Налоговая система во Франции

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 18:51, реферат

Описание работы

Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.

Актуальность темы исследования. Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.

Содержание

Введение 3

1. Общая характеристика налоговой системы Франции 4

2. Виды налогов и ставки 12

2.1 Прямые налоги 13

2.2 Косвенные налоги 19

Заключение 22

Список литературы 24

Работа содержит 1 файл

Налоговая система во Франции_Сыдыков.doc

— 122.00 Кб (Скачать)

     Профессиональный  налог вносится юридическими и физическими лицами, постоянно осуществляющими профессиональную деятельность, не вознаграждаемую заработной платой. Для расчетов налога берется сумма двух элементов, умножаемая на установленную местными органами власти налоговую ставку. Эти два элемента: арендная стоимость недвижимости, которой располагает налогоплательщик для нужд своей профессиональной деятельности: и некоторый процент заработной платы (обычно 18 %), уплачиваемой налогоплательщиком своим сотрудникам, а также полученного им дохода (обычно 10 %).

     Рассчитанный  по этим элементам размер налога не должен превышать 3,5 % произведенной добавленной стоимости. Это законодательное ограничение.

     К группе налогов на собственность  можно отнести также регистрационные и гербовые сборы, пошлины. Это, например, пошлина на автотранспортные средства, она приравнивается к гербовому сбору и налагается, кроме установленных исключений, на все автотранспортные средства, зарегистрированные на территории Франции и в заморских территориях. Ее размер зависит от мощности двигателя и возраста автомобиля.

     Или, например, налог на превышение допустимого лимита плотности застройки, которая уплачивается строительными организациями района в пользу местных органов власти, которые позволили им это строительство.

     Сюда же относится:

     - налог на озеленение;

     - налог на уборку  территорий. Он касается всех видов собственности, затрагиваемых земельным налогом на застроенные участки;

     - пошлина на содержание Сельскохозяйственной палаты, взимаемая сверх налога на незастроенные участки с того же базиса;

     - пошлина на содержание Торгово-промышленной палаты, вносимая теми, кто уплачивает профессиональный налог;

     - пошлина на содержание палаты ремесел, уплачиваемая предприятиями, которые включены в реестр предприятий ремесел;

     - местные и департаментные сборы на освоение рудников;

     - сборы на установку электроосвещения.

     В эту же группу входят социальный налог на заработную плату, который уплачиваю работодатели. Объектом служит фонд заработной платы в денежной и натуральной формах, включая обязательные сборы, относящиеся к заработной плате. Налог носит прогрессивный характер: ставки 4,5 %, 8,5 % и 13,6 %. Помимо этого работодатели уплачивают налог на профессиональное образование по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда с надбавкой 0,1 %. Цель этого налога состоит в финансировании развития профессионально-технического образования в стране.

     Предприниматели, на которых работают 10 и более  человек, обязаны прямо или косвенно участвовать в финансировании жилищного  строительства. Они могут напрямую инвестировать средства в строительство жилья, могут предоставлять займы своим работникам или должны перечислять соответствующие средства в государственную казну. Независимо от формы участия на эти цели необходимо отчислять 0,65 % годового фонда оплаты труда.

     Налог на автотранспортные средства предприятий и компаний уплачивают юридические лица, использующие собственные автотранспортные средства. Ставка зависит от количества автомобилей и мощности их двигателей.  

     2.2 Косвенные налоги 

     Основным  косвенным налогом выступает налог на добавленную стоимость. Он обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений. Налог на добавленную стоимость был учрежден для промышленности в 1954 году, а в 1968 году принял всеобщий характер. С тех пор неоднократно изменялся.

     Существует 4 вида ставок НДС:

     1) 18,6% - нормальная ставка на все виды товаров и услуг;

     2) 22% - предельная ставка на предметы роскоши, машины, алкоголь, табак;

     3) 7% - сокращенная ставка на товары культурного обихода (книги);

     4) 5,5% - на товары и услуги первой необходимости (питание, за исключением алкоголя и шоколада; медикаменты, жилье, транспорт)9.

     Решение о признании того или иного  товара «предметом первой необходимости» зависит от того, насколько активно  и организованно действует отстаивающее его лобби. Например, несмотря на сопротивление левых сил, к предметам первой необходимости отнесены цветы, а также услуги, предоставляемые кабельным телевидением. Их ставки НДС – 5,5 %. А вот мыло такой привилегии лишено, и его производителям приходится мириться со ставкой 20,6 проц. Чистый шоколад облагается по сниженной ставке, а шоколадные изделия - по обычной. С рождественских елок отчисляются 5,5 %, но, если они украшены искусственным снегом, налог моментально возрастает до 20,6 %. Среди членов ЕС лишь в Швеции, Финляндии, Дании, а также в Ирландии уровень НДС выше, чем во Франции.

     Законами  Франции предусмотрено два вида освобождения от НДС:

     1. Окончательное: компенсация НДС по экспорту и в результате различных ставок при покупке и продаже. От уплаты НДС освобождается три вида деятельности:

     1) медицина и медицинское обслуживание;

     2) образование; 

     3) деятельность общественного и  благотворительного характера. Так  же освобождаются все виды страхования, лотереи, казино.

     2. Второй способ освобождения от НДС – существует список видов деятельности, где предусмотрено право выбирать между НДС и подоходным налогом, это:

     1) сдача в аренду помещений для  любого вида экономической деятельности;

     2) финансы и банковское дело;

     3) литературная, спортивная, артистическая  деятельность, муниципальное хозяйство.

     Льготы  по НДС имеют предприятия, делающие инвестиции. Они заключаются в вычете из НДС сумм, направляемых на инвестиции.

     В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС – это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.

     Налог на добавленную стоимость дополняется  рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой  налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

     Так к косвенным налогам относятся:

     - Налоговые надбавки на бензин. Дают ежегодно до 9,6 % налоговых поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70 проц. цены.

     - Налоговые надбавки на алкогольные напитки. В 1985 году отменена государственная монополия на продажу и торговлю отдельными спиртными напитками, но налог сохранился.

     - Налоговые надбавки на табак и спички. Один из самых древних налогов, связанный с государственной монополией на коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания Сеита приватизирована и котируется на бирже. Однако налог на потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75 проц. цены в пользу государства – в общей сложности более 40 млрд. франков в год.

     Другие  налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.). Поступления от них превышают 80 млрд. франков в год. Весьма высоким остается, например, во Франции налог на право наследования. Так, с состояния в 13 млн. франков два прямых наследника должны выплатить государству 3 млн. С состояния в 1 млн. франков – около 60 тыс. Более высокие ставки лишь в Испании и Нидерландах. В Великобритании и США налог на наследство возрастает по более крутой шкале, чем во Франции и, например, с состояния в 1 млн. франков в пользу государства не отчисляется ничего, а с состояния в 13 млн. – уже почти 5 млн. В целом налоги на наследство достигают 0,35 % ВНП (в Германии – 1%).

 

      Заключение 

     Вся налоговая система Франции вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики, иными словами стабильность бюджетной и налоговой системы является важнейшим фактором развития экономики.

     Изучив  налоговую систему Франции можно  сделать следующие выводы:

     1. Налоговая система Франции имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, более эластичной и в то же время более строгой и стабильной.

     2. Налоговую систему Франции составляют: законодательная база, которая включает в себя помимо основного нормативно-правового акта - Налогового Кодекса – международные налоговые соглашения; совокупность налогов и сборов, и система государственных органов, осуществляющих контроль за своевременной уплатой налогов и сборов.

     3. Налоговая система Франции имеет ряд особенностей, а именно:

     - ярко выраженную социальную направленность;

     - преобладание косвенных налогов, несмотря на довольно широкий перечень прямых налогов;

     - наличие широкой системы налоговых льгот и скидок;

     - наличие довольно разветвленной структуры налоговой службы и ряд других.

     4. Классификация налогов во Франции стандартная: налоги делятся на федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные.

     К прямым налогам, т.е. тем, которые обращены непосредственно к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения относятся: подоходный налог; налог на прибыль акционерных обществ; налог на прибыль; налог на собственность; налог на автотранспортные средства.

     К косвенным налогам, т.е. тем, которые включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя, относятся: основной налог, дающий большую часть поступлений – налог на добавленную стоимость, акцизы (на бензин, на алкоголь, на товар, на спички), пошлины.

     5. Во Франции все больше в последнее время усиливается тенденция к сближению с налоговыми системами других стран, это проявляется в заключении Францией международных налоговым соглашений с другими странами.

 

      Список литературы: 

1. Водопьянова В.А., Терентьева Т.В. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2005. – 356 с.

2. Воронков  В.А., Иоффе М.Я. Налоговые системы  зарубежных стран. Учебник 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 191 с.

3. Евстигнеев  Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения  и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.

4. Маслов  Б. Г., Попова Л. В., Дрожжина  И. А. Налоговые системы зарубежных  стран. Учебник. – М.: София, 2008. – 211 с.

5. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Г. Князева, проф, Д. Г. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191 с.

6. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – 176 с.

7. Артамошкин С.Н. Качественные особенности налоговой системы в странах с рыночной и переходной экономикой. Диссертация кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 1999. – 175 с.

8. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 32-34.

9. Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 2006. – 32 с.

Информация о работе Налоговая система во Франции