Рассматривая сущность прокурорского надзора, следует

иметь в виду, что под термином «прокурорский надзор» может пониматься:

 

а) специфический вид государственной деятельности, о котором говорилось выше;

 

б) самостоятельная отрасль юридической науки;

 

в) учебная дисциплина. В учебнике рассматривается в основном первое из названных значений. Однако множественность значений этого понятия, как и ряда других, употребляемых в теории и практике прокурорского надзора, требуют самостоятельного  рассмотрения вопроса о понятиях прокурорского надзора.

 

3.4.По своей сущности прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности един. Это единство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры. Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого прокурорского надзора порождены особенностями законодательства, за исполнением которого осуществляется надзор, и особенностями, различием субъектов, исполняющих это законодательство и, вследствие этого, различием в полномочиях прокуроров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре выделяются следующие отрасли прокурорского надзора.

I. Надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов и соответствием законам издаваемых правовых актов.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить необыкновенную широту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а также законность издаваемых правовых актов. Их многочисленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 Закона о прокуратуре о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов действующих на территории Российской Федерации».

Более подробно в Законе о прокуратуре характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы. Хотя и здесь многочисленность и разнообразие этих субъектов позволили ограничиться перечислением только их видов. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре ими являются: а) федеральные министерства; б) государственные комитеты, службы и иные федеральные органы исполнительной власти; в) представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; г) органы местного самоуправления; д) органы военного управления; е) органы контроля; ж) должностные лица перечисленных органов; з) органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. Нет нужды еще раз подчеркивать многочисленность этих субъектов, их разнообразие и специфику их деятельности.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматриваемой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на практике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере исполнения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д. Названное направление отрасли прокурорского надзора осуществляется в двух формах. Согласно ст. 21 Закона о прокуратуре прокурорский надзор осуществляется не только за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, но и за соответствием законам издаваемых перечисленными в этой статье субъектами правовых актов.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществлять надзор за законностью правовых актов, Закон о прокуратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым должны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами исполнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты порождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора входит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих права и свободы граждан и исполнение большого числа законов, объединенных сферой регулирования прав и свобод человека и гражданина. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммерческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в области защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключительной важностью для каждого гражданина и государства деятельностью органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее регулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот почему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важность.

Информация о работе Понятие и сущность прокурорского надзора