Организация налоговой системы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:23, лекция

Описание работы

Данная глава посвящена вопросам формирования российской налоговой системы. Рассматриваются основные этапы ее развития. Характеризуются принципы построения системы налогообложения. Сформулироваiiы определения налоговой системы и классификации налогов. Подробно раскрыта система классификации налогов в Российской Федерации. Приводится анализ динамики отдельных групп налогов и их влияния на формирование бюджетных доходов.

Работа содержит 1 файл

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

Раздел  П 

ОРГАНИЗАЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ   
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 9

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

Данная  глава посвящена  вопросам формирования российской налоговой  системы. Рассматриваются  основные этапы ее развития. Характеризуются  принципы построения системы налогообложения. Сформулироваiiы определения налоговой системы и классификации налогов. Подробно раскрыта система классификации налогов в Российской Федерации. Приводится анализ динамики отдельных групп налогов и их влияния на формирование бюджетных доходов.

Формирование  доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также  местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников налогов, неналоговых доходов и прочих доходов. При этом определяющим и главным доходным источником являются налоговые поступления, удельный вес которых в консолидированном бюджете России за все годы проводимых экономических реформ составлял не менее 82—83% всех доходов. Структура доходов бюджетов различного уровня представлена на рис. 9.1.  
Таким образом, каждый вид бюджета имеет свою отдельную структуру доходов. Особенно выделяются
бюджеты субъектов Федерации, в структуре доходов которых достаточно большой удельный вес занимают так называемые прочие доходы. Это связано главным образом с тем, что в перечень доходов этих бюджетов включаются различные виды финансовой помощи, получаемой из бюджета вышестоящего уровня. В российской бюджетной системе. характеризующейся дотационностью большинства региональных и местных бюджетов, дотации, субвенции и другие формы финансовой помощи достигают значительных размеров. Несмотря на это, налоговые источники в Российской Федерации играют преобладающую роль в доходах бюджетов всех уровней. Подобная структура доходов бюджетов Российской Федерации начала складываться лишь в конце 80-х начале 90-х гг. ХХ в., когда появились ростки зарождающихся рыночных отношений и начала формироваться налоговая система страны.

Консолидирс  
бюджЕ

8,1%

1.

Ри 

до 

нача 

уiцлнзлс  
СР факт

Нал оги.

11ри_ятии в  )боiэота гI•]

актер. Ин требности  г е оставш

:аюших пр  СССР налс азъятия фи тному пр  
В разви -пггь неско; Первые прi второй пол их форм с ла. совмест кого строя Ю налогах хютветствi

120

:ТЕМЫI

РАЦИИ

Прочие  ДОХОДЫ

Рис. 9.1. Структура доходов бюджетов Российской Федерации

До начала перестройки  в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора  в СССР фактически отсутствовала налоговая система, хотя и существовали отдельные ее элементы.  
Налоги, как таковые, были установлены исключительно для кооперативного и частного секторов, доля которых в экономике была исключительно мала и не играла практически никакой роли, а также для личных доходов граждан. Все другие формы платежей государственных предприятий в бюджет, хотя нередко и имели налоговое звучание (налог с оборота, плата за фонды, плата за трудовые ресурсы и другие), налогами по своей экономической сути не являлись. Это связано с тем, что предприятия не имели практически никакой финансовой самостоятельности и их взаимоотношения с государством носили сугубо индивидуальный характер. Иначе говоря, государство определяло все без исключения потребности предприятия в финансовых ресурсах и изымало на этой основе все оставшиеся свободные средства. В связи с отсутствием основополагающих принципов налогообложения неуместно говорить о наличии в СССР налоговой системы. Речь может идти исключительно о системе изъятия финансовых ресурсов, политика которой по отношению к конкретному предприятию менялась ежегодно.  
В развитии налоговой системы Российской Федерации можно выделить несколько
основных этапов. Прежде всего это этап становления. Первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия других форм собственности (акционерные, с участием иностранного капитала, совместные и другие) и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г., в соответствии с которьм были установлены следующие общесоюзные на-

Консолидированный бюджет

Федеральный бюджет

Бюджеты  
субъектов Федерации

90,2%

ОССИЙСХОЙ  
этапы ее  
я системы  
налого вой  
рыта сисiцi1и.
ири— 11 ИХ ВЛИЯ-

‘ХХХ’ Налоги

Е: Неналоговые ДОХОДЫ

86,3%

бюджетов ется за счет ов и прочих шком являлидированреформ соцжетов разную струкдера ции, в юс занимаазом с тем, iные виды уровня. В юнностью  
‘бвенции и размеров.  
ин играют ная струкадьтваться ростки заналоговая

121

логи: налог на прибыль, налог с оборота, налог  на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог  на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые  другие. Следует отметить следующие  характерные особенности реализации действовавшего налогового законодательства. На территории Российской Федерации была установлена «одноканальность» сбора налогов, т.е. суммы налоговых поступлений предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем часть их предусматривалось перечислять в союзный бюджет на согласованные расходы. Одновременно для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные условия налогообложения. В частности, российская ставка налога на прибыль составляла 35%, тогда как союзная 45%.  
Основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 г. принятием Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. !4 2118-1 и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 г. С принятием этих законов в России впервые за многие десятилетия была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразовния потребовали выработки принципиально иной современной финансовой политики, которая должна была стать одним из важнейших действенных инструментов регулирования развивающихся рыночных отношений. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции.  
Сформированная и вступившая в действие с 1 января 1992 г. российская налоговая система была построена на отдельных, не увязанных в единое целое принципах, важнейшими из которых являлись следующие:  
• равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговьтх льгот и защиту экономических интересов;  
• разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;  
• однократность налогообложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период);  
• приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;  
• установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с преобладанием прав государства в лице налоговых органов.  
В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике в первые годы реформ российская налоговая система в определенной степени выполняла свою роль, обеспечивая минимальные потребности государства по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем по мере дальнейшего углубления рыноч122

ных преобразований недостатки действующей налоговой  системы становились все более  и более заметными, а ее несоответствие происходящим в экономике изменениям все более и более очевидным.

 Поэтому следующий  этап развития налоговой системы  можно характеризовать как этап  неустойчивого налогообложения.  Не случайно на протяжении  последующих лет экономических  реформ в законодательство о  налогах ежегодно, а нередко и по несколько раз в год вносились многочисленные поправки. Но они решали лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивая основных положений построения налоговой системы. К сожалению, вносимые законодательные изменения были не всегда обоснованными. Так, в декабре 1993 г. предоставлением права региональным и местным органам вводить неограниченное число новых налогов был нарушен один из важнейших принципов построения налоговой системы — принцип ее единства. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства ее отдельных элементов препятствовала экономическому раз витию страны.

 Огромная  налоговая нагрузка на законопослушньтх  налогоплательщиков, наличие большого  числа налоговых льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу отсутствия честной конкуренции законопослушных и закононепослушных налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном сокращении темпов прироста налоговых поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

 дальнейшее  развитие налоговой системы представляло  собой этап подготовки налоговой  реформы. Начиная с 1996 г. последовательно  сокращалось число многочисленных  налоговых льгот исключительного  характера, отменялись отдельные  налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялись разработка ПК РФ и подготовка к его принятию.

 Современный  этап развития налоговой системы  — это этап реформирования. В  1998 г. была принята и с 1 января 1999 г. вступила в действие первая, или так называемая общая, часть  НК РФ, которая регламентирует  важнейшие положения налоговой системы России, в частности перечень действующих в России налогов и сборов, порядок их введения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами.

 С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная  часть ПК РФ,

 которая регламентирует  вопросы конкретного применения  налогов. 

 К настоящему  времени из установленных девятнадцати  глав второй 

 части ПК  РФ принято уже семнадцать. По  остальным видам налогов пока 

 продолжают  действовать соответствующие законы, определяющие по- 

рядок и условия  их исчисления и уплаты. Работу над  второй частью Кодекса предполагается завершить в 2005 г., с тем чтобы  в целом обновленная налоговая  система начала функционировать  с 2006 г.  
Налоговый кодекс Российской Федерации это единый, взаимосвязанный и комплексный документ, учитывающий всю систему налоговых отношений в Российской Федерации. С его принятием в России будет окончтельно сформирована единая налоговая система.  
Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их угглаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.  
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.  
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом пятнадцать видов налогов и сборов, в том числе десять федеральнтх, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от угiлаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов. Классификация налогов Российской Федерации по принадлежности к уровню власти приведена на рис. 9.2.  
При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.  
Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.  
Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в  
части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.  
Следует учитывать тот факт, что таможенная пошлина имеет налоговую природу, поскольку является одним из видов налогов, позволяющих государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны и экономическими способами (таможенно-тарифные меры) регулировать внешнеэкономическую деятельность.  
124

Информация о работе Организация налоговой системы РФ