Платежный баланс

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень практически всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. Кроме того, платежный баланс страны взаимосвязан с курсообразованием национальной валюты страны. Поэтому можно считать, что платежный баланс страны является важной характеристикой развития внешнеэкономической связи с мировой экономикой. Очевидно, что с ростом внешнеэкономических связей роль и значение платежного баланса будет возрастать.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 50.85 Кб (Скачать)

Введение

 

   Платежный баланс служит источником информации, раскрывающей особенности и степень участия страны в международном обмене товарами, услугами и капиталом. Он необходим для того, чтобы была возможность постоянно наблюдать и оценивать, и, в случае необходимости, корректировать, объем и качество участия страны в мирохозяйственных связях.

В платежном балансе государства приводится систематизированный перечень практически всех операций с денежными средствами, которые опосредуют внешнеэкономические связи. Кроме того, платежный баланс страны взаимосвязан с курсообразованием национальной валюты страны. Поэтому можно считать, что платежный баланс страны является важной характеристикой развития внешнеэкономической связи с мировой экономикой. Очевидно, что с ростом внешнеэкономических связей роль и значение платежного баланса будет возрастать.

Развитие внешнеэкономических отношений требует особого инструмента, посредством которого субъекты, действующие на международном рынке, могли бы поддерживать между собой тесное финансовое взаимодействие. Таким инструментом выступают банковские операции по обмену иностранной валюты. Важнейшим элементом в системе банковских операций с иностранной валютой является обменный валютный курс, т.к. развитие международных экономических отношений требует измерения стоимостного соотношения валют разных стран.

В связи с этим очевидна важность исследования и изучения принципов построения, формирования и изменения состава и структуры платежного баланса с целью выявления причин неблагоприятных тенденций в развитии внешней экономики.

 

 

  1. Регулирование платежного баланса

 

    1. Платежный баланс; понятие, структура

 

   Платежный баланс - балансовый счет международных операций — это стоимостное выражение всего комплекса внешнеэкономических и международных связей страны в форме соотношения показателей вывоза и ввоза товаров, услуг, капиталов.

Платежный баланс является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами:

  • платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерно активном сальдо у других. Нестабильность баланса оказывает влияние на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттон-Вудскую систему в середине 70-х годов;

  • после отмены золотого стандарта в 30-х годах XX в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий;

  • в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.

Материальной основой регулирования платежного баланса служат:

  • государственная собственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;

  • возрастание доли национального дохода (до 40-50%), перераспределяемого через государственный бюджет;

  • непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;

  • регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.

   Государственное регулирование платежного баланса — это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо.

Существует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирование экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономичсского положения и состояния международных расчетов страны.

Важным объектом регулирования является торговый баланс. В современных условиях государственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но и сферу производства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализации товаров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерам налоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для создания долгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешних рынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их от экономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизации основного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен на обязательство выполнять определенную экспортную программу.

В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаются следующие меры:

  • ограничение нормы вывоза валюты туристами данной страны;

  • прямое или косвенное участие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлечения иностранных туристов;

  • содействие строительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходов по статье «Транспорт»;

  • регулирование миграции рабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращения переводов, осуществляемых иностранными рабочими;

  • регулирование движения капиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономической экспансии национальных монополий, а с другой — на уравновешивание платежного баланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальных капиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортера капиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций и вывоза товаров. Правительственные гарантии но инвестициям обеспечивают страхование коммерческого и политического риска.

При активном платежном балансе государственное регулирование направлено на устранение нежелательного чрезмерного активного сальдо. С этой целью финансовые, кредитные, валютные и другие методы, а также ревальвация валют используются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличения экспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) и ограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулирование платежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексов мероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышение процентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) и экспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов, девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельных статей, но и сальдо платежного баланса.

 

 

1.2 Методы регулирования  платежного баланса

 

   Важную роль в регулировании платежного баланса играет денежно-кредитная политика. Имеющийся внешний дисбаланс может отражать превышение внутренних инвестиций над сбережениями (или, что то же самое, превышение внутренних расходов над доходом), что может быть следствием чрезмерно экспансионистской денежно-кредитной политики. Прежде всего это важно для корректировки самой денежно-кредитной политики, с тем чтобы реальные процентные ставки были положительными и стимулировали рост сбережений, а внутренние экономические условия были достаточно стабильными для поощрения инвестиций. С точки зрения совокупного спроса и предложения из равенства (6.4) можно увидеть, что денежно-кредитная политика должна давать уверенность в том, что уровень внутренних расходов согласуется с производительностью экономики. Таким образом, с позиции платежного баланса денежно-кредитная и фискальная политика должна ограничивать внутренние расходы до уровня, обеспеченного внутренними ресурсами и возможностями реального внешнего финансирования.

   Один из важных аспектов денежно-кредитной политики в отношении регулирования платежного баланса заключается в связи между операциями с резервными активами и внутренними монетарными условиями. Сокращение резервных активов может быть связано с отрицательным сальдо счета текущих операций и/или с чистым оттоком финансовых ресурсов, вызванным экспансионистской денежно-кредитной политикой. Сокращение резервных активов может привести к сокращению денежной базы, а следовательно, к ужесточению денежно-кредитной политики. Более рест- риктивная денежно-кредитная политика направлена на корректировку дисбаланса платежей путем повышения процентной ставки, которое подавляет внутренний спрос и делает внутренние активы более привлекательными для инвесторов. Однако этот встроенный регулирующий механизм может не дать необходимою результата, если денежные власти компенсируют сокращение резервных активов ростом внутреннего компонента денежной базы (например, через выкуп у банковской системы ценных бумаг на открытом рынке). Такое компенсаторное действие, направленное на предотвращение роста внутренней процентной ставки, способствует сохранению дефицита платежного баланса.

Положительное сальдо счета текущих операций отражает рост чистых требований частного или государственного сектора к нерезидентам (NKA) и/или увеличение официальных резервных активов (RT). Изменение чистой позиции по иностранным активам может происходить за счет сокращения обязательств перед нерезидентами в большей степени, чем рост совокупных требований. Если до того страна имела значительный рост обязательств и тяжелое бремя обслуживания долга, то такое сокращение может быть желаемым направлением развития: положительное сальдо текущего счета будет первым шагом к стабилизации платежног о баланса.

Если рассматривать мировую экономику в целом, то совокупный платежный баланс всех стран равен нулю. Однако сумма зарегистрированных балансовых позиций всех стран нулю не равна. Это связано с проблемами учета операций платежного баланса в странах.

Когда экономика не имеет дефицита счета текущих операций и ее частные требования к остальному миру растут, это свидетельствует о превышении совокупных внутренних сбережений над внутренними инвестициями. Если бюджетные расходы превышают поступление налогов (бюджетный дефицит), сбережения частного сектора превышают инвестиции. Размещение части внутренних сбережений в иностранные активы отражает, по-видимому, тот факт, что доходность этих активов для инвесторов более привлекательна, чем инвестиционные возможности внутренней экономики. Запасы ресурсов за пределами страны в форме увеличившихся чистых требований к нерезидентам будут в значительной части результатом эффективного размещения сбережений внутренней экономики до тех пор. пока увеличение чистых требований отражает действие рыночных сил.

Положительное сальдо счета текущих операций и финансового счета может быть следствием того, что политика правительства искажает решения в отношении сбережений и инвестиций и, следовательно, сдвигает платежную позицию в сторону положительного сальдо. Такие искажения могут принимать разные формы. Например, меры, прямо нацеленные на корректировку текущего счета: ограничивающие импорт тарифы и квоты; ограничения на платежи за границу; экспортные субсидии; создающие преференции внутренним производителям государственные закупки. Далее, политика интервенций на валютном рынке может быть сознательно направлена на поддержание заниженного курса национальной валюты, что также способствует росту положительного сальдо текущего счета. Наконец, могут приниматься меры, ограничивающие приобретение нерезидентами внутренних активов — ограничения, направленные на сдвиг счета финансовых операций к чистому оттоку, а следовательно, увеличивающие положительное сальдо текущего счета.

В любом случае, если устойчивое положительное сальдо текущего счета возникает в результате искажающих действий, соответствующие меры денежно-кредитной политики уменьшают и постепенно ликвидируют эти искажения. Если после принятых мер устойчивое положительное сальдо отсутствует, а рост чистых требований к остальному миру продолжается, это указывает на склонности к сбережениям и инвестициям в экономике. Если в этом случае положительное сальдо становится проблемой, необходимо определить, являются ли частные и государственные сбережения чрезмерно высокими (вариант Японии) или внутренние инвестиции чрезмерно низкими (вариант России). Сделать такое заключение значительно труднее, чем выявить искажения, связанные с международными операциями.

Положительное сальдо текущего счета, полностью отражающее действие рыночных сил, может привести страну к экономическим проблемам. Например, в стране возникает «голландская болезнь», когда обнаруживаются природные ресурсы или существенно улучшаются условия торговли в сырьевом секторе. Поступления от экспорта сырья увеличивают положительное сальдо текущего счета и повышают курс национальной валюты. Такое развитие подавляет другие секторы экономики и снижает внешнюю конкурентоспособность — как экспорта и отраслей, так и страны в целом. Если открытые ресурсы быстро истощаются, а доходы от улучшения условий торговли носят временный характер, подходящими являются защитные меры других секторов. Одна из таких мер — интервенции на валютном рынке с целью не допустить чрезмерного роста курса национальной валюты. Накопление резервных активов направлено на ограждение реальной экономики от краткосрочных колебаний валютного рынка.

Информация о работе Платежный баланс