Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 15:46, курсовая работа
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении а также изучение субъектов налогообложения. Поэтому в ходе исследования приоритетно решались следующие задачи:
– обозначить понятие налоговые правоотношения;
– исследовать основу правового регулирования данных правоотношений;
– исследовать вопросы, связанные с субъектами налоговых правоотношений;
– охарактеризовать налоговых представителей и налоговых агентов;
Сборщики налогов и сборов – это государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, осуществляющие в силу прямого указания НК прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов (сборов) и перечисление их в бюджет.
Правовой статус сборщиков налогов и сборов определяется НК федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Налоговым кодексом (п. 5 ст. 9, 25) на сборщиков налогов (сборов) возложены следующие обязанности:
– осуществлять в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и сбор;
– контролировать уплату налогоплательщиками (плательщиками сборов) причитающихся налогов и сборов.
Основное
отличие сборщиков налогов от
налоговых агентов состоит в
том, что сборщики налогов сами не
выплачивают доход
Сборщиками
налогов выступают: исполнительные
органы местного самоуправления относительно
взимания земельного налога; органы Федеральной
пограничной службы – относительно сбора
за пограничное оформление; органы ГАИ
– по сборам за выдачу или замену номерных
знаков; суды, органы исполнительной власти
и местного самоуправления, нотариусы,
органы записи актов гражданского состояния
– в части взимания госпошлины за совершение
юридически значимых действий. Общее в
правом статусе сборщиков налогов и налоговых
агентов заключается в отсутствии возможности
пользоваться правами налоговых органов.
Так, сборщики налогов не имеют права взыскивать
с налогоплательщика финансовые санкции,
применять меры обеспечения исполнения
налоговой обязанности, осуществлять
производство по делам о налоговых правонарушениях
и т.д. Одновременно и налоговые агенты,
и сборщики налогов (сборов) являются подконтрольными
субъектами со стороны налоговых органов.
2.4 Правовой статус налоговых представителей
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях лично либо через своих представителей.
Российское
налоговое право
– законные – представители, наделенные соответствующими полномочиями законом или учредительными документами организации;
– уполномоченные – представители, наделенные соответствующими полномочиями доверенностями, оформленными по правилам ст. 185 ГК РФ.
Представителями в налоговых отношениях могут быть физические лица и организации независимо от организационно-правовой формы. Существуют организации, специализирующиеся на представительстве в налоговых отношениях.
Состав законных представителей налогоплательщика – физического лица аналогичен перечню представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ. Относительно несовершеннолетних детей налоговыми представителями выступают их родители, по отношению к опекаемым или подопечным – опекуны или попечители.
Законными
представителями организации
Согласно НК РФ действия или бездействие законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в налоговых отношениях, расцениваются в качестве действий или бездействия самой представляемой организации. Таким образом, в российском налоговом праве действия законного представителя аналогичны действиям представляемого, что влечет и тождество юридических последствий: будет ли признано деяние правомерным или нет, виновным или невиновным, есть ли основания для применения смягчающих или отягчающих вину обстоятельств и т.д. Участие представителя в налоговых отношениях не исключает возможности самостоятельного осуществления налогоплательщиком (плательщиком сборов) или налоговым агентом своих полномочий. В ряде налоговых отношений представительство неизбежно, даже если представляемое лицо и пожелает само выполнять фискальные права и нести обязанности. Например, несовершеннолетние или недееспособные лица в силу закона обязаны действовать через представителя. Также, неизбежно налоговое представительство при подписании руководителем предприятия или главным бухгалтером поручений на перечисление налогов, налоговых деклараций и т.д.
Уполномоченным представителем налогоплательщика может быть физическое или юридическое лицо, наделенное налогоплательщиком правом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами и иными субъектами налогового права. Поскольку уполномоченное представительство возможно только по волеизъявлению налогоплательщика, то такие отношения оформляются доверенностью. При этом уполномоченный представитель организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой по правилам гражданского законодательства. Уполномоченный представитель физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально заверенной доверенности. Таким образом, отношения между налогоплательщиком и иным субъектом по поводу уполномоченного налогового представительства носят гражданско-правовой характер. Налоговый кодекс учреждает институт уполномоченного представительства, предоставляя налогоплательщику право самому решать вопрос о необходимости участия в налоговых отношениях через другое лицо. Детальное регулирование отношений между доверителем и представителем осуществляется в рамках гражданского права. Однако дальнейшие действия уполномоченного налогового представителя, его взаимоотношения с налоговыми органами и иными субъектами относительно вопросов налогообложения регулируются исключительно нормами налогового законодательства.
Налоговым кодексом установлено правило, согласно которому не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, судьи, следователи и прокуроры.
Действия (бездействие) уполномоченного представителя (в отличие от законного представителя) не признаются без подтверждения действиями (бездействием) самого налогоплательщика. Существует два условия, при наличии одного из которых поступки уполномоченного представителя будут расцениваться в качестве действий (бездействия) самого налогоплательщика:
– действия совершены на основании и в пределах доверенности, выданной налогоплательщиком;
– в случае совершения уполномоченным представителем каких-либо деяний в пользу налогоплательщика без доверенности либо с превышением оговоренных в доверенности полномочий, но при последующем одобрении этих действий (бездействия) самим налогоплательщиком.
Следовательно, неблагоприятные деяния уполномоченного представителя впоследствии могут быть нейтрализованы представляемым субъектом – Вместе с тем поручение участвовать в налоговых отношениях от своего имени другому лицу не снимает с налогоплательщика налоговых обязанностей, а также личной ответственности за противоправные деяния.
Представительство
в налоговых отношениях следует
отличать от понятия «постоянное представительство»,
используемое налоговым законодательством
для определения правового статуса иностранных
организаций – налогоплательщиков. На
основании анализа норм гл. 25 НК можно сделать
вывод, что постоянное представительство
обеспечивает филиал, представительство,
отделение, бюро, контора, агентство, любое
другое обособленное подразделение или
иное место деятельности организации,
через которое организация регулярно
осуществляет предпринимательскую деятельность
на территории Российской Федерации. При
этом предпринимательская деятельность
должна быть связана: с пользованием недрами
и (или) использованием других природных
ресурсов; проведением предусмотренных
контрактами работ по строительству, установке,
монтажу, сборке, наладке, обслуживанию
и эксплуатации оборудования, в том числе
игровых автоматов; продажей товаров с
расположенных на территории Российской
Федерации и принадлежащих этой организации
или арендуемых ею складов; осуществлением
иных работ, оказанием услуг, ведением
иной деятельности, за исключением деятельности
подготовительного и вспомогательного
характера, прямо оговоренной НК.РФ. Следовательно,
в отличие от представительства в налоговых
отношениях постоянное представительство
используется в качестве критерия степени
присутствия иностранной организации
на территории Российской Федерации и
предназначено исключительно для определения
налогово-правового статуса иностранного
юридического лица.
Заключение
Анализ налогообложения, как такового, позволяет сделать ряд выводов:
1. Правовой статус субъектов в данной сфере не равны и подчиняются методу императивного воздействия одних субъектов (РФ (уполномоченные органы и должностные лица), ее субъекты (их уполномоченные органы) и ОМС (их должностные лица)) на других субъектов (физических лица и их представителей, юридических лица (в т.ч. налоговых резидентов), налоговых агентов и налоговых представителей).
2. Уплата
налога – это обязанность
3. Налогообложение и совокупность правоотношений, с ним связанных, возникают не на основе политико – правовой связи субъектов налогообложения (гражданство) а на основе из финансового взаимодействия.
4. Субъекты
налогового права несут
5. Защита
нарушенных прав
6. Многократное налогообложение одного и того же субъекта по одному и тому же основанию не допускается.
7. Налогообложение
является монополией
Так
же выводом служит факт внесения изменений
в НК РФ в декабре 2010 года, который
свидетельствует о
Основным же вывода данной работы является констатация факта недостаточной информированности населения страны о системе налогообложения, наличия льгот, расходования бюджетом средств налогоплательщиков.
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция
РФ принята народным
2. Налоговый кодекс РФ. N 146-ФЗ Часть 1 Принят Государственной Думой 16 июля 1998 год.
Научная литература:
1. Административное право. Учебникпод ред Смоленског М.Б. 2005 г., 346 с.
2. Государственные и муниципальные финансы. Учебник под ред Алехина Э.В. Пенза 2010
3. Гражданское право. В 3 томах. Том 2 под ред Аверченко Н.Н., Абрамова Е.Н., Сергеев А.П., Арсланов К.М.М.: ТК-Велби, 2011г. – 880 с.
4. Гражданское право: часть первая: учебник. под. ред Камышанский В.П., Коршунова Н.М. ЭКСМО 2011
5. Камеральная налоговая проверка / Ковалевская Д.Е., Короткова Л.А. – М.: Финансовая газ., 2010г. – 47 с.
6. Теоретические основы налогообложения Учебное пособие Хантаева Н.Л. 2009г. стр115
Информация о работе Объектыв и субъекты налоговых правоотношений