Налоговые правоотношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:42, контрольная работа

Описание работы

Налоговые правоотношения и их особенности

Работа содержит 1 файл

налоговые правоотношения.doc

— 40.50 Кб (Скачать)


Налоговые правоотношения - это урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, других категорий налогоплательщиков. Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации.

 

Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему или внебюджетный государственный (местный) фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные сроки, а обязанность компетентных Органов - обеспечить уплату налогов. Невыполнение налогоплательщиками своей обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, ограничивает его возможности по реализации функций и задач. Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия к лицам, допустившим такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение этих обязанностей.

 

Налоговым правоотношениям присущи следующие особенности:

 

1) они возникают в процессе деятельности государства и муниципальных образований по установлению и взиманию налогов.

 

2) они состоят из двух групп отношений: общих и специальных. Первые возникают между налогоплательщиками и государством (муниципальным образованием) по поводу исполнения налогового обязательства и имеют денежный характер. Вторые возникают в процессе реализации налогового обязательства налогоплательщика перед государством между плательщиком налогов и налоговыми органами, банками и т.д.

 

3) характеризуются публичным характером;

 

4) являются имущественными, т.е. в конечном счете, всегда возникают по поводу денежных средств.

 

Налоговое правоотношение обладает сложной элементной структурой. Принято выделять субъект, объект и содержание налогового правоотношения.

 

Реальные участники налоговых правоотношений именуются субъектами налоговых правоотношений. В правовой науке под субъектами правоотношений понимаются участники общественных отношений, которых юридическая норма наделила правами и обязанностями.

 

Статьей 9 НК РФ установлен исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию перечень участников налоговых правоотношений (отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах), в числе которых:

 

1) организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или плательщиками сборов;

 

2) организации и физические лица, признаваемые налоговыми агентами;

 

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

 

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

 

Вместе с тем, фактически в налоговых правоотношениях участвует ряд лиц, по тем или иным причинам не включенных в число участников налоговых правоотношений.

 

Так, в частности, ст. 9 НК РФ в число участников налоговых правоотношений не включены представительные органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (законодательные органы).

 

Вместе с тем, как следует из ст. 2 НК РФ, законодательством о налогах и сборах регулируются отношения по введению налогов и сборов. К такому регулированию относится разграничение полномочий и регламентация процедуры по введению региональных и местных налогов, разграничение компетенции по регулированию ставок федеральных налогов и т.д. Таким образом, представительные органы государственной власти и местного самоуправления в рамках деятельности по введению налогов, установлению налоговых льгот, регулированию в установленных пределах ставок налогов обладают определенными правами и обязанностями, которые реализованы в отношениях по введению налогов (неотъемлемой части налоговых правоотношений). В налоговых правоотношениях представительные органы государственной власти и местного самоуправления выступают не только в роли законодателя, регулирующего правоотношения посредством издания норм права, но являются и участниками, наделенными правами и обязанностями.

 

Однако, если исходить из того, что нормы законодательства о налогах и сборах в части регулирования компетенции представительных органов по введению налогов и сборов являются производными от норм конституционного и бюджетного законодательства, разграничивающих компетенцию РФ, субъектов РФ и муниципальных образований в сфере налоговых отношений, то представительные органы государственной власти и местного самоуправления, даже в рамках деятельности по введению налогов, в первую очередь являются субъектами конституционных и бюджетных правоотношений. Вероятно в силу именно этих причин представительные органы государственной власти и местного самоуправления прямо не указаны в ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений.

 

Ко второй группе лиц, обладающих признаками субъектов налоговых правоотношений, но не включенных в перечень участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, относятся банки и органы, осуществляющие регистрирующие функции.

 

Так ст. 60, 76, 86 НК РФ на банки возлагается ряд обязанностей, связанных с перечислением сумм налогов и сборов в бюджеты, с приостановлением операций по счетам налогоплательщика и с учетом налогоплательщиков. Статьями 132–136 НК РФ установлена ответственность и порядок ее применения за нарушение данных обязанностей банков.

 

Аналогично, в соответствии со ст. 85 и 129 НК РФ, на органы, выполняющие регистрирующие функции, возлагаются обязанности, связанные с учетом налогоплательщиков, и предусматривается ответственность за неисполнение данных обязанностей лицам, обладающим признаками субъектов налоговых правоотношений, но не предусмотренных ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений, относятся участники мероприятий налогового контроля. Так, в соответствии со ст. 90, 95–98, 128 и 129, свидетели, эксперты, специалисты, понятые и переводчики наделяются правами и обязанностями и могут быть привлечены к ответственности за невыполнение установленных обязанностей.

 

Таким образом, исходя из более широкого по сравнению со ст. 9 НК РФ толкования понятия «субъекта налогового правоотношения» перечень субъектов налоговых правоотношений выглядит следующим образом:

 

1. Субъекты, обладающие частной налоговой правосубъектностью – налогоплательщики.

 

2. Субъекты, обладающие публичной налоговой правосубъектностью:

 

а) налоговые органы (ФНС России);

 

б) таможенные органы (ФТС России);

 

3. Субъекты, содействующие уплате налога и (или) проведению налогового контроля:

 

а) налоговые агенты;

 

б) налоговые представители;

 

в) банки;

 

г) регистрирующие органы (органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, органы загс, органы, осуществляющие регистрацию операций с недвижимостью и автотранспортом, нотариусы и т.д.);

 

д) участники мероприятий налогового контроля (свидетели, понятые, эксперты, специалисты и свидетели).

 

Объект налогового правоотношения – это сам налог, как обязательный взнос в бюджет, поскольку по своей сути и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и использованием которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового правоотношения – государства.

 

Юридическим содержанием налоговых правоотношений являются права и обязанности их участников. Основным содержанием налогового правоотношения является обязанность налогоплательщика внести в бюджет или внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с установленными ставками и в предусмотренные законом сроки, в то время как государственные органы имеют право требовать от налогоплательщика исполнения данной публично-правовой обязанности

 

Фактическим содержанием налогового правоотношения являются сами действия, в которых реализуются права и обязанности.

 

Налоговые правоотношения обладают также индивидуальными признаками, присущими только данным отношениям и позволяющие не только выявить их сущностные черты, но и отграничить от смежных отношений.

 

Налоговые правоотношения, во-первых, возникают, изменяются, прекращаются только на основе норм законодательства о налогах и сборах. Общественные отношения в сфере налогообложения могут возникать и существовать только в правовой форме, только на основе норм законодательства. Конституция РФ предусматривает обязанность уплачивать только законно установленные налоги и сборы. В этом заключается одно из существенных отличий налоговых правоотношений от частноправовых. Так, гражданско-правовые отношения могут возникать и при наличии оснований, прямо не предусмотренных гражданским законодательством, но не противоречащих ему. Кроме того, исторически гражданские правоотношения складывались фактически и лишь впоследствии признавались государством.

 

Во-вторых, налоговые правоотношения существуют в сфере налогообложения, призваны воплотить возможности, которые заложены в экономической категории "налог".

 

Третьим специфическим признаком налоговых правоотношений является их опора на существующую систему принципов налогового права, которые традиционно относятся к подотраслевым. Принципами налогового права в соответствии с НК РФ являются: всеобщность налогообложения, податное равенство, экономическая обоснованность налогов и сборов, конституционность налогообложения, законность установления налогов и сборов.

 

Из вышеперечисленного можно сделать вывод о том, что налоговые правоотношения являются одной из центральных категорий налогового права, отражающие его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации.

 

 



Информация о работе Налоговые правоотношения