Понятие и роль налогов в жизни государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 19:38, реферат

Описание работы

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Содержание

1. Понятие налога
2. Признаки налога
3. Отличие налога от других обязательных платежей в бюджет
4. Виды налогов
5. Функции налога

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 21.79 Кб (Скачать)

Понятие и роль налогов  в жизни государства

План

1. Понятие налога

2. Признаки налога

3. Отличие налога  от других обязательных  платежей в бюджет

4. Виды налогов

5. Функции налога 

     1. Понятие налога

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных  образований.

Сущность налога состоит в отчуждении принадлежащих  частным лицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, то есть в законном изъятии государством в пользу общества определенной части  валового внутреннего продукта в  виде обязательного взноса. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций  – в денежной форме переходит  в собственность государства. 

     2. Признаки налогов:

1) императивно-обязательный  характер. Уплата налога является  конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом.  Налогоплательщик не вправе отказаться  от исполнения налоговой обязанности.  Этим налоговые платежи отличаются  от такого вида бюджетных доходов,  как безвозмездные перечисления.

2) индивидуальная  безвозмездность. Уплата налога  не порождает встречной обязанности  государства совершить в пользу  данного, персонально определенного  налогоплательщика

конкретные  действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь  отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает  каких-либо дополнительных субъективных прав;

3) денежная форма. НК РК определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта РК.

4) публичный  и нецелевой характер налогов.  Налоговые платежи – безусловный  атрибут государства, без которого  оно не может существовать. Именно  налоги и сборы составляют  подавляющую часть доходных источников  государства и муниципальных  образований (иногда до 90%). 

     3.Отличие налога от других обязательных платежей в бюджет

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Характерной чертой налога является его безвозвратность  и безвозмездность, но не все обязательные платежи, взимаемые на основе безвозвратности  и безвозмездности, являются налогами.

Основная  цель взимания налогов – обеспечение совокупности расходов государства.

Основное отличие  налога от пошлины или сбора заключается  в том, что при уплате пошлины  или сбора всегда присутствуют специальная  цель, за что конкретно уплачивается пошлина, и специальные интересы, а налоги носят безвозвратный  и безвозмездный характер. Налоги, как и сборы, тоже могут иметь  специально определенную цель (целевые  налоги), но никогда не могут быть индивидуально возмездными.

в Налоговом  кодексе РК понятие «сбор» охватывает непосредственно сборы и пошлины.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Пошлина, как и сбор, взимается в индивидуальном порядке в связи с услугой, носящей публично-правовой характер.

Пошлина не обеспечивает полностью какой-то определенный государственный  орган, так как его финансирование может быть обеспечено и иными  источниками.

При определении  размера пошлины или сбора  используются иные принципы, нежели при  определении размера налога. Размер пошлины, как правило, устанавливается  в конкретной форме и определяется, исходя из характера и размера  услуг.

В законодательстве РК существуют три вида пошлин:

государственная, взимающаяся за ряд услуг в  пользу плательщика: принятие исковых  заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация  актов гражданского состояния, выдача документов за предоставление специального права;

регистрационные. Эти пошлины взимаются при  обращении лица с заявкой о  выдаче патента на изобретение, промышленный образец, полезную модель и др.;

таможенные  пошлины, взимающиеся при совершении экспортно-импортных операций. 

    4.Виды налогов

В данное время на территории РК действуют 9 видов налогов.

1.Корпоративный подоходный налог.

2.Индивидуальный подоходный налог.

3.Налог на добавленную стоимость.

4.Акцизы.

5.Налоги и специальные платежи недропользователей.

6.Социальный налог.

7.Земельный налог.

8.Налог на транспортные средства.

9.Налог на имущество. 

    К плательщикам корпоративного подоходного налога относятся юридические лица-резиденты Республики Казахстан, за исключением Национального Банка РК и государственных учреждений (а также юридические лица, применяющие специальный налоговый режим), а также юридические лица-нерезиденты, осуществляющие деятельность в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.

    Налогооблагаемый  доход определяется как разница  между совокупным годовым доходом  и вычетами. Убытки от предпринимательской  деятельности переносятся на срок до трех лет включительно (убытки по контрактам на недропользование переносятся на срок до семи лет включительно) для  погашения за счет налогооблагаемого  дохода последующих налоговых периодов.

    Плательщиками индивидуального  подоходного налога являются физические лица, имеющие объекты налогообложения. Согласно Налоговому кодексу РК не подлежат налогообложению следующие виды доходов физических лиц:

    а) адресная социальная помощь, пособия  и компенсации;

    б) алименты, полученные на детей и  иждивенцев;

    в) возмещение ущерба работнику;

    г) вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по их вкладам в банках и  организациях;

    д) выигрыши по лотерее в пределах 50% от минимальной суммы з/п;

    е) стипендии и др.

    Налог на добавленную стоимость  представляет собой отчисления в бюджет части стоимости облагаемого оборота по реализации, добавленной в процессе производства и обращения товаров, а также отчисления при импорте товаров на территорию РК. Объектами обложения налогом на добавленную стоимость являются: облагаемый оборот и облагаемый импорт.

    Акцизами облагаются товары, произведенные на территории РК и импортируемые на территорию РК, а также некоторые виды деятельности.

    Подакцизными  товарами являются:

  1. все виды спирта;
  2. алкогольная продукция;
  3. табачные изделия;
  4. бензин (за исключением авиационного), дизельное топливо;
  5. легковые автомобили;
  6. сырая нефть, включая газовый конденсат;

    Подакцизными  видами деятельности являются:

  1. игорный бизнес;
  2. организация и проведение лотерей.

Ставки акцизов  утверждаются Правительством РК и устанавливаются  в процентах к стоимости товара и в абсолютной сумме на единицу  измерения в натуральном выражении.

    Не  подлежат обложению акцизом:

    - экспорт подакцизных товаров;

    - спирт этиловый в пределах  квот: для изготовления лечебных  и фармацевтических препаратов, государственным медицинским учреждениям. 

    Налоги  и специальные  платежи недропользователей состоят из: налога на сверхприбыль, налога на сырую нефть, бонусов, роялти и др. 

Плательщиками налога на сверхприбыль и специальных  платежей недропользователей являются физические и юридические лица, осуществляющие операции по недропользованию в РК (нефть, природный газ, уголь, подземные  воды, товарные руды, драгоценные металлы, драгоценные камни, сырье для  производства строительных материалов и др.).

    Плательщиками социального налога являются: юридические лица-резиденты и нерезиденты РК; индивидуальные предприниматели; частные нотариусы, адвокаты.

    Объектом  налогообложения для плательщиков являются расходы работодателя, выплачиваемые  работникам в виде доходов. Уплата социального  налога производится не позднее 15 числа  месяца, следующего за отчетным месяцем. 

    Плательщиками земельного налога являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения: на праве собственности, на праве постоянного землепользования, на праве временного землепользования. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землевладельцев и землепользователей. 

    Земли населенных пунктов, занятые под  автостоянки и автозаправочные  станции, а также земли, отведенные под территории рынков, подлежат налогообложению  по базовым ставкам на земли населенных пунктов, увеличенным в десять раз. 

    Плательщиками налога на транспортные средства являются физические и юридические лица, имеющие объекты обложения.

    Не  являются плательщиками налога на транспортные средства: организации, содержащиеся только за счет гос. бюджета, участники ВОВ (по одному автотранспорту), Герои Советского Союза, Халык кахарманы, лица, удостоенные  звания «Мать-героиня» и др.

    Плательщиками налога на имущество  являются физические и юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие объект налогообложения на праве собственности на территории РК. Ставка налога на имущество составляет для юридических лиц 1%, для индивидуальных предпринимателей 0,5% и 0,1% для физических лиц (до 1 млн. тг.) от среднегодовой стоимости объектов налогообложения. 

    Согласно  Налоговому кодексу РК предусмотрены  специальные налоговые режимы для:

    - субъектов малого бизнеса;

    - крестьянских (фермерских хозяйств);

    - юридических лиц – производителей  сельскохозяйственной продукции.

    Специальный налоговый режим для субъектов  малого бизнеса предусматривает  применение разового талона (не более 90 дней в году), ведение бизнеса  на основе патента (не использует труд наемных работников, осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства, доход за год не превышает 1,0 млн. тенге) и на основе упрощенной декларации (среднесписочная численность за год не более 15 человек, включая самого ИП,  для индивидуальных предпринимателей, предельный доход 4500,0 тыс. тг.; не более 25 человек и 9000,0 тыс тг. для юридических  лиц).

    Крестьянские (фермерские хозяйства), применяющие  специальный налоговый режим  на основе уплаты единого земельного налога, не являются плательщиками  следующих видов налогов: ИПН; НДС; земельного налога, налога на транспортные средства, налога на имущество.

Информация о работе Понятие и роль налогов в жизни государства