Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 00:48, контрольная работа
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ «О налоговых органах РФ» налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц и организаций. Статья 102 Налогового кодекса РФ вводит новое по содержанию, чем коммерческая тайна, понятие – налоговая тайна.
Введение______________________________________________________________3
Понятие налоговой тайны_______________________________________________4
Содержание налоговой тайны____________________________________________4
Значение института налоговой тайны______________________________________6
Лица, имеющие доступ к налоговой тайне. Возможность предоставления сведений, составляющей налоговую тайну, налоговыми органами____________________________6
Принцип налоговой публичности_________________________________________7
Правовые основы гражданско-правовой ответственности налоговых органов за разглашение налоговой тайны__________________________________________________7
Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны___________________8
Заключение___________________________________________________________14
Список использованной литературы_______________________________________16
Содержание.
Введение_________________
Понятие
налоговой тайны_______________
Содержание
налоговой тайны_______________
Значение
института налоговой тайны_________________________
Лица,
имеющие доступ к налоговой тайне. Возможность
предоставления сведений, составляющей
налоговую тайну, налоговыми органами______________________
Принцип
налоговой публичности_________
Правовые
основы гражданско-правовой ответственности
налоговых органов за разглашение
налоговой тайны_______________
Ответственность
за несоблюдение режима налоговой тайны_______________
Заключение_______________
Список
использованной литературы____________________
Введение.
В
соответствии с п. 3 ст. 7 Закона РФ «О
налоговых органах РФ»
Статья 102. Налоговая тайна. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)
1.
Налоговую тайну составляют
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
1)
разглашенных
2) об идентификационном номере налогоплательщика;
(исключен. - Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ);
3)
о нарушениях законодательства
о налогах и сборах и мерах
ответственности за эти
4)
предоставляемых налоговым (
(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
2.
Налоговая тайна не подлежит
разглашению налоговыми
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
3.
Поступившие в налоговые
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 02.01.2000 N 13-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.
(в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)
4.
Утрата документов, содержащих составляющие
налоговую тайну сведения, либо
разглашение таких сведений
Понятие
налоговой тайны.
Легальное определение понятие «налоговая тайна» дано в п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: (см. п. 1 ст. 102 НК РФ)».
По поводу информации, составляющей
налоговую тайну, могут
Содержание
налоговой тайны.
Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст. 102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме – это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).
Одним
из важнейших признаков объекта
налоговой тайны является то, что
сведения, ее составляющие, являются только
сведения о лице (налогоплательщике),
т.е. это может быть любая информация,
относящаяся к конкретному
Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.
Получение налоговым органом информации о налогоплательщике осуществляется в рамках правоотношений, возникающих в силу НК РФ, имеющих публично-правовой характер и основанных на властном подчинении одной стороны другой. В этих правоотношениях налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие истребовать необходимую информацию (ст. 31 НК РФ), а налогоплательщику – обязанность ее предоставить (ст. 23 НК РФ).
В соответствии со ст. 82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.
Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает обязанность определенных физических лиц и организаций предоставлять сведения о налогоплательщике, известные им. Такая обязанность устанавливается, к примеру, за налоговыми агентами, банковскими организациями, свидетелями. Непредставление налоговым органам информации влечет ответственность в соответствии со ст. 129 НК РФ. Информация, полученная от данных лиц, охраняется в режиме налоговой тайны, но только в той части, в которой она касается непосредственно налогоплательщика.
Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень сведений, которые не являются налоговой тайной (см. выше). В связи с этим перечнем интересно постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007 по делу, в котором ИФНС отказала налогоплательщику в сообщении информации о добросовестности его контрагентов, решив, что такой отказ является правомерным, т.к. данные сведения составляют налоговую тайну и имеют специальный режим доступа.
Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.
Таким образом, из данного решения можно сделать практический вывод – для любого налогоплательщика существует возможность затребовать информацию о добросовестности контрагента у ИФНС.
Кроме
того, отказ ИФНС влияет на права
организации как
Иностранным
организациям, также признаваемым налогоплательщиками,
право на соблюдение и сохранение
налоговой тайны
Значение
института налоговой тайны.
Правовое значение налоговой тайны состоит в том, что она обеспечивает защиту прав и законных интересов налогоплательщиков в отношении информации, отнесенной законодательством к налоговой тайне.
Данный
правовой институт тесно пересекается
с институтом банковской тайны, что
влечет за собой как определенные
плюсы для налогоплательщика
– так как финансовые учреждения
не спешат расставаться с принадлежащей
им информацией, так и определенные минусы
– законные основания у налоговых органов
для истребования определенной доли информации
у банков все-таки есть.