Общая характеристика налоговых систем экономически развитых стран мира. Международные налоговые соглашения. Налоговые органы в рф, их пра

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 16:04, контрольная работа

Описание работы

Одним из принципиально важных направлений совершенствования любой системы вообще и системы налогообложения в частности, является ее содержательный анализ, который направлен на выявление сильных и слабых сторон системы во всех аспектах ее изучения: функциональном, элементном и организационном.

Работа содержит 1 файл

Налоговое право.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Следующая группа прав – права налоговых  органов в сфере осуществления  налогового учета. Именно налоговые  органы осуществляют налоговый учет и определяют порядок осуществления  этого учета, в том числе утверждают формы заявления о постановке на налоговый учет, порядок заполнения этих форм и т.д. Кроме того, в этой же группе находятся полномочия, в соответствии, с которыми налоговый орган имеет право требовать от государственных органов и иных обязанных органов информацию о регистрационных действиях, которые эти органы осуществляют в соответствии со своей компетенцией. Речь идет о регистрации юридических лиц, граждан по месту жительства, регистрации сделок с недвижимостью и т.д.

     Следующая группа прав налоговых органов – это права в сфере осуществления налогового контроля. Это наиболее многочисленная группа полномочий. Сюда входят:

    • Право проведения налоговых проверок (выездных и камеральных).
    • Право привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков и понятых.

     При этом это полномочие не предполагает выбора вариантов поведения у  привлекаемых, то есть отказаться от участия  в налоговом контроле – это  означает в определенных ситуациях  попасть под ответственность  за налоговые правонарушения.

     Налоговый орган имеет право вызывать в  качестве свидетелей физических лиц, которым  известны либо могут быть известны какие-то обстоятельства, необходимые  для проведения налогового контроля:

    • Это полномочие по контролю за крупными расходами физических лиц.
    • Это полномочие по обследованию и осмотру практически любых помещений, которые используются налогоплательщиком для извлечения доходов.

     Таким помещением может оказаться и  жилое помещение, например, индивидуального  предпринимателя либо иного гражданина. В данном случае полномочия налоговых органов в этом случае не беспредельны, и при отказе налогоплательщика налоговому органу в обследовании такого помещения налоговые органы принудительно не могут реализовать это полномочие, у них есть для этого иной рычаг воздействия: они тогда имеют право рассчитать налог по аналогии.

     Налоговые органы имеют право производить  выемку документов, а также предметов  при проведении налоговых проверок.

     Налоговые органы имеют право истребовать  от банков и других кредитных организаций документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных документов, связанных с перечислением сумм налоговых платежей.

     Кроме того, налоговые органы имеют право  проводить встречную проверку, которая  заключается в истребовании документов у иных лиц, в отношении которых не проводится проверка, но с которыми связан тот налогоплательщик, который подвергается налоговой проверке.

     Налоговые органы имеют право вызывать в  налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений и для иных действий, необходимых для проведения налогового контроля.

     Наконец, еще одно полномочие из числа существенных в этой контрольной сфере, это  право создавать налоговые посты  в порядке, установленном НК. На сегодняшний  день речь идет об акцизных налоговых постах, которые функционируют круглосуточно и которые позволяют отследить произведенную продукцию, в данном случае алкогольную, и таким образом проконтролировать уплату акцизов с этой произведенной продукции.

     Следующая группа полномочий – права налоговых органов в сфере применения мер государственного принуждения и привлечения к ответственности. В данном вопросе налоговые органы имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения, а также выполнять ряд действий, которые являются ничем иным, как мерами государственного принуждения. Речь идет, например, об аресте имущества либо приостановке операций по счету. Но надо иметь в виду, что полномочия по взысканию налоговых штрафов возложены на суд, а не налоговые органы, то есть налоговые органы привлекают к ответственности, однако взыскание наложенных налоговых санкций, а именно, штрафов кодекс закрепляет за судом, а не за налоговым органом.

     Обязанности налоговых органов:

     Основные  обязанности прописаны в ст.32 НК, это как бы базовая статья по обязанностям, но и в других статьях ч.1 НК и в ч.2 НК тоже присутствуют обязанности. Обязанности следующие.

  1. Соблюдать налоговое законодательство.
  2. Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства. Таким образом, налоговые органы не взыскивают налоги, не взимают, не собирают. Налоговые органы осуществляют контроль за уплатой налогов, контроль за соблюдением налогового законодательства, за исполнением налогоплательщиками своей обязанности по уплате налогов. И то, что налоговый орган имеет право бесспорного списания сумм недоимок и пени, на самом деле природу налоговых органов не меняет. Налоговые органы – это контрольные органы. Этим они отличаются от таможенных органов, потому что таможенные платежи зачисляются на счет таможенного органа и таможенный орган в этом плане выступает как орган, который взыскивает таможенные платежи, взимает. Налоговые органы никакого такого счета не имеют, налоги зачисляются прямо в бюджет, а налоговая только контролирует своевременность их уплаты.
  3. Учет налогоплательщиков. Тоже надо сказать, что эта обязанность должна быть единственной обязанностью, закрепленной исключительно за налоговыми органами, то есть налоговый орган должен быть монополистом в этом вопросе, хотя здесь законодатель пока допускает ситуацию, когда параллельно существует учет, по крайней мере, в социальных и внебюджетных фондах, и таким образом учет налогоплательщиков начинает как бы расползаться, и тут возникают проблемы, связанные с ответственностью за нарушение порядка постановки на учет. Понятно, что если это учет налогоплательщика, то это осуществляют налоговые органы и ответственность может быть только за не постановку на учет в налоговых органах. А когда еще внебюджетные фонды осуществляют учет, встает вопрос, есть ли там ответственность при нарушении порядка. Четкости в этом вопросе, к сожалению, пока нет.
  4. Налоговым органам вменено в обязанность проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, бесплатно информировать налогоплательщиков и давать письменные разъяснения о применении норм налогового законодательства. У налогоплательщиков есть аналогичные права. И поскольку у налоговых органов есть аналогичная корреспондирующая обязанность, таким образом, законодатель создает полноценную норму, когда права налогоплательщиков корреспондируют обязанности налоговых органов.
  5. Обязанность осуществлять возврат или зачет излишне взысканных или излишне уплаченных сумм налогов, сборов и пеней.
  6. Обязанность соблюдения налоговой тайны.
  7. Налоговые органы обязаны направлять налогоплательщикам копии актов налоговых проверок, копии решений налоговых органов, (Это очень важно. Если эта обязанность не выполнена, то это сразу снимает вопрос об ответственности налогоплательщика), а также налоговые уведомления и требования об уплате налога.
  8. Поскольку налоговый орган – это не правоохранительный орган, а именно контрольный, то в обязанность налоговых органов включается обязанность передать информацию, материалы и документы в соответствующие органы (до Указов Президента – налоговую полицию, после – МВД) для решения вопроса о возбуждении уголовного дела не позднее, чем в 10-дневный срок после получения такой информации.

Информация о работе Общая характеристика налоговых систем экономически развитых стран мира. Международные налоговые соглашения. Налоговые органы в рф, их пра