Налоговое право и налоговая деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:35, лекция

Описание работы

Налоги известны с древнейших времен. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства. Помимо этой, сугубо фискальной функции налоги используются для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Данную тему необходимо изучать по следующим основным вопросам: 1. Общественно-экономические и политические причины, предпосылки и условия появления и существования налогов. Публично-правовой характер налогов; 2. Классические принципы налогообложения. А. Смит, Д. Рикардо, У. Петти, Дж. Кеинс о налогообложении; 3. Финансово-правовое понятие налога. Признаки налоговых платежей. Отличие налога от других видов обязательных платежей; 4. Функции налогов: понятие виды, соотношение. Фискальная, регулирующая, социальная, контрольные функции; 5. Классификация налогов. Основные классификационные признаки и классификационные группы налогов.

Работа содержит 1 файл

лекции НП.docx

— 58.24 Кб (Скачать)

Контрольная функция  налога как экономической категории 
состоит в том, что появляется возможность количественного 
отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря такой функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Распределительную функцию можно подразделить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

Изначально распределительная  функция налогов носила 
чисто фискальный характер: наполнить государственную казну 
для содержания армии, управленческого аппарата, социальной 
сферы. Но с тех пор как государство посчитало необходимым 
активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в РК, имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный 
участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса 
производства, что обеспечивает ему реальные возможности 
влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. 
Стимулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

Классификация налогов осуществляется на основе 
признаков.

Во-первых, их подразделяют на общие и особенные.

Общие — налоги взимаемые с продаж, с имущества и дохода.

Особенные - налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода.

Во-вторых, налоги классифицируют на прямые, косвенные и 
безразличные.

Прямые — налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на 
капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные —  налоги, которые вносятся в казну  одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например НДС, 
который вносит в казну продавец, но фактически оплачивает 
покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные  — налог, источник уплаты которого не имеет 
значения, поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог, налог на собак).

В зависимости  от субъекта налога (налогоплательщика) различают налоги на юридических и физических лиц.

Действующим законодательством  предусмотрены также республиканские  и местные налоги.

Особенностью рассматриваемых  налогов является то, что все они  являются имущественными налогами и  доходными источниками местных  бюджетов. Другой особенностью земельного налога является право местного представительного  органа понижать или повышать базовые  ставки, но не более чем на 20 %. 1.Земельный  налог. Объект налогообложения. Субъекты  налога. Порядок определения налоговой  базы, порядок исчисления и уплаты налога. Сроки уплаты земельного налога. Ставки земельного налога. Льготы по земельному налогу. 2.Налог на имущество. Объект налогообложения. Субъекты налога. Порядок  определения налоговой базы, порядок  исчисления и уплаты налога. Сроки  уплаты налога. Ставки налога для физических и юридических лиц. Льготы по налогу на имущество. 3.Налог на транспортные средства. Объект налогообложения. Субъекты налога. Порядок определения налоговой  базы, порядок исчисления и уплаты налога. Сроки уплаты налога. Ставки налога. Льготы по налогу на транспортные средства.

 

 

Лекция 6. Регистрационные, лицензионные и иные сборы.

Целью настоящей лекции является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями данного института налогового права.

Ключевые слова:   Регистрационные, лицензионные и иные сборы, пошлины, платы.

 

В налоговом законодательстве РК отсутствует законодательное  определение сборов и плат. В теории налогового права под сбором понимают обязательный взнос, взимаемый с  организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий  совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными  органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений. Налоговым законодательством РК установлены следующие сборы: сбор за государственную регистрацию юридических лиц, сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов, сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов, сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов, сбор за государственную регистрацию лекарственных средств, сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан, сбор с аукционов, гербовый сбор, лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности, сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

Основное отличие налога от платы заключается в том, что  налог является безвозмездным и  безэквивалентным платежом, а плата – возмездным и эквивалентным. То есть налог опосредует финансовое отношение, а плата гражданско-правовое отношение, где государство выступает в роли субъекта гражданского права. Несмотря на спорную правовую природу данного вида платежей, отношение по их уплате регулируются налоговым законодательством. Налоговый кодекс РК установил следующие виды плат: плата за пользование земельными участками, плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников, плата за загрязнение окружающей среды, плата за пользование животным миром, плата за лесные пользования, плата за использование особо охраняемых природных территории, плата за использование радиочастотного спектра, плата за пользование судоходными, водными путями, плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

 

 

 

 

Лекция 7

Государственная пошлина.

Целью настоящей лекции является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями данного института налогового права.

Ключевые слова:   Государственная пошлина; Консульский сбор; Акт гражданского состояния; Исковое заявление;

Государственная пошлина  – обязательный платеж, взимаемый  за совершение юридически значимых действий или выдачу документов уполномоченными  на то государственными органами или  должностными лицами. Государственная пошлина взимается за ряд услуг в пользу плательщика – принятие исковых заявлений и других документов судом, совершение нотариальных действий, регистрация актов гражданского состояния, выдача документов и др. При рассмотрении данного вида платежа следует обратить внимание на плательщиков государственной пошлины, объекты взимания, ставки государственной пошлины, льготы, предусмотренные при взимании государственной пошлины, порядок уплаты и возврата государственной пошлины. Отдельно рассматривается консульский сбор – вид государственной пошлины, взимаемый дипломатическими представительствами и консульским учреждением Республики Казахстан с граждан и юридических лиц РК, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, иностранных юридических лиц за совершение консульских действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Государственное принуждение  в сфере налогообложения выражается в том, что меры юридической ответственности  устанавливаются государством в  правовых нормах (причем, не только собственно налогового законодательства, но и в нормах административного и уголовного права, которые призваны обеспечить

соблюдение норм налогового законодательства) реализация которых  во всех случаях обеспечивается принудительной силой государства. Применение мер  юридической ответственности не зависит от воли и желания правонарушителя. По этой теме необходимо обратить внимание на следующие вопросы: 1.Понятие государственного принуждения в сфере налогообложения. 2.Меры принуждения в сфере налогообложения. 3.Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства РК. Понятие и общая характеристика. 4.Основание юридической ответственности  за нарушение налогового законодательства РК. 5.Виды юридической ответственности  за нарушение налогового законодательства.

 

 

 

 

 

Лекция  8

  Юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства

Целью настоящей лекции является ознакомление студентов с основными теоретическими положениями данного института налогового права.

Ключевые слова:    Административный проступок;  Преступление; Субъект правонарушения;  Деяние; Состав правонарушения; Санкция; Наказание; Вина; Умысел;

Административно-правовые налоговые  правонарушения являются основанием для  административной ответственности, которая  представляет собой одну из разновидностей юридической ответственности. Административная ответственность за налоговые правонарушения наступает в том случае, если в совершенном противоправном деянии имеются все признаки предусмотренные нормой права, устанавливающей ответственность за такие деяния. 1.Общая характеристика административно-правовой ответственности за административно-правовые правонарушения. 2.Административный проступок как основание ответственности, его состав. 3.Административные правонарушения в сфере налогообложения. 4.Производство по делам об административных правонарушениях. 5.Проблемы совершенствования административной ответственности. Уголовную ответственность за правонарушения характеризует во-первых, то, что основанием ее применения выступает преступление, т.е. деяние, обозначенное в качестве такого Уголовным кодексом, во-вторых, применяет ее только суд, в-третьих, выражается она в форме уголовного наказания, в-четвертых, субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, вменяемое, достигшее определенного возраста. 1.Общая характеристика уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства. 2.Основание уголовной ответственности. 3.Порядок привлечения к уголовной ответственности. 4.Состав преступления предусмотренный ст. 221 УК РК «Уклонение гражданина от уплаты налога» (Объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона). 5.Состав преступления предусмотренный ст. 222 УК РК «Уклонение от уплаты налогов с организаций» (Объект, субъект, объективная сторона).

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоговое право и налоговая деятельность