Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 17:23, курсовая работа
Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы изучить и проанализировать налоговый контроль, его проблемы и пути решения.
В соответствии с поставленной целью в данной дипломной работе были решены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие и элементы налогового контроля;
2. Описать виды налогового контроля;
3. Изучить принципы налогового контроля;
4. Проанализировать формы и методы налогового контроля.
Для осуществления налогового контроля полноценно, достоверно и своевременно сущетвуют различные виды контроля.
Виды налогового контроля в зависимости от субъекта, осуществляющего контроль, выделяют:
1)
государственный контроль, проводимый
уполномоченными на то
2)
негосударственный контроль: а) внутренний
аудит - первичный контроль, осуществляемый
на уровне работников
По времени проведения налогового контроля различают: предварительный контроль — проверка до начала отчетного периода по конкретному виду налога либо, например, для принятия решения об изменении сроков уплаты налога;
2) текущий (оперативный) контроль - проверка в пределах отчетного периода по окончании контролируемой операции;
3)
последующий (периодический)
В зависимости от вида используемых источников контроля выделяют:
1)
документальный контроль —
2)
фактический контроль —
При осуществлении мероприятий налогового контроля уполномоченные органы руководствуются рядом принципов:
Принцип независимости. Контрольные органы могут выполнять возложенные задачи объективно и эффективно только в том случае, когда они независимы от проверяемых ими организаций, и защищены от постороннего влияния. Хотя государственные органы не могут быть абсолютно независимы, поскольку являются частью аппарата государства в целом, высший контрольный орган должен обладать обеспеченной функциональной и организационной независимостью, необходимой для выполнения возложенных на него задач. Важными составляющими независимости являются финансовая независимость контрольного органа и независимость его членов.
На сегодняшний день налоговые органы Российской Федерации являются объединенной в самостоятельное федеральное министерство и организованной государством единой централизованной системой контрольных органов, независимой от влияния каких-либо организаций или физических лиц и призванной реализовывать публичные интересы государства в сфере налогообложения. Налоговые органы имеют установленную федеральными нормативными актами внутреннюю организационную и территориальную структуру, финансовую основу, компетенцию, законодательно предписанные методы и формы деятельности, что позволяет им работать с высокой степенью автономности.
Организационно-правовой основой действия принципа независимости служит то обстоятельство, что налогоплательщики и иные обязанные лица находятся с налоговыми органами как властным субъектом лишь в отношениях функциональной зависимости и организационно ему не подчинены.
Принцип планомерности. В соответствии с данным принципом любая контрольная деятельность, для которой характерны цикличность и осуществление действий по стадиям, всегда должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.
Принцип планирования мероприятий налогового контроля в форме налоговых проверок предполагает проведение предварительной подготовки и составление графика проведения мероприятий налогового контроля, установление четкого перечня подлежащих проверке объектов контроля и определение очередности проведения налоговых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Следование данному принципу призвано упорядочить, усилить координацию контрольной деятельности налоговых органов. Благодаря этому происходит снижение трудовых и материальных затрат на проведение налоговых проверок, повышается их эффективность и результативность.
Принцип регулярности (систематичности) контроля. Поскольку функционирование объектов контроля циклично по своей природе, постольку контрольная деятельность согласно требованиям рассматриваемого принципа, должна носить циклический характер, и осуществление отдельных контрольных действий (процедур) с необходимостью должно повторяться через определенные промежутки времени.
Законодательно устанавливается периодичность проведения мероприятий налогового контроля. Так, камеральные налоговые проверки могут осуществляться ежемесячно, ежеквартально или ежегодно в зависимости от сроков, установленных законодательством для представления налоговых деклараций, промежуточных расчетов или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Из установленного НК РФ ограничения на охватываемый налоговой проверкой период деятельности налогоплательщика следует, что выездные налоговые проверки должны проводиться не реже одного раза в четыре года.
Принцип объективности и достоверности. Нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки и указанные в акте налоговой проверки, должны быть документально подтверждены. Факты, выявленные в ходе налоговой проверки и закрепленные в акте проверки, должны быть результатом тщательно проведенной проверки, исключать фактические неточности, должны подтверждаться соответствующими документами и обеспечивать полноту выводов о действиях проверяемых лиц. Не допускается указание в акте не основанных на достаточных доказательствах субъективных предположений проверяющих.
Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными органами. Как правило, для реализации результатов контрольной деятельности, особенно в тех случаях, когда выявлены нарушения законодательства, контролирующим органам необходимо обращаться к другим государственным органам, которые имеют соответствующие полномочия по применению мер ответственности. Кроме того, контрольная информация имеет важное значение для законодательных и исполнительных органов в плане дальнейшего совершенствования правового регулирования.
Налоговые органы обладают достаточно широкими полномочиями по привлечению нарушителей к ответственности за совершение налоговых или административных правонарушений. Но при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушений налогового законодательства, содержащих признаки преступления, налоговые органы обязаны направить материалы налоговых проверок в органы налоговой полиции для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В настоящее время требования принципа взаимодействия налоговых органов с другими уполномоченными органами (органами налоговой полиции, государственными внебюджетными фондами, таможенными органами), заключаются не столько в необходимости передачи сведений о совершении нарушений, а сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и о других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.
Принцип единства налогового контроля. Принцип единства налоговой политики и системы налогов предполагает единообразное осуществление налогового контроля на всей территории страны, единства форм, методов и порядка проведения налоговых проверок, проводимых на всей территории России. Требования данного принципа нашли отражение в НК РФ, в общих требованиях к проведению камеральных и выездных налоговых проверок. Наличие такой информации в налоговых органах позволяет сделать налоговый контроль более оперативным и эффективным. Разумеется, обмен информацией между уполномоченными органами должен осуществляться с соблюдением режима налоговой тайны.
Презумпция добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов и иных обязанных лиц. При осуществлении контрольных мероприятий должностные лица налоговых органов обязаны исходить из презумпции добросовестности проверяемого ими лица и надлежащего исполнения им своих обязанностей, пока и поскольку в установленном законом порядке не будет доказано обратное.
В
случае обнаружения противоречий или
неясностей в налоговом законодательстве
все сомнения, касающиеся оценки действий
налогоплательщика, должны толковаться
в его пользу. Обратим внимание на то
обстоятельство, что по результатам рассмотрения
материалов проверки руководитель (заместитель
руководителя) налогового органа вправе
вынести решение не только о привлечении
налогоплательщика к налоговой ответственности
за совершение налогового правонарушения,
но и об отказе в привлечении налогоплательщика
к ответственности за совершение этого
правонарушения или о проведении дополнительных
мероприятий налогового контроля. Также
закреплены предписания конституционной
презумпции невиновности, в соответствии
с которой лицо, привлекаемое к ответственности,
считается невиновным в совершении налогового
правонарушения, пока его виновность не
будет доказана в предусмотренном федеральным
законом порядке и установлена вступившим
в законную силу решением суда. При этом
оно не обязано доказывать свою невиновность
в совершении налогового правонарушения.
Обязанность по доказыванию обстоятельств,
свидетельствующих о факте налогового
правонарушения и виновности лица в его
совершении, возлагается на налоговые
органы. Неустранимые сомнения в виновности
лица, привлекаемого к ответственности,
толкуются в пользу этого лица.
1.2.
Методы и формы налогового
контроля
Налоговый контроль осуществляется путем применения различных приемов и способов, а также использования специальных процедур. Совокупность приемов, способов и процедур образует методы налогового контроля.
Метод налогового контроля можно определить как совокупность приемов, применяемых уполномоченными органами для установления объективных данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд, а также об исполнении возложенных на лиц иных налоговых обязанностей, т.е. при помощи методов налогового контроля происходит реальное изучение состояния объектов и предметов налогового контроля.
Существуют различные методы налогового контроля:
1) общенаучные методы, такие как статистический, логический, сравнительный и другие;
2)
специальные методы
3) методы воздействия на поведение проверяемых лиц в ходе осуществления налогового контроля, такие как убеждение, поощрение, принуждение и др.
Контроль за хозяйственной деятельностью ранее осуществлялся в рамках ведомственных или межведомственных отношений организаций с контролирующими органами, в условиях, когда подконтрольная организация действовала в пределах установленных плановых заданий и не имела какой-либо существенной самостоятельности в сфере экономической деятельности. Поэтому выбор того или иного метода контроля не приводит к каким-либо существенным правовым последствиям, а юридическое значение имеет только результат контрольной деятельности. Возможно, это была одна из причин того, что проблемам контроля и методам его осуществления было посвящено небольшое количество научных работ юридического профиля.
В
настоящее время в условиях развивающегося
гражданского оборота и полной экономической
самостоятельности