Налоговая система

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание работы

Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об¬ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос¬новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо¬шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 238.69 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие и сущность налога.

Основные положения о  налогах закреплены в Конституции  РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков обратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпошлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.                                                       

Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.

Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.

Появление государства приводит к  тому, что, выражая интересы различных  классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.

Таким образом, для обеспечения  выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству  необходимы огромные суммы средств.

На ранних ступенях государственной  организации начальной формой налогообложения  можно считать жертвоприношение. Жертвоприношение было неписаным законом, и оно становилось принудительной платой или сбором. Причем процентная ставка сбора была определенной. В Пятикнижии Моисея сказано: "И всякая десятина на земле, из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу". Следовательно, первоначальная ставка налога составляла десятую часть всех полученных доходов.

В докапиталистическую эпоху значительная часть государственных потребностей покрывалась доменами - доходами от недвижимости, главным образом от земли, находящейся в собственности  главы государства - короля, императора, монарха, и регалиями - доходами от монопольного права государства на занятие  определенной хозяйственной деятельностью.

По мере развития товарно-денежных отношений государственная собственность  постепенно сокращается (продается, дарится  и т.п.) и доходы от нее уменьшаются. Сокращение собственных доходов  государства (регалий и доменов) приводит к тому, что налоги становятся главным видом доходов государства  и приобретают преимущественно  денежную форму.

Таким образом, налоги как экономическая  категория носят исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.

Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом  изъятия части стоимости валового внутреннего продукта.

Налоговые отношения - это область  централизованных финансовых отношений  перераспределительного характера. Они  возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.

Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается  государством в форме различных  принудительных платежей с юридических  и физических лиц в установленном  размере и в установленные  сроки в целях реализации общественных интересов.

Современное государство, экономика  которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:

- необходимость удовлетворения  общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правопорядка, безопасность, социальные расходы  и т.п.);

- необходимость регулирования  экономической деятельности субъектов  хозяйствования, наносящих вред  окружающей среде, и т.д.;

- долгосрочные капиталовложения  и переложение повышенных рисков  с экономических субъектов на  государство (например, освоение  космоса);

- создание общегосударственных  резервов на случай непредвиденных  обстоятельств.

Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.

 

 

 

  1. НДФЛ: налоговые вычеты. Правовой режим налога.

2.1 Налогоплательщики

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц  признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами  Российской Федерации.

Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации  не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды  его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее  шести месяцев) лечения или обучения.

Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами  Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, командированные  на работу за пределы Российской Федерации.

2.2 Объект налогообложения

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

1) от источников в Российской  Федерации и (или) от источников  за пределами Российской Федерации  - для физических лиц, являющихся  налоговыми резидентами Российской  Федерации;

2) от источников в Российской  Федерации - для физических лиц,  не являющихся налоговыми резидентами  Российской Федерации.

2.3 Налоговая база

При определении налоговой  базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так  и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению  суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания  не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены  различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая  ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых  вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных настоящей главой.

Если сумма налоговых  вычетов в налоговом периоде  окажется больше суммы доходов, в  отношении которых предусмотрена  налоговая ставка, установленная  пунктом 1 статьи 224 НК РФ, подлежащих налогообложению, за этот же налоговый период, то применительно  к этому налоговому периоду налоговая  база принимается равной нулю. На следующий  налоговый период разница между  суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена  налоговая ставка, установленная  пунктом 1 статьи 224 НК РФ, подлежащих налогообложению, не переносится, если иное не предусмотрено  настоящей главой.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные  статьями 218 - 221 НК РФ, не применяются.

Доходы (расходы, принимаемые  к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 218 - 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной  валюте, пересчитываются в рубли  по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).

Особенности определения  налоговой базы при получении  доходов в натуральной форме:

1. При получении налогоплательщиком  дохода от организаций и индивидуальных  предпринимателей в натуральной  форме в виде товаров (работ,  услуг), иного имущества, налоговая  база определяется как стоимость  этих товаров (работ, услуг)  иного имущества, исчисленная  исходя из их цен, определяемых  в порядке, аналогичном предусмотренному  статьей 40 НК РФ.

При этом в стоимость таких  товаров (работ, услуг) включается соответствующая  сумма налога на добавленную стоимость, акцизов и исключается частичная  оплата налогоплательщиком стоимости  полученных им товаров, выполненных  для него работ, оказанных ему  услуг.

2. К доходам, полученным  налогоплательщиком в натуральной  форме, в частности, относятся:

1) оплата (полностью или  частично) за него организациями  или индивидуальными предпринимателями  товаров (работ, услуг) или имущественных  прав, в том числе коммунальных  услуг, питания, отдыха, обучения  в интересах налогоплательщика;

2) полученные налогоплательщиком  товары, выполненные в интересах  налогоплательщика работы, оказанные  в интересах налогоплательщика  услуги на безвозмездной основе  или с частичной оплатой;

3) оплата труда в натуральной  форме.

2.4. Налоговые ставки

В настоящее время  величина ставки налога на доходы физических лиц в России зависит не от суммы  дохода, а от вида дохода и типа налогоплательщика. Установлено три уровня налоговой  базы, каждый из которых соответствует  определенному виду дохода физического  лица и категории налогоплательщика: 13%; 30% и 35%.

  • По налоговой ставке 13% облагаются все доходы физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, которые они получают на территории России и за её пределами.
  • По налоговой ставке 30% облагаются дивиденды лиц - налоговых резидентов РФ и все доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами России.
  • И по налоговой ставке 35% облагаются следующие виды доходов вне зависимости от категории физических лиц (как налоговых резидентов, так и нерезидентов РФ):
    • все виды выигрышей, выплачиваемых организаторами различных лотерей и других игр, основанных на риске;
    • все выигрыши и призы, получаемых в конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, стоимость которых свыше 2000 рублей;
    • страховые выплаты по договорам добровольного страхования сверх установленного размера;
    • доходы по вкладам в банках сверх установленных норм процентных ставок;
    • сумма экономии на процентах при получении заемных средств в случаях, если сумма процентов меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ или 9% годовых по валютным займам.

Существующая система  налогообложения на доходы физических лиц в России представлена в виде блок-схемы на рисунке 1.

На представленной блок-схеме  приведены различные уровни налоговых  ставок, категории налогоплательщиков и виды доходов, подпадающих под  налогообложение с использованием налоговых ставок каждого уровня. Кроме того, блок-схема представляет алгоритм расчета суммы налога с  учетом доходов, не подлежащих налогообложению  и налоговых вычетов различного рода: стандартных, имущественных, социальных и профессиональных.

Информация о работе Налоговая система