Ответственность за нарушение налогового законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

Цель – исследовать институт ответственности за нарушение налогового законодательства.
Задачами, поставленными в работе, явились:
1. определение понятия и сущности налогов;
2. изучение классификация налогов;
3. исследование понятия ответственности за нарушение налогового законодательства;
4. определение видов и мер ответственности за нарушение налогового законодательства;
5.исследование путей совершенствования контроля за исполнением налогового законодательства и пресечение нарушений.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения 5
1.1. Сущность налогов и принципы налогообложения 5
1.2. Классификация налогов 8
2. Понятие и виды ответственности за нарушение налогового законодательства 11
2.1 Понятие и сущность ответственности за нарушение налогового
законодательства 11
2.2 Виды ответственности за нарушение налогового законодательства 13
3. Совершенствование системы контроля за соблюдение налогового законодательства 24
3.1Совершенствование методов и форм контроля налоговых органов за
соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах 24
3.2Совершенствование административных, организационных и
иных методов работы уполномоченных органов власти по
обеспечению соблюдения актов законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Работа содержит 1 файл

Налоги.docx

— 62.60 Кб (Скачать)

Законодательные ограничения  – это меры, направленные на борьбу с уклонением от уплаты налогов. Среди  них, например, регистрация в налоговом  органе в качестве налогоплательщика, предоставление сведений и документов, необходимых для уплаты налогов, а также установление ответственности  за нарушение налогового законодательства.

Меры административного  воздействия, применяемые налоговыми органами, являются своего рода инструментами, при помощи которых достигается  возможность оперативного вмешательства  налоговых органов в деятельность налогоплательщиков, направленную на уклонение от уплаты налогов.

Судебный механизм для  борьбы с уклонением от уплаты налогов  также может использоваться налоговыми органами. Мировой практикой выработаны специальные судебные доктрины, применяемые  судами для признания сделок не соответствующими требованиям законодательства по мотивам  их заключения с целью уклонения  от уплаты налогов или незаконного обхода налогов.

Совершенствование системы  налогового контроля может быть осуществлено посредством повышения эффективности  камеральных и выездных проверок, что может быть достигнуто в результате проведения следующих мероприятий:

- создания единой информационной  базы налоговых органов, включающей  в себя данные о налогоплательщиках;

- разработки методов анализа  достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности;

- разработки и внедрения  автоматизированной системы отбора  налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок;

-  разработки эффективных  методов определения налоговой  базы в отношении различных видов деятельности;

- создания базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Необходимо отметить, что  отдельные из перечисленных выше мер уже применяются налоговыми органами, а содержание и методика других находится только на стадии разработки. При этом ФНС Минфина  РФ вносятся и новые предложения  по совершенствованию налогового контроля.

 

 

 

3.2Совершенствование  административных, организационных  и иных методов работы уполномоченных  органов власти по обеспечению  соблюдения актов законодательства  Российской Федерации о налогах  и сборах.

 

В настоящее время главная  задача контрольной работы налоговых  органов – это задача усиления  аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в  практику налогового контроля комплексного системного анализа ФХД проверяемых объектов.  И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на  усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе  сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта  позиция обусловлена теми обстоятельствами, что  камеральная проверка является  наименее трудоемкой формой налогового контроля, и  данными проверками  охватываются все 100% налогоплательщиков.

Вопрос обеспечения рационального  отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок находится  в разряде наиболее актуальных проблем  повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее  время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно, не принося  каких-либо доначислений в бюджет. Необходимым  и перспективным направлением совершенствования  процедуры выездных проверок является внедрение в практику работы налоговых  органов автоматизированных систем их сопровождения.

Сегодня проводится большая  работа с целью совершенствования  налогового администрирования, которое  является одним из основных условий  полного и своевременного поступления  в бюджетную систему налогов  и других обязательных платежей. Повышение  уровня эффективности налогового администрирования  названо Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании Федеральному Собранию в качестве важного  направления налоговой политики.

В перечне мер по улучшению  налогового администрирования важное место занимает создание оптимальной  организационной структуры налоговых  органов. С этой целью должна быть продолжена работа по созданию специализированных инспекций, в том числе по централизованной обработке полученных данных, проведению государственной регистрации юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей, крупнейших налогоплательщиков.

Минэкономразвития России считает, что необходимо вести работу по следующим направлениям:

- создание единой системы финансового мониторинга;

- создание единой базы  данных

- введение открытого федерального  реестра налогоплательщиков косвенных  налогов, который позволит сделать  более прозрачным администрирование  НДС и акцизов, даст возможность  налоговым и таможенным органам  более эффективно противодействовать  уклонению от уплаты налогов  с использованием деятельности  фирм-однодневок и улучшить контроль за поступлением НДС и акцизов в бюджет;

- ужесточение мер уголовной  ответственности при неуплате налогов;

- усиление контроля при  регистрации и ликвидации предприятий.  Такой контроль поможет выявить  так называемые фирмы-однодневки еще на стадии регистрации;

- повышение эффективности  контрольной работы налоговых  органов в результате использования  информационных технологий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Экономические реформы, проводимые в России за последнее десятилетие, не только обусловили позитивные сдвиги в социально-экономической ситуации в стране, но и привели к ряду негативных тенденций. К числу отрицательных  издержек современных реформ можно  отнести рост правонарушений в целом  и увеличение количества финансовых правонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни и деятельности государства.

В условиях рыночной экономики  проблема развития и совершенствования  налогового и бюджетного регулирования  вызывает интерес у представителей как экономической, так и юридической  науки.

Налоговое регулирование  направлено на исполнение обязанности  налогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между  частным и публичным субъектом, в его рамках реализуется компетенция  публичного образования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетом целях.

В настоящее время актуальной задачей является максимальное наполнение государственного бюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках, определенных Президентом Российской Федерации  и Правительством Российской Федерации, приоритетных направлений совершенствования  налоговой системы России предусмотрено, что использование эффективных  приемов и методов налогового контроля, дальнейшее совершенствование  всего механизма осуществления  налогового контроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений в бюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля за поступлением налогов и сборов.

В условиях рыночной экономики  налоги и сборы превращаются в  мощный рычаг реализации экономической  политики государства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимают на себя функции  регулирования экономических процессов.

Суть налогового регулирования  состоит в том, что государство  через законодательство о налогах  ограничивает право собственности  налогоплательщика на свободное  распоряжение им своим имуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позиций  субъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может  быть рассмотрено как система  перераспределения доходов.

Налоговое регулирование  включает регулирование элементов  налогообложения и установление (а в случае необходимости и  применение) мер ответственности  за нарушение норм налогового законодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена несколькими  кодифицированными актами: кодексом об административных правонарушениях, уголовным кодексом и налоговым  кодексом, что говорит о разграничении  ответственности по характеру общественной опасности и соразмерности видов  наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред.  от 09.04.2009). // Собрание законодательства  РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823; Российская  газета от 15.04.2009 г.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 17.03.2009). // Собрание  законодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. // Система Гарант (дата обращения  01.09.2011 г.).

3. Налоговый кодекс Российской  Федерации (часть вторая) от 19.07.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2009г.). // Собрание законодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340; Российская газета  от 09.06.2009 г.

4. Уголовный кодекс Российской  Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в  ред. от 26.06.2009 г.). // Собрание законодательства  РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; Российская  газета от 03.07.2009 г.

5. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 29.06.2009 г.). // Собрание законодательства  РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1; Российская  газета от 01.07.2009 г. 

6. Письмо Минфина РФ  от 09.04.2004 № 15-05-29/455 «О практике  разрешения арбитражными судами  споров, связанных с применением  статьи 15.25 КоАП РФ». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2011 г.).

7. Письмо ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. № 01-06/38010 «О применении  части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской  Федерации об административных  правонарушениях». // Система Гарант.

8. Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 160.

9. Балакина А.П. и Зайцев В.А. Ответственность в сфере бюджетного права. - М., 2003. – С. 112.

10. Винницкий Д.В. Категория «Финансовая деятельность государства» в науке российского финансового права. // Государство и право, 2003, № 7. –С. 128

11. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 304.

12. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 1996. – С. 400.

13. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник. – М.: Юристь, 2006. – С. 400.

14. Другова Ю.В. Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

15. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 176.

16. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 320.

17. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 720.

18. Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курс лекций. – М.: Экзамен, 2007. – С. 210.

19. Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е. Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайта http://www.lawmix.ru

20. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник. – М.: Норма, 2008. – С. 424.

       21.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

22. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 535.

23. Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 152.

24. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

25. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 141.

26. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

27. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 239.

28. Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 538.

29. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

30. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебник для вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 287.

31. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 241.

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

2 Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 535.

3 Апель А.Л. Основы налогового права. Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 152.

             4 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 26.11.2008 г.). // СС        Консультант Плюс.

5Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовое право. – СПб: Питер, 2002. – С. 141.

 

6 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

7 Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 239.

8 Крохина Ю.А. Налоговое право России. Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 538.

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 30.12.2008 г.). // СС Консультант Плюс.

Информация о работе Ответственность за нарушение налогового законодательства