Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 18:06, контрольная работа

Описание работы

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, они отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Содержание

Введение. 3
Состав, структура и полномочия налоговых органов. 5
Правовая основа деятельности налоговых органов РФ. 5
Организационная система налоговых органов. 6
Права налоговых органов. 11
Полномочия таможенных органов в области налогообложения. 12
Органы внутренних дел в сфере налогообложения. 13
Полномочия органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений. 14
Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования. 15
Заключение 17
Список использованной литературы. 19

Работа содержит 1 файл

Налоговая администрация Российской Федерации.docx

— 58.58 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение. 3

Состав, структура  и полномочия налоговых органов. 5

Правовая  основа деятельности налоговых органов  РФ. 5

Организационная система налоговых органов. 6

Права налоговых  органов. 11

Полномочия  таможенных органов в области  налогообложения. 12

Органы внутренних дел в сфере налогообложения. 13

Полномочия  органов внутренних дел в сфере  налоговых правоотношений. 14

Полномочия  финансовых органов в сфере налогового администрирования. 15

Заключение 17

Список  использованной литературы. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Совокупность законных и  подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и  объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.

Налоговые органы РФ - государственные  органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством  взимание налогов и сборов.

В Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговые органы действуют  в пределах своей компетенции  и в соответствии с законодательством  Российской Федерации, они отделены от финансовых органов и имеют собственную структуру. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Установление общих принципов  налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно - процессуальное законодательство - относится  к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Каждый обязан платить законно установленные  налоги и сборы. Законы, устанавливающие  новые налоги или ухудшающие положение  налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Единство системы налоговых  органов обеспечивается тем, что  функции контроля за взимание налогов  всех уровней на территории Российской Федерации выполняют органы МНС России. Создание налоговых органов, не входящих в систему МНС России, не допускается. Такое построение системы налоговых органов определено конституционным принципом единства налоговой политики и необходимо для единообразного применения налогового законодательства.

В настоящей работе рассмотрены  полномочия налоговых органов, таможенных и финансовых органов, а также  органов внутренних дел в сфере  налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав, структура и полномочия налоговых органов.

Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным  государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными  полномочиями для решения государственных  задач в сфере налогообложения. Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.

Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему  РФ налогов и сборов.

В случаях, предусмотренных  законодательством РФ, налоговые  органы в пределах своей компетенции  также осуществляют контроль:

  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ других обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением валютного законодательства РФ.

Правовая основа деятельности налоговых  органов РФ.

В настоящее время правовое регулирование деятельности налоговых  органов Российской Федерации непосредственно  осуществляется:

  • статьями гл. 5 Налогового кодекса;
  • статьями Закона о налоговых органах – специализированного нормативно-правового акта, определяющего правовой статус, порядок организации и деятельности системы налоговых органов РФ.

Закон о налоговых органах  является институциональным законодательным  актом, определяющим правовой статус системы  государственных налоговых органов  РФ.

Помимо НК и Закона о  налоговых органах на территории РФ действует еще ряд нормативно-правовых актов разной юридической силы, которые  тем или иным образом связаны  с налоговыми органами.

Организационная система налоговых  органов.

В организационном плане  система налоговых органов представлена уполномоченным по контролю и надзору  в области налогов и сборов федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

За последние 15 лет название уполномоченного федерального органа исполнительной власти, возглавляющего систему налоговых органов, неоднократно изменялось. На разных этапах эту роль выполняли:

  • Государственная налоговая служба Российской Федерации (ГНС России) (с 1991 по 1998 г.);
  • Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) (с 1999 по 2004 г.);
  • Федеральная налоговая служба (ФНС России) (осень 2004 г. – по настоящее время).

Федеральная налоговая служба находится в ведении Минфина  России (рис. 1).

В структуре налоговых  органов можно выделить четыре уровня (федеральный, федерально-окружной, региональный и местный), соответствующих уровням  государственного управления и административно-территориальному делению Российской Федерации.

Вышестоящим налоговым органам  дается право отменять решения нижестоящих  налоговых органов в случае их несоответствия Конституции, федеральным  законам и иным нормативным правовым актам.

Правовой статус ФНС России дополнительно разъяснен в утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 Положении о Федеральной налоговой службе.

ФНС России является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:

  • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
  • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

В пределах компетенции налоговых  органов на ФНС России также возложены  функции агента валютного контроля.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти:

  • осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Рис. 1. Система и структура налоговых органов РФ

Свои функции и полномочия ФНС России осуществляет непосредственно  и через свои территориальные  органы.

Федеральную налоговую службу возглавляет руководитель, назначаемый  на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.

Специализированные  межрегиональные инспекции ФНС  России создаются в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на федеральном уровне. Специализированные межрегиональные инспекции ФНС России подчиняются непосредственно ФНС России. Межрегиональные инспекции ФНС России создаются по отраслевому принципу. Каждая такая инспекция осуществляет налоговое администрирование крупнейших налогоплательщиков только в одной из отраслей хозяйственной деятельности.

Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральному округу созданы для:

  • осуществления взаимодействия ФНС России с полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе по вопросам, отнесенным к ее компетенции;
  • проверки эффективности работы управлений ФНС России по субъектам РФ по обеспечению полного, своевременного, правильного исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
  • осуществления в пределах своей компетенции финансового контроля за деятельностью территориальных налоговых органов, федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, находящихся в ведении ФНС России, на территории соответствующего субъекта РФ, входящего в федеральный округ.

Управления ФНС  России по субъектам РФ представляют собой элемент системы налоговых органов регионального уровня. Первоочередными задачами УФНС России являются организационно-методическое обеспечение налогового контроля, руководство нижестоящими налоговыми органами, координация их деятельности, а также обобщение и анализ результатов деятельности нижестоящих налоговых органов. Проверки налогоплательщиков проводятся УФНС России преимущественно в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов, а налоговое администрирование в полном объеме осуществляется только в отношении крупнейших налогоплательщиков и только в том случае, если для этих целей не создаются специализированные межрайонные инспекции ФНС России.

Специализированные  межрайонные инспекции ФНС России (ИФНС) создаются, как правило, в целях осуществления налогового контроля за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне. Специализированные межрайонные ИФНС России подчиняются непосредственно УФНС России по субъекту РФ и ФНС России.

Инспекция контролирует крупнейших налогоплательщиков:

  • осуществляющих деятельность на территории данного субъекта РФ;
  • имеющих на территории данного субъекта РФ обособленные подразделения, а также недвижимое имущество и транспортные средства, подлежащие налогообложению.

Территориальная инспекция ФНС России является основным структурным элементом системы налоговых органов РФ. Основными задачами территориальных налоговых инспекций служат:

  • осуществление налогового контроля (контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов, сборов и иных обязательных платежей);
  • осуществление контроля за соблюдением законодательства РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
  • организация и осуществление иного контроля, отнесенного федеральным законодательством к компетенции налоговых органов.

Территориальные налоговые  инспекции создаются по одному муниципальному образованию (району, району в городе, городу без районного деления) или  нескольким муниципальным образованиям (ИФНС России межрайонного уровня).

Права налоговых органов.

По своему содержанию права, предоставленные налоговым органам, можно классифицировать следующим  образом:

  • права организационного характера (например, право вызывать для дачи пояснений налогоплательщиков; привлекать к проведению налоговой проверки специалистов);
  • информационно-аналитические права (например, право определять расчетным путем суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет; требовать от налогоплателыциков документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов);
  • права контрольно-проверочного характера (например, право проводить налоговые проверки; право выемки необходимых документов);
  • юрисдикционные права (например, право налагать арест на имущество налогоплательщиков; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски по выявленным фактам нарушения действующего законодательства о налогах и сборах).

Информация о работе Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования