Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 17:20, курсовая работа
Целью работы является изучение реформирования системы налогообложения в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- исследовать теоретические и методологические основы функционирования системы налогообложения;
- рассмотреть сущность налогов
- изучить систему налогообложения в Беларуси;
- проанализировать особенности реорганизации налоговой системы Республики Беларусь
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 5
2.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РБ 11
3.РЕФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В БЕЛАРУСИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Практически аналогичная динамика наблюдается и по местным налогам из прибыли. Вторым по значимости для бюджета среди прямых налогов является подоходный. В 1998г. его доля в доходах казны достигла своего наибольшего значения -- 10,4%, что объясняется применением максимальной ставки шкалы подоходного налога в размере 50%. Однако уже в 1999г. предельная ставка налога была ограничена 30%. Это повлекло за собой снижение удельного веса подоходного налога в доходной части бюджета почти на 2 процентных пункта, а средний уровень изъятия данного налога из фонда оплаты труда занятых в общественном производстве (без учета предпринимателей) уменьшился с 12% до 9%. Начиная с 2000г. в связи с увеличением реальных доходов населения наблюдается положительная динамика поступлений по подоходному налогу.
Таким
образом, бюджет Беларуси, ориентирован
преимущественно на косвенное налогообложение,
и, как следствие, за счет указанной
группы платежей формируется более
половины доходов казны. При этом
прослеживается четкая тенденция увеличения
доли косвенных налогов и сборов в структуре
бюджетных доходов
3.РЕФОРМИРОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В
БЕЛАРУСИ
В мировой практике эти налоги аналогичны налогу на прибыль (нераспределенную и распределенную в виде дивидендов) корпораций, который применяется только к фирмам, имеющим корпоративную структуру собственности (акционерным обществам и компаниям).
Учитывая
существенные различия в организации
производства и структуре собственности
фирм, действующих в экономически
развитых странах, по сравнению с
предприятиями стран с
Тем не менее, исходя из опыта России и других стран с переходной экономикой, можно выделить в качестве необходимых следующие начальные преобразования этих налогов:
а) четкое определение субъектов, попадающих в сферу действия этих налогов. Они должны отвечать двум обязательным условиям: во-первых, осуществление любых видов коммерческой (т.е. направленной на извлечение прибыли) деятельности; во-вторых, наличие юридического лица, основанного на принципе ограниченной ответственности, т.е. выступающего либо в форме акционерного общества, либо в форме унитарного государственного предприятия. Кроме того, налогоплательщики должны разделяться на резидентов и нерезидентов с четким закреплением правил налоговой юрисдикции государства;
б) расширение налоговой базы, в т. ч. за счет сокращения вычетов из облагаемого дохода и уточнения состава издержек по осуществлению коммерческой деятельности. Для налогоплательщиков-резидентов в облагаемые доходы (прибыль) должны входить все их доходы из источников в РБ, а также доходы от инвестиционной деятельности и финансовых операций из всех источников (т.е. как в Беларуси, так и в других странах). Налогоплательщики, не являющиеся резидентами, платят налог только на доходы от источников в РБ. Включение инвестиционного и финансового доходов в налоговую базу, даже если они получены из иностранных источников, очень важно, поскольку оно препятствует утечке инвестиционного капитала за границу;
в) сохранение единых унифицированных для всех видов деятельности и налогоплательщиков (резидентов и нерезидентов) порядка взимания и ставок налога на прибыль. В частности, действующие повышенные ставки налога на прибыль (доходы) банков и страховых организаций следует уравнять с применяемыми для всех остальных видов деятельности. Пониженная ставка может быть сохранена только для предприятий малого бизнеса;
г) введение и законодательное закрепление упрощенных схем начисления амортизации и индексирования на инфляцию по официально объявленным коэффициентам;
д) уточнение
и законодательное закрепление
правил ведения учета затрат и условий
применения кассового метода и метода
начислений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, основными целями бюджетно-налоговой политики являются обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем.
Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами.
Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь. Современная макроэкономическая трансформация предопределяет целесообразность регулярных внесений изменений и дополнений в действующее законодательство, в частности, по администрированию новых видов налогов и сборов.
Обобщенной
характеристикой
Поскольку
посредством налоговых
Контрольные
мероприятия позволяют количественно
определить раз-мер поступлений налогов
и сборов, сопоставить их с потребностями
государства и выявить необходимость
осуществления изменений в налоговом
законодательстве. С другой стороны, налоговый
контроль направлен на реализацию фискальной
функции налогов, которая дает возможность
формировать государственные денежные
фонды.
Список
использованных источников
1.Березин М. Базовая структура универсальной налоговой модели // Хозяйство и право.- 2006.- N 2.- С.87-98.
2. Береснева Н.В. Изменения в системах налогообложения // Бухгалтерский учет.- 2006.- N 3.- С.40-46.
3.Ганаго А. Особенности налогообложения в 2006 году: [об изменениях в налоговом законодательстве] // Налоговый вестник.- 2006.- N 2.- С.4-44.
4.Исчисление налоговых и неналоговых платежей в 2000 году // Главный
бухгалтер №7- 2000 - С.83.
5.Гвяздовски А.А. Реформирование бюджетно-налоговой системы Республики Беларусь // Правовое государство: теория, проблемы, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, Барановичи, 2-3 ноября 2006 г.- Барановичи: БарГУ, 2006.- С.351-354.
6. Драко А.В., Пшеславская Н.М. Проблемы совершенствования налоговой системы Республики Беларусь // Актуальные проблемы социально-экономического развития Республики Беларусь: Сборник научных статей молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов : в 2 ч./ Под редакцией доктора экономических наук В.Л.Клюни.- Гродно: ГрГУ, 2006.- Выпуск 2, часть 1.- С.90-95.
7.Залевский А.К., Курьянович В.А. Налогообложение доходов физических лиц в 2006 г. // Вестник Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь.- 2006.- N 23.- С. 75- 82.
8. Как формируется государственная КАЗНА // Экономическая газета № 24 (1142) – 2008 – С.7
9.Киреева Е., Киселева С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов // Финансы, учет, аудит.- 2006.- N 2.- С.17-20
10.Комментарий к Закону Республики Беларусь от 31 декабря 2004 г. N 80-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по налоговым и бюджетным вопросам" // Консультант.- 2006.- N 4.- С.76-100.
11..Ламберт Ян. Принципы налогообложения – возвращение к А.Смиту// Экономика сельского хозяйства России. № 3. – 1994. – С. 32.
12. Левина Л. Основы экономической теории и экономических учений // Российский экономический журнал. № 4. – 1995. – С. 99 -101.
13.Налогово-бюджетная политика на современном этапе. // Белорусский экономический журнал №13- 2000 -С.23 – 25.
14.Налоговая система
Республики Беларусь на современном этапе
// Журнал Директор № 3 – 2005 – С. 48-56.
15.Налоги: Учеб. пособие / Под ред. Д.Г. Черника. – 2 – е изд.- М.: Финансы и статистика, 1996. – 688с.
16.Образкова Т. Налоги 2007 года // Главный бухгалтер.- 2006.- N 44.- С.79-80.
17.Попов Е.М., Попова Т.Е. Проблемы и пути совершенствования налогообложения в Республике Беларусь // Бухгалтерский учет и анализ.- 2006.- N 6.- С.28-31.
18.Разгулин С.В. О некоторых мерах по совершенствованию налогового законодательства в целях стимулирования экономического роста // Финансы и кредит.- 2006.- N 25.- С.11-14.
19. Расков Н.В. Государственные финансы //Вестник Санкт-Петербургского университета № 1- 1996 – С. 87.
20. Сверх плана // Белорусы и рынок №41(726) – 2006 – С. 6-9
21.Основы экономической теории / Под ред.. А.А. Баканова. – Мн.: Ураджай, 1995. – 231с.
22.Современная экономика / Науч. редактор : Мамедов О.Ю., Ростов – на – Дону, Феникс ; 1997. – 608 с.
23.Юткина Т.Ф. Налоги
и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М,2001.
– 429 с.
Приложение 1
Налоговые доходы
Текущие налоговые доходы | Отчет за 2003 г. | Уточненный план на 2004 г. | Прогноз на 2005 г. |
Прямые налоги на доходы и прибыль, всего | 6,59 | 6,24 | 6,74 |
том числе: | |||
Подоходный налог | 2,85 | 2,81 | 2,98 |
Налог на прибыль | 2,6 | 2,43 | 2,86 |
Налог на доходы | 0,48 | 0,45 | 0,44 |
Налоги, взимаемые с заработной платы (чрезвычайный налог) | 0,76 | 0,77 | 0,61 |
Внутренние налоги на товары и услуги, всего | 13,48 | 11,47 | 11,15 |
в том числе: | |||
НДС | 8,06 | 6,99 | 7,72 |
Налог с продаж | 1,32 | 0,99 | 0,43 |
Акцизы | 2,33 | 2,21 | 2,05 |
Налоги на собственность | 2,03 | 1,68 | 1,46 |
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций | 2,66 | 2,53 | 2,39 |
Прочие налоговые платежи | 0,47 | 0,33 | 0,76 |
Всего | 26,00 | 23,01 | 23,11 |
Уровень изъятия по доходам Приложение 2
Доходы | Отчет за 2003 г. | Уточненный план на 2004 г. | Прогноз на 2005 г. |
Государственные
целевые бюджетные и |
6,08 | 5,12 | 7,38 |
в том числе: | |||
Республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. Местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия | 2,51 | 2,05 | 2,33 |
Государственный фонд содействия занятости | 0,24 | 0,24 | 0,22 |
Республиканский и местные дорожные фонды | 2,02 | 1,82 | 2,19 |
Республиканский и местные фонды охраны природы | 0,49 | 0,45 | 0,56 |
Местные
целевые бюджетные жилищно- |
- | 0,41 | 0,46 |
Инновационные фонды | - | - | 1,54 |
Прочие, включая фонд "Энергосбережение" | 0,82 | 0,16 | 0,08 |
Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты | - | 11,2 | 11,46 |