Налоговый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:51, реферат

Описание работы

Понятие и формы проведение налогового контроля
Налоговые проверки

Работа содержит 1 файл

Налоговый контроль.docx

— 18.78 Кб (Скачать)

     Налоговый контроль. 

  1. Понятие и формы проведение налогового контроля
  2. Налоговые проверки
 

     Вопрос  №1.

     Под налоговым контролем понимаются действия должностных лиц налоговых  органов по установлению достоверности  и правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.

     Таможенные  органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции.

     Полномочия  налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи – контроля за соблюдением налогового законодательства. Следует иметь ввиду, что эта задача может быть решена и другими способами с применением иных полномочий, т.к. понятие контроля за соблюдением налогового законодательства значительно шире понятия налоговый контроль.

     Налоговый орган и таможенные органы, соответствующие  подразделения ОВД в порядке  определяемом по соглашению между ними информируют друг друга об имеющихся  у них материалах, о нарушениях налогового законодательства, о налоговых  преступлениях, о принятых мерах  по их пресечению, о проводимых ими  налоговых проверках, а так же осуществляют обмен другой информацией  в целях исполнения возложенных  на них задач.

     При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование  и распространение информации о  налогоплательщике, полученные в нарушение  Конституции РФ, НК или иных ФЗ, а  так же в нарушении принципа сохранности  информации, составляющую профессиональную тайну иных лиц (в частности адвокатскую  или аудиторскую тайну).

     Формы налогового контроля определены в главе 14 НК. Налоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органов  посредством:

  1. Налоговых проверок
  2. Получение объяснения налоговых агентов, налогоплательщиков
  3. Получение показаний свидетелей
  4. Истребование документов
  5. Выемки предметов и документов
  6. Проверки данных учета и отчетности
  7. Привлечение специалистов
  8. Назначение экспертизы
  9. Осмотр помещений и территории, используемых для извлечения доходов и прибыли
  10. А так же в иных формах предусмотренных НК

     В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах. Соответственно по месту жительства ФЛ, месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений или филиалов, а  так же по месту нахождения принадлежащих  им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям предусмотренным  НК. При этом постановка на учет организаций  и ИП осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК связывает возникновение обязанности  по уплате того или иного налога.

     Заявление на постановку на налоговый учет подается в соответствующий налоговый  орган.

     Налоговые органы обязаны на основе имеющихся  у них данных и сведений самостоятельно до подачи заявления налогоплательщиком принимать меры по постановке на учет налогоплательщиков в налоговые  органы. Постановка на налоговый учет ФЛ, не являющихся ИП, осуществляется налоговым  органом по месту жительства ФЛ на основе информации, предоставляемой  уполномоченными органами. При этом налоговый орган должен уведомить  лицо о такой постановке.

     В настоящее время налоговый орган  осуществляет государственные полномочия по регистрации ЮЛ и ИП. Порядок  постановки налогоплательщиков на учет, переучет или снятие с учета определяется главой 84 НК. Сведения о налогоплательщике  с момента его постановки на налоговый учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено действующим законодательством. 

     Вопрос  №2.

     Основным  способом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют  наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком его  обязанности. Остальные формы налогового контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления  налоговых нарушений либо в целях  сбора доказательств по выводам, которые изложены в акте проверки.

     Согласно  ст.87 НК налоговые органы проводят проверку налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Т.о. круг лиц  подлежащих налоговой проверки ограничен  лишь теми организациями и ФЛ, на которых законом непосредственно  возложены обязанности уплаты, удержания  и перечисления в бюджет сумм налоговых  платежей.

     Налоговые органы вправе проводить налоговые  проверки во всех предприятиях, учреждениях  и организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в  том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки последних  в налоговых органах создаются  режимные секретные органы или выделяются соответствующие специалисты, группы специалистов. Документы, связанные  с уплатой налогов, представляются таким проверяющим в полном объеме, проверка проводится с соблюдением  режима секретности.

     Согласно  ст.82 НК налоговый контроль и соответственно налоговые проверки провидятся должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Ст.7 ФЗ «О налоговых  органах РФ» от 21 марта 1991 предусматривает  право налоговых органов проводить  проверки денежных документов, бухгалтерских  книг, отчетов, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов  и других обязательных платежей в  бюджет, т.е. предметом налоговой  проверки могут быть только документы, связанные с налогообложением.

     Однако  исчисление налоговой базы многих налогов  прямо или косвенно связано с  различными обстоятельствами хозяйственной  деятельности предприятий. Поэтому  под документами связанными с  налогообложением может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующий гражданско-правовые отношения налогоплательщика с  учредителями и контрагентами, учредительные  договоры, иные учредительные документы, соглашения, акты приемки-сдачи, накладные, банковские выписки, отчеты исполнительные и т.п.

     В качестве гарантий прав налогоплательщиков в ст.7 ФЗ «О налоговых органах» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключаются сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в  порядке, установленном действующим  законодательством.

     Отсутствие  на ЮЛ на момент начала проверки мер, предусмотренных  действующим законодательством, по охране коммерческой тайны лишает ЮЛ возможности ссылаться на коммерческую тайну как на основании отказа представить тот или иной документ.

     НК  предусматривает 2 вида налоговых проверок:

  1. Камеральную. Проводится по месту нахождения налогового органа на основе деклараций, представленных налогоплательщиком, а так же иных документов, представленных налогоплательщиком или имеющихся у налогового органа. Предметом налоговой проверки являются отчетные и расчетные документы, которые периодически предоставляются налогоплательщиком в налоговые органы в порядке, определенном действующим законодательством.
  2. Выездную. Проводится по месту нахождения налогоплательщика. Ее предметом могут быть любые документы, связанные с налогообложением. При необходимости должностные лица налоговых органов, проводящие проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр, обследование производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связных с содержание объектов налогообложения.

     Камеральные налоговые проверки проводятся должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, без  какого либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен 3 месяцами с момента предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, если НК применительно к отдельным налогам не предусмотрены иные сроки.

     Назначение  выездных налоговых проверок, а так  же права и обязанности налоговых  органов при их проведении регламентируется более детально. Общие правила  назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки установлены НК, а так же подзаконными актами МинФина и ФНС.

     Выездная  налоговая проверка проводится на основании  решения руководителя налогового органа или его заместителя. НК предусматривает  ограничения, связанные со сроком проведения выездной налоговой проверки. Проверкой  может быть охвачен период деятельности налогоплательщика не превышающий 3 календарных лет предшествующих году, в котором вынесено решение  о проведении налоговой проверки. Выездная налоговая проверка не может  продолжаться более 2 месяцев, указанный  срок может быть продлен до 6 месяцев, а в исключительных случаях до 4 месяцев. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной проверки до дня составления справки о проведенной проверки. Руководитель либо заместитель руководителя налогового органа вправе приостановить проведения выездной налоговой проверки:

  1. Для истребования документов или информации в порядке определенном п.1 ст.93.1 НК
  2. Для получения информации от иностранных государств и их государственных органов в рамках международных договоров РФ
  3. На проведение экспертиз, для перевода на русский язык документов предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке

     Общий срок приостановления проверки не может  превышать 6 месяцев. Причем на период приостановления налоговый орган  возвращает подлинники документов, истребованных  у налогоплательщиков. А так же приостанавливает свои действия на территории налогоплательщика.

     Кодекс  устанавливает ограничение предмета проверки. Запрещается проведение выездных налоговых проверок по одним и  тем же налогам за уже проверенный  период. Исключением из этого правила  являются случаи ликвидации, реорганизации  налогоплательщика, проверки вышестоящим  налоговым органом в порядке  контроля за деятельностью ниже стоящего налогового органа, проводящего налоговую  проверку.

     Повторная выездная налоговая проверка возможна так же в случае представления  налогоплательщиком уточненной налоговой  декларации, в которой указана  сумма налога в размере меньше ранее заявленной. При этом повторной  проверке подлежит только тот налоговый  период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

     В целом при проведении повторной  налоговой проверки может быть охвачен  период деятельности налогоплательщика  не превышающий 3 календарных лет  предшествующих году в котором вынесено решение о проведении повторной  налоговой проверки.

     По  результатам налоговой проверки в случае выявления фактов нарушения  налогового законодательства составляется акт налоговой проверки: по результатам  выездной проверки в течение 2 месяцев  со дня составления справки о  выездной проверке, по результатам  камеральной проверки в течение 10 дней со дня ее окончания. Акт налоговой  проверки составляется по установленной  форме, подписывается проверяющими, а так же налогоплательщиком либо его представителем. Подписание акта налогоплательщиком не означает его  согласие с выводами, изложенными  в проверке, а только подтверждает факт ознакомления с этими выводами. Поэтому отказ в подписании акта не имеет никакого юридического значения. Об отказе делаются соответствующие  отметки в акте проверки. В случае если лицо в отношении, которого проводилась  проверка, уклоняется от получения  акта проверки, она направляется по почте заказным письмом и считается  полученным на 6 день, начиная с даты отправки заказного письма.

     Лицо  в отношении которого проводилась  проверка в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, либо с выводами и предложениями проверяющих  в праве в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное возражение по акту проверки в целом или в отношении отдельных его частей, приложив при этом соответствующий документ.

     Налоговые органы не вправе проводить 2 и более  выездные налоговые проверки в отношении  налогоплательщика в течение  календарного года, за исключением  случая принятия решения руководителем  федерального органа исполнительного  власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогового законодательства, о необходимости  проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх этих ограничений. 
 

Информация о работе Налоговый контроль