Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:35, контрольная работа
Основные положения о налогах закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции РФ «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков об¬ратной силы не имеют». В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. «Об ос¬новах налоговой системы в Российской Федерации» не проводится четкой грани между налогом и другими платежами (сборами, госпо¬шлиной и др.) взимаемых в обязательном порядке в бюджет или во внебюджетный фонд на условиях, определяемых законодательными актами.
Содержание
Основные положения о
налогах закреплены в Конституции
РФ. В соответствии со ст. 57 Конституции
РФ «каждый обязан платить законно установленные
налоги и сборы. Законы, устанавливающие
новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков
обратной силы не имеют». В Законе РФ от
27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой
системы в Российской Федерации» не проводится
четкой грани между налогом и другими
платежами (сборами, госпошлиной и др.)
взимаемых в обязательном порядке в бюджет
или во внебюджетный фонд на условиях,
определяемых законодательными актами.
Налог — это обязательный безвозмездный платеж (взнос), установленный законодательством и осуществляемый плательщиком в определенном размере и в определенный срок. Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от всевозможных сборов, которые тоже в обязательном порядке безвозмездно уплачиваются плательщиками в бюджет соответствующего уровня, но при этом должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
Налоги - важнейшая экономическая категория, исторически связанная с появлением, существованием и функционированием государства. Способ, характер и масштабы мобилизации денежных ресурсов и их расходования, зависят от стадии экономического развития общества, породившего соответствующее государство.
Появление государства приводит к тому, что, выражая интересы различных классов общества, оно вырабатывает экономическую, экологическую, демографическую, социальную и др. политику, для реализации которых необходимы денежные средства. Кроме этого, для того чтобы управлять обществом государство вынуждено содержать огромный аппарат принуждения - армию, милицию, налоговую полицию, чиновников и др. Для данной категории работников также нужны средства, как источник материального их благополучия, которые они сами не создают.
Таким образом, для обеспечения выполнения различных общественных программ и материального благополучия (армии, милиции, чиновникам и др.), государству необходимы огромные суммы средств.
На ранних ступенях государственной
организации начальной формой налогообложения
можно считать
В докапиталистическую эпоху
По мере развития товарно-денежных
отношений государственная
Таким образом, налоги как экономическая категория носят исторический характера. Они изменялись вместе с развитием государств. Кроме того, объектом налоговых отношений является движение стоимости в денежной форме. Оно носит односторонний характер: от налогоплательщика к государству, при этом отсутствует эквивалентность, т.е. плательщик конкретно ничего не получает за свой платеж.
Налоги выражают реально существующие
отношения, связанные с процессом
изъятия части стоимости
Налоговые отношения - это область централизованных финансовых отношений перераспределительного характера. Они возникают в силу объективно существующей потребности создания на общегосударственном уровне системы доходов. Такие доходы концентрируются в особом фонде денежных средств государства - бюджете. Следовательно, налоговые отношения есть часть бюджетных отношений. В нормативных документах употребляется термин бюджетно-налоговые отношения, что отражает специфику данной категории.
Из сказанного можно заключить, что налог - определенная часть валового внутреннего продукта, которая изымается государством в форме различных принудительных платежей с юридических и физических лиц в установленном размере и в установленные сроки в целях реализации общественных интересов.
Современное государство, экономика которого основана, прежде всего, на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых слабо регулируются рынком или находятся за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
- необходимость удовлетворения
общественных потребностей (управление,
оборона, обеспечение
- необходимость регулирования
экономической деятельности
- долгосрочные капиталовложения
и переложение повышенных
- создание общегосударственных
резервов на случай
Решение этих задач осуществляется, прежде всего, за счет налоговых поступлений.
2.1 Налогоплательщики
Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
Независимо от фактического времени нахождения в Российской Федерации налоговыми резидентами Российской Федерации признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы Российской Федерации.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской
Федерации и (или) от
2) от источников в Российской
Федерации - для физических лиц,
не являющихся налоговыми
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
Для доходов, в отношении
которых предусмотрена
Если сумма налоговых
вычетов в налоговом периоде
окажется больше суммы доходов, в
отношении которых
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты, предусмотренные статьями 218 - 221 НК РФ, не применяются.
Доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 218 - 221 НК РФ) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов).
Особенности определения налоговой базы при получении доходов в натуральной форме:
1. При получении
При этом в стоимость таких
товаров (работ, услуг) включается соответствующая
сумма налога на добавленную стоимость,
акцизов и исключается
2. К доходам, полученным
налогоплательщиком в
1) оплата (полностью или
частично) за него организациями
или индивидуальными
2) полученные налогоплательщиком
товары, выполненные в интересах
налогоплательщика работы, оказанные
в интересах налогоплательщика
услуги на безвозмездной
3) оплата труда в натуральной форме.
Существующая система налогообложения на доходы физических лиц в России представлена в виде блок-схемы на рисунке 1.
На представленной блок-схеме
приведены различные уровни налоговых
ставок, категории налогоплательщиков
и виды доходов, подпадающих под
налогообложение с