Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:51, реферат
Понятие и формы проведение налогового контроля
Налоговые проверки
Налоговый
контроль.
Вопрос №1.
Под налоговым контролем понимаются действия должностных лиц налоговых органов по установлению достоверности и правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
Таможенные органы осуществляют налоговый контроль в пределах своей компетенции.
Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи – контроля за соблюдением налогового законодательства. Следует иметь ввиду, что эта задача может быть решена и другими способами с применением иных полномочий, т.к. понятие контроля за соблюдением налогового законодательства значительно шире понятия налоговый контроль.
Налоговый орган и таможенные органы, соответствующие подразделения ОВД в порядке определяемом по соглашению между ними информируют друг друга об имеющихся у них материалах, о нарушениях налогового законодательства, о налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а так же осуществляют обмен другой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.
При осуществлении налогового контроля не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученные в нарушение Конституции РФ, НК или иных ФЗ, а так же в нарушении принципа сохранности информации, составляющую профессиональную тайну иных лиц (в частности адвокатскую или аудиторскую тайну).
Формы налогового контроля определены в главе 14 НК. Налоговый контроль может осуществляться должностными лицами налоговых органов посредством:
В
целях проведения налогового контроля
налогоплательщики подлежат постановке
на учет в налоговых органах. Соответственно
по месту жительства ФЛ, месту нахождения
организации, месту нахождения ее обособленных
подразделений или филиалов, а
так же по месту нахождения принадлежащих
им недвижимого имущества и
Заявление на постановку на налоговый учет подается в соответствующий налоговый орган.
Налоговые органы обязаны на основе имеющихся у них данных и сведений самостоятельно до подачи заявления налогоплательщиком принимать меры по постановке на учет налогоплательщиков в налоговые органы. Постановка на налоговый учет ФЛ, не являющихся ИП, осуществляется налоговым органом по месту жительства ФЛ на основе информации, предоставляемой уполномоченными органами. При этом налоговый орган должен уведомить лицо о такой постановке.
В
настоящее время налоговый
Вопрос №2.
Основным
способом налогового контроля являются
налоговые проверки, которые позволяют
наиболее полно выявить правильность
исполнения налогоплательщиком его
обязанности. Остальные формы налогового
контроля чаще используются в качестве
вспомогательных методов
Согласно
ст.87 НК налоговые органы проводят проверку
налогоплательщиков, плательщиков сборов
и налоговых агентов. Т.о. круг лиц
подлежащих налоговой проверки ограничен
лишь теми организациями и ФЛ, на
которых законом
Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки во всех предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности, организационно-правовой формы, подчиненности и т.п., в том числе на предприятиях с особым режимом работы. Для проверки последних в налоговых органах создаются режимные секретные органы или выделяются соответствующие специалисты, группы специалистов. Документы, связанные с уплатой налогов, представляются таким проверяющим в полном объеме, проверка проводится с соблюдением режима секретности.
Согласно
ст.82 НК налоговый контроль и соответственно
налоговые проверки провидятся должностными
лицами налоговых органов в пределах
своей компетенции. Ст.7 ФЗ «О налоговых
органах РФ» от 21 марта 1991 предусматривает
право налоговых органов
Однако исчисление налоговой базы многих налогов прямо или косвенно связано с различными обстоятельствами хозяйственной деятельности предприятий. Поэтому под документами связанными с налогообложением может пониматься широкий круг документации, прежде всего опосредующий гражданско-правовые отношения налогоплательщика с учредителями и контрагентами, учредительные договоры, иные учредительные документы, соглашения, акты приемки-сдачи, накладные, банковские выписки, отчеты исполнительные и т.п.
В качестве гарантий прав налогоплательщиков в ст.7 ФЗ «О налоговых органах» включена оговорка: из предмета налоговой проверки исключаются сведения, составляющие коммерческую тайну, определяемую в порядке, установленном действующим законодательством.
Отсутствие на ЮЛ на момент начала проверки мер, предусмотренных действующим законодательством, по охране коммерческой тайны лишает ЮЛ возможности ссылаться на коммерческую тайну как на основании отказа представить тот или иной документ.
НК предусматривает 2 вида налоговых проверок:
Камеральные налоговые проверки проводятся должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями, без какого либо специального решения руководителя налогового органа. Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен 3 месяцами с момента предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, если НК применительно к отдельным налогам не предусмотрены иные сроки.
Назначение выездных налоговых проверок, а так же права и обязанности налоговых органов при их проведении регламентируется более детально. Общие правила назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки установлены НК, а так же подзаконными актами МинФина и ФНС.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. НК предусматривает ограничения, связанные со сроком проведения выездной налоговой проверки. Проверкой может быть охвачен период деятельности налогоплательщика не превышающий 3 календарных лет предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении налоговой проверки. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев, указанный срок может быть продлен до 6 месяцев, а в исключительных случаях до 4 месяцев. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о проведении выездной проверки до дня составления справки о проведенной проверки. Руководитель либо заместитель руководителя налогового органа вправе приостановить проведения выездной налоговой проверки:
Общий
срок приостановления проверки не может
превышать 6 месяцев. Причем на период
приостановления налоговый
Кодекс
устанавливает ограничение
Повторная выездная налоговая проверка возможна так же в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньше ранее заявленной. При этом повторной проверке подлежит только тот налоговый период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
В целом при проведении повторной налоговой проверки может быть охвачен период деятельности налогоплательщика не превышающий 3 календарных лет предшествующих году в котором вынесено решение о проведении повторной налоговой проверки.
По результатам налоговой проверки в случае выявления фактов нарушения налогового законодательства составляется акт налоговой проверки: по результатам выездной проверки в течение 2 месяцев со дня составления справки о выездной проверке, по результатам камеральной проверки в течение 10 дней со дня ее окончания. Акт налоговой проверки составляется по установленной форме, подписывается проверяющими, а так же налогоплательщиком либо его представителем. Подписание акта налогоплательщиком не означает его согласие с выводами, изложенными в проверке, а только подтверждает факт ознакомления с этими выводами. Поэтому отказ в подписании акта не имеет никакого юридического значения. Об отказе делаются соответствующие отметки в акте проверки. В случае если лицо в отношении, которого проводилась проверка, уклоняется от получения акта проверки, она направляется по почте заказным письмом и считается полученным на 6 день, начиная с даты отправки заказного письма.
Лицо в отношении которого проводилась проверка в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, либо с выводами и предложениями проверяющих в праве в течение 15 дней со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное возражение по акту проверки в целом или в отношении отдельных его частей, приложив при этом соответствующий документ.
Налоговые
органы не вправе проводить 2 и более
выездные налоговые проверки в отношении
налогоплательщика в течение
календарного года, за исключением
случая принятия решения руководителем
федерального органа исполнительного
власти, уполномоченного по контролю
и надзору в области налогового
законодательства, о необходимости
проведения выездной налоговой проверки
налогоплательщика сверх этих ограничений.