Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2011 в 15:32, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время возникла необходимость теоретического исследования одной из основополагающих категорий финансового права в целом, и налогового права в частности - налогового правоотношения.
Институт налогов всегда вызывал большой интерес представителей экономической науки, в то же время мало исследовался юридический аспект налоговых отношений. Недостаток внимания к налогам в условиях

Содержание

Введение
1. Налоговые правоотношения: сущность, признаки и виды
1.1 Становление налоговых правоотношений
1.2 Признаки налоговых правоотношений
1.3 Виды налоговых правоотношений
2. Участники налоговых правоотношений
3. Содержание налоговых правоотношений
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая налогового права.docx

— 57.94 Кб (Скачать)

     1.3 Виды налоговых  правоотношений

 

     В теории права правоотношения принято  делить: в зависимости от правовой функции – на регулятивные и охранительные (по функциям, выполняемым нормами права); на имущественные и организационные (по объекту); материальные и процессуальные (по характеру правовых норм). Следует отметить, что деление на регулятивные и охранительные правоотношения присуще как материальным, так и процессуальным правоотношениям.

     Регулятивные  правоотношения складываются на основе регулятивных юридических норм, они устанавливают субъективные юридические права и обязанности.15 В основе регулятивного правоотношения лежат правомерные действия людей (совершение сделок, подача заявления о зачете либо возврате излишне уплаченного налога или сбора), а также события, т.е. обстоятельства, протекающие независимо от воли субъекта. Например, стихийное бедствие может являться основанием для возникновения целого ряда конкретных налоговых правоотношений, связанных с предоставлением отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в налогово-правовой сфере.

     Регулятивные  правоотношения делятся на правоотношения активного и пассивного типа. Налоговые правоотношения активного типа складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что возлагают на лицо обязанность положительного содержания, т.е. совершить определенное действие. При этом "интересы управомоченной стороны удовлетворяются только в результате совершения положительных действий обязанным субъектом". Например, отношения, связанные с постановкой на учет налогоплательщиков (ст.ст.23, 83, 84 НК РФ), в которых интерес налогового органа, а точнее интерес государства в лице налогового органа, будет "удовлетворен" в результате совершения налогоплательщиком определенных действий. Основная масса регулятивных налоговых правоотношений – это отношения активного типа, что следует из главного содержания налогового правоотношения, заложенного в Конституции РФ, – обязанности налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст.57). Однако это вовсе не означает, что в данных правоотношениях обязанной стороной всегда является налогоплательщик. Например, в отношениях по возврату налогоплательщикам излишне взысканных либо уплаченных налогов (сборов, пеней, штрафов) обязанной стороной выступает государство в лице налоговых органов, принимающих решение о возврате указанных сумм (ст.ст.78, 79, 176, 203 НК РФ).

     Налоговые правоотношения пассивного типа – это отношения, выражающие статическую функцию права. Они складываются на основе управомачивающих и запрещающих налогово-правовых норм, рассматриваемых в единстве. Данный тип правоотношений характеризуется тем, что положительные действия совершаются управомоченным, а на обязанное лицо возлагается обязанность пассивного содержания, т.е. воздержаться от совершения каких-либо действий и не препятствовать управомоченному лицу в осуществлении его права.

     Охранительные налоговые правоотношения "возникают тогда, когда нарушены права и не исполнены обязанности, когда права и интересы участников правоотношений или каждого лица, всего общества нуждаются в правовых мерах защиты со стороны государства"16. Они являются вспомогательными по отношению к регулятивным налоговым правоотношениям. К налоговым правоохранительным правоотношениям относятся те, которые возникают в связи с нарушениями регулятивных налогово-правовых норм. Учитывая то, что задачей охранительных норм является защита права управомоченного лица, заложенного в регулятивной норме, следует, что в налоговых охранительных правоотношениях реализуется санкция юридической нормы, обеспечивающая защиту права государства на часть имущества налогоплательщика, получаемого в виде налога (сбора).

     Налоговые правоотношения подразделяются также на имущественные и организационные. Понятие имущественных и организационных отношений достаточно глубоко исследовано в литературе, в первую очередь, по вопросам гражданского и административного права. Как отмечает Ю.К.Толстой, именно исходя из деления правоотношений на имущественные и организационные, в середине прошлого столетия выдвигались предложения провести размежевание гражданского и административного права, признав, что гражданское право регулирует имущественные, а административное право – организационные отношения, хотя последние и могут быть направлены на имущественные цели.17

     Имущественный характер налоговых правоотношений следует как из содержания налоговой  обязанности, закрепленной в ст.57 Конституции РФ, так и из самого определения налога, данного в ст.8 НК РФ. Данная черта выделяется практически всеми специалистами по финансовому и налоговому праву, а также отмечалась Конституционным Судом РФ.

     Под организационными правоотношениями понимаются такие "построенные на началах координации и субординации социальные связи, которые направлены на упорядочение (нормализацию) иных общественных отношений, действий их участников, либо формирование социальных образований"18.

     Организационные налоговые отношения носят вспомогательный  характер по отношению к имущественным налоговым отношениям, которые следует считать "организуемыми налоговыми отношениями". К организационным налоговым правоотношениям относятся все правоотношения, которые не связаны непосредственно с выполнением налогоплательщиком его обязанности по внесению налога в бюджет, но служат в качестве вспомогательных для выполнения этой цели.

     Таким образом, представляется возможным  определить налоговые правоотношения как организационно-имущественные. 

 

      2. Участники налоговых  правоотношений 

     Субъектами (участниками) налогового правоотношения выступают лица, наделенные субъективными  налоговыми правами и обязанностями, и фактически участвующие в конкретном налоговом правоотношении. Вступая в налоговое правоотношение, субъект налогового права реализует свою правосубъектность.

     В соответствии со ст. 9 НК РФ к участникам налоговых правоотношений относятся:

     1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

     2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

     3) налоговые органы (федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

     4) таможенные органы (федеральный  орган исполнительной власти, полномоченный  по контролю и надзору в  области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ);

     5) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы, должностные  лица и организации, осуществляющие  в установленном порядке прием  от налогоплательщиков (плательщиков сборов) денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) в бюджеты (далее – сборщики налогов и сборов);

     6) органы государственных внебюджетных  фондов.

     Высказано мнение, согласно которому ст.9 НК РФ содержит исчерпывающий субъектный состав участников налоговых правоотношений, а такие лица, как свидетели, эксперты, банки и др., будучи наделенные Налоговым кодексом определенными правами и обязанностями, не являются субъектами налоговых правоотношений, поскольку их участие носит эпизодический характер и (или) они не имеют собственного интереса в отношениях по уплате и взиманию налогов.19 С данной позицией согласиться нельзя, поскольку налоговое законодательство наделяет указанные лица налоговой правосубъектностью, определяет совокупность их прав и обязанностей. Конкретное лицо следует рассматривать в качестве субъекта правоотношения не в зависимости от "эпизодичности" его участия в нем, а от наличия самого факта реализации своей правосубъектности при вступлении в данное правоотношение.

     На  мой взгляд, перечень участников, указанный  в ст.9 НК РФ не исчерпывает субъектный состав налоговых правоотношений. Следует согласиться с мнением авторов, выделяющих в налоговых правоотношениях в качестве обязательного субъекта государство, поскольку налоговая обязанность у налогоплательщика возникает именно перед государством, а не его органами. Именно в отношениях между плательщиком и государством удовлетворяется имущественный интерес публичного субъекта за счет изъятия в денежной форме части имущества физического лица или организации.20

     Государство и лица, указанные в ст.9 НК РФ, в первую очередь относятся к субъектам налоговых материальных правоотношений. В теории налогового права существует подход, согласно которому исходя из правосубъектности противоположных сторон налогового правоотношения производится деление субъектов налоговых правоотношений на публичных и частных.21 Исходя из того, что в налоговом правоотношении обязательно присутствует публичный субъект, наделенный властными полномочиями, налоговое правоотношение является властеотношением.

     Наиболее  полной и логичной представляется классификация, предложенная И. И. Кучеровым, выделившим следующие группы участников:22

     1) субъекты, наделенные компетенцией  по установлению и введению  налогов (органы представительной  власти). Согласно принципу разделения властей прерогативой представительных органов власти (органов законодательной власти Российской Федерации, ее субъектов и административно-территориальных образований) являются установление и введение в действие налогов и сборов (ст. 71, 72, 132 Конституции РФ). При этом согласно ст. 104 Конституции РФ законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ;

     2) субъекты, на которых в соответствии  с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов). К их числу относятся организации и физические лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по уплате соответственно налогов и (или) сборов;

     3) субъекты, содействующие уплате  налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов).

     Налоговыми  агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов (ст. 24 НК РФ).

     Банками в соответствии с законодательством о налогах и сборах признаются кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций, обязанные в соответствии с законодательством о налогах и сборах исполнять платежные поручения своих клиентов – налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов о перечислении налогов и сборов, а также решение налогового органа о взыскании налогов за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке установленной законодательством очередности (ст. 60 НК РФ).

     Сборщиками  налогов и (или) сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица и организации, которые осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет. Права, обязанности и ответственность сборщиков налогов и (или) сборов определяются НК РФ, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах, и (или) сборах (ст. 25 НК РФ);

     4) субъекты, содействующие налоговому  администрированию (органы регистрации,  эксперты, специалисты, переводчики,  понятые и свидетели).

     К органам регистрации относятся:

     • органы, которые осуществляют регистрацию  организаций и индивидуальных предпринимателей;

     • органы, лицензирующие деятельность частнопрактикующих нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты;

     • органы, регистрирующие физических лиц  по месту жительства;

     • органы, осуществляющие регистрацию  актов гражданского состояния физических лиц;

     • органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию  недвижимого имущества;

     • органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения;

     • органы (учреждения), уполномоченные совершать  нотариальные действия и частнопрактикующие нотариусы;

Информация о работе Налоговые правоотношения