Налоговые отношения и система их регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 03:16, реферат

Описание работы

Налоги и сборы являются основными источниками доходов бюджетов всех уровней. В процессе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования нормативных актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 21.00 Кб (Скачать)

Налоговые отношения и система  их регулирования.

Налоги и сборы  являются основными источниками  доходов бюджетов всех уровней. В  процессе взимания налогов возникают  налоговые отношения между государством в лице органов законодательной  власти и управления и налогоплательщиками. Система регулирования нормативных  актов различного уровня, содержащих налоговые законы и нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов Федерации, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления.

Налоговый кодекс РФ является законодательным актом  прямого действия, в соответствии с которым должны приниматься  федеральные законы о налогах  и сборах. Налоговые законы РФ либо носят общий характер , либо определяют порядок взимания конкретного налога.

Большое значение в  регулирование налоговых отношений  имеют законы РФ о федеральном  бюджете,в которых устанавливаются нормативы распределения большинства налогов по уровням бюджетной системы.

2)Меры ответственности  за нарушение налогового законодательства.

При выявлений нарушений налогового законодательства, налоговые органы должны применять меры финансовой ответственности в виде штрафных санкций и административные штрафы. Ответственность в виде штрафных санкций наступает за следующие нарушения:

-нарушение срока  постановки на учет в налоговом  органе

-уклонение от  постановки на учет в налоговом  органе

-нарушение срока  предоставления сведений об открытии  и закрытии счета в банке

-непредставление  налоговой декларации

-грубое нарушение  правил учета доходов и расходов  и объектов налогообложения

-неуплата или  неполная уплата сумм налога

-невыполнение налоговым  агентом обязанности по удержанию  и перечислению налогов

-Незаконное воспрепятствование  доступу должностного лица налогового  органа, таможенного органа, органа  государственного внебюджетного  фонда на территорию или в  помещение

-несоблюдение порядка  владения, пользования и распоряжения  имуществом, на которое наложен  арест

-непредставление  налоговому органу сведений, необходимых  для осуществления налогового  контроля

-отказ от предоставления  документов и предметов по  запросу налогового органа

--неявка либо уклонение  от явки без уважительных причин  лица, вызываемого по делу о  налоговым правонарушении в качестве свидетеля, а также неправомерный отказ свидетеля от  дачи показаний, дача заведомо ложных показаний.

-отказ эксперта, переводчика или специалиста  от участия в проведении налоговой  проверки, дача заведомо ложного  заключения или осуществление  заведомо ложного перевода

-неправомерное несообщение  сведений налоговому органу 

1.Экономическая роль  и законодательные основы федерального  бюджета.

Федеральный бюджет-ведущее  звено бюджетной системы РФ, в  котором объединены основные финансовые катерогии( налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после его утверждения Федеральным Собранием (парламентом) РФ.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в  перераспределении совокупного  общественного продукта и национального  дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса,которая  заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.

2)Доходы федерального  бюджета.

Доходы федерального бюджета- это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетными и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.

В доходы федерального бюджета зачисляются:

-собственные налоговые  доходы федерального бюджета,  за исключением налоговых доходов,  передаваемых в виде регулирующих  доходов бюджетам других уровней  бюджетной системы Российской  Федерации

-собственные неналоговые  доходы

-остаток средств  на конец предыдущего года

-доходы, полученные  в виде безвозмездных и безвозвратных  перечислений.

3)Расходы федерального  бюджета.

Расходы федерального бюджета-это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ,  на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Расходы федерального бюджета классифицируют:

  1. По экономической роли в процессе воспроизводства- на затраты, связанные с финансирование материального производства и содержанием непроизводственной сферы.
  2. По функциональному назначению- на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
 
 
 

    4.Дефицит и профицит  бюджета.

    В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета  должна быть обеспечена сбалансированность(выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами на протяжении ряда лето равновесия не достигалось :федеральный бюджет Российской Федерации многие годы был дефицитным.

    Дефицит бюджета- это превышение расходов бюджета над его доходами.

    Профицит бюджета- это превышение доходов бюджета над его расходами.

    Дефицит и профицит бюджета представляет собой сложные  финансовые категории, выражающие совокупность денежных отношений в процессе перераспределения  созданной стоимости через бюджет, и являются объектом управления в целях достижения равновесия между доходами и расходами бюджета.

    В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом о  бюджете должны быть утверждены источники  финансирования дефицита бюджета.

    В соответствии с  законодательством РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать  суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в финансовом году.

    Причин дефицита бюджета много, но важнейшее значение имеет возрастание затрат государства  в различных сферах социально-экономической  жизни, на содержании армии и увеличение военных расходов, на содержание возрастающей  численности государственного аппарата. Рост бюджетных расходов не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего сохраняется и растет бюджетный дефицит.

    Бюджетный дефицит  в годы реформ(1991-2000г), будучи сам  по себе следствием глубокой несбалансированности государственных финансов, стал в  свою очередь причиной серьезных  потрясений в сфере денежного обращения. Регулирование бюджетного дефицита превратилось в одну из острейших проблем деятельности современного государства в области экономики.

    Важнейшим условием финансирования( покрытия) бюджетных дефицитов стал государственный кредит, под которым понимается вся совокупность финансово-экономических отношений, когда государство выступает в качестве заемщика.

    С 1991 до 1995г для  финансирования бюджетного дефицита в  России использовалась в основном эмиссия  денег,что послужило толчком к инфляции.

    Государства покрывают  дефицит в основном внутренним и  внешним заимствованиями, а также  денежной эмиссией.

    Однако эмиссия  денег приводит к инфляции, росту  цен на товары и услуги, к снижению жизненного уровня населения.

    Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

    1)Внутренние источники  в следующих формах:

    • Кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации(в рублях)
    • Государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имен  Российской Федерации.
    • Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
    • Поступления от продаж имущества, находящегося в государственной собственности
    • Сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам.

      2)Внешние источники  в следующих формах:

    • Государственные займы, получаемые в иностранной валюте, путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации.
    • Кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

      Источниками финансирования дефицита бюджета субъекта РФ могут  быть внутренние источники в следующих  формах:

    • Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
    • Кредиты, полученные от кредитных организаций
    • Поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта РФ
    • Изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ
    • Займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ

      Проблема совершенствования  управления дефицитом и профицитом остается актуальной. Для многих стран  с рыночной экономикой характерны хронические  дефициты бюджетов. Возникает необходимость  разработки концепции, основанной на уменьшении привлечения заемных средств, сокращении долговых обязательств, использовании, прежде всего внутренних резервов роста доходов на базе развития промышленного и сельскохозяйственного производства.


Информация о работе Налоговые отношения и система их регулирования