Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 19:14, реферат
Цель исследования - на основе анализа общих принципов и экономических законов построения налоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить и обосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.
Введение 3
1. Устройство налоговой системы, ее роль и эволюция 7
1.1 Теоретические основы построения налоговой системы 7
1.2 Налоговая система и налоговое бремя 17
1.3 Эволюция налоговой системы России 25
2. Новое правовое поле как основа современной налоговой системы Российской Федерации 31
2.1 Действующая налоговая система Российской Федерации 31
2.2 Проблемы распределения налогового бремени в переходной российской экономике 44
3. Проблемы совершенствования налоговой системы в связи с новыми правовыми отношениями 53
3.1 Особенности налоговых систем США и Франции 53
3.2. Пути совершенствования налоговой системы РФ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
Список литературы 77
Приложения
НДС - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Основная функция НДС --фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран, применяющих этот налог.
Исчисление НДС - процедура сложная, она различается в зависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок, отраслевой специфики хозяйствования.
На технику исчисления НДС влияют и виды конкретных товарно-материальных ценностей, участвующих в финансово-хозяйственных операциях (основные средства, сырье и материалы, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.д.).
Рассматривая экономическую и юридическую природу НДС, необходимо отметить, что различных странах мира используются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень много будет зависеть от того, какой принцип в определении добавленной стоимости будет положен в основу.
Круг плательщиков НДС очень широк. Ими выступают все организации (государственные и муниципальные предприятия хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица, согласно законодательству Российской федерации, и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.
При условии осуществления производственной и иной коммерческой деятельности плательщиками НДС могут быть: предприятия с иностранными инвестициями; индивидуальные частные предприятия; международные объединения и иностранные юридические лица. НДС включается поставщиком (продавцом) в цену продукции, реализуемой потребителем (покупателем). Для упрощения расчетов объектом налогообложения у предприятий, производящих продукцию, является не добавленная стоимость, а весь оборот по реализации ими товаров (работ, услуг). С целью исключения двойного налогообложения и взимания налога на добавленную стоимость введен механизм исчисления налога, позволяющий уплачивать в бюджет разность между НДС, полученным от покупателей продукции, и НДС, уплаченным поставщикам материальных ресурсов (работ, услуг), израсходованных в производственном процессе.
Объектом налогообложения являются обороты по реализации на территории РФ товаров (работ, услуг) и товары, ввозимые на территорию РФ. Объектом налогообложения также являются доходы и средства, полученные от юридических лиц безвозмездно, с частичной оплатой, по обмену, при реализации предметов залога, в виде авансов, а также любые денежные средства, если их получение связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг).
Кроме этого, имеется ряд оборот, которые в соответствии с законодательством не облагаются НДС. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исчисленной из применяемых цен и тарифов без исключения в них НДС, а также исходя из государственных регулируемых розничных цен и тарифов, включающих в себя НДС.
Льготы по уплате НДС установлены законом, и их перечень не может быть изменен решениями местных органов власти. Например, возмещение налогоплательщикам сумм НДС из бюджетов РФ и региональных бюджетов. Льготы не распространяются на продукцию, поставляемую в другие государства - участники СНГ.
Расчет суммы взноса налога в бюджет осуществляется с учетом особенностей объектов налогообложения и видов деятельности плательщиков налога. Сроки уплаты НДС в бюджет зависят от сумм ежемесячных платежей, которые меняются весьма значительно в условиях инфляции и периодически корректируются налоговыми службами.15
Глава “Налог на добавленную стоимость” части второй Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1 января 2001 года. Однако некоторые положения вводимого законодательства, согласно закону “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах” вступят в силу в более поздние сроки.
В настоящее время изменяется круг плательщиков НДС. Возникает новая категория плательщиков НДС: индивидуальные предприниматели, деятельность которых до этого НДС не облагалась. Однако они могут добиться освобождения от уплаты налога. Статья 145 НК РФ предусматривает такое послабление для предпринимателей и организаций с небольшим оборотом, в связи с незначительностью начисляемых им платежей. Единственное исключение при этом - плательщики акцизов, на которых действие статьи не распространяется. Платить НДС начнут и коммерческие образовательные учреждения, раньше освобожденные от этого вида налога.
Если одни будут платить НДС, то другие - прекратят. Это касается филиалов и структурных подразделений, которые с 1999 года исполняли обязанности организации по месту своего территориального расположения. Освобождается от уплаты НДС безвозмездная передача объектов основных средств органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.16
Вместе с тем следует подчеркнуть, что в течение последних лет появляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет по сравнении с созданной налогооблагаемой базой. Это вызвано односторонне фискальной налоговой политикой государства, низким уровнем налоговой дисциплины, а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов. Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. В стране, по сути, сложилась многоканальная система ухода от налогов путем занижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств на многочисленных счетах в различных банках, создания, в том числе и с санкции федеральных органов исполнительной власти, организационных структур и схем движения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, иных ухищрений.
В то же время одних только мер по усилению налогового контроля, укреплению налоговой дисциплины недостаточно.
Анализируя принятие и введение в действие части первой Налогового кодекса РФ можно сделать вывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиять негативно на качество самого текста этого основополагающего в области налогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.
Но, безусловно, в Налоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будет содействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношений государственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.17
В мировой налоговой практике в качестве показателя налоговой нагрузки на макроуровне служит отношение суммы всех взысканных с налогоплательщиков налогов, вне зависимости от того в бюджет какого уровня или в какой внебюджетный фонд они поступают, к объёму полученного валового внутреннего продукта (ВВП).
Данные о степени налоговых изъятий по отношению к ВВП в различных странах приведены в Приложении 3.
Из этих данных можно сделать несколько важных выводов.
Во-первых, большинство экономически развитых стран мира к настоящему времени практически достигли максимально возможного уровня перераспределения через налоговую систему ВВП и национального дохода. Поэтому обеспечение дальнейшего роста поступлений доходов в бюджеты этих стран возможно в основном за счет изменения структуры налоговых изъятий и обеспечения на этой основе прямой зависимости роста налогов от роста ВВП. Увеличение этих стран как экономическими, так и социальными негативными последствиями.
Во-вторых, напрашивается вывод о том, что налоговое бремя для российских налогоплательщиков не столь велико, как это постоянно трактуется в экономической литературе. Действительно, уровень налогового изъятия в России в последние годы не превышал 32% ВВП.
Между тем, те положения, которые абсолютно ясны и понятны для других стран, в отношении российской налоговой системы и её нагрузки на налогоплательщиков должны рассматриваться через призму чрезвычайных особенностей развития российской экономики на современном этапе.
Дело в том, что определение показателя величины налоговой нагрузки в российской экономике через удельный вес налоговых поступлений в ВВП аналогичен показателю “средней температуры по больнице”, где в целом все хорошо, а одна половина больных страдает от предельно высокой температуры, а другая - от допустимо низкой. То же самое и с показателем налоговых поступлений в ВВП в среднем по России. В среднем все вроде бы нормально, налоговая нагрузка находится вроде бы в пределах допустимой нормы, а также показателей многих других стран. И только непосредственный анализ указанного показателя в России показывает, что положение значительно сложнее, чем это представляется на первый взгляд.
Рассмотрим, какие же факторы оказывают благоприятное влияние на показатель изъятия налогов в российской налоговой системе.
Во-первых, необходимо иметь в виду, что данный показатель в России складывается в условиях практически полного отсутствия налоговой дисциплины. Далеко не все налогоплательщики исправно и в полном объеме платят в бюджет причитающиеся налоги. Примерно половина налогоплательщиков платит налоги, но всеми доступными им законными, а чаще незаконными способами минимизируют свои налоговые обязательства. Остальные налогоплательщики вообще не платят налоги, одни показывая так называемые нулевые балансы, а другие вообще не становятся на учет в налоговых органах.
По различным оценкам в российской экономике от 25 до 40, ВВП создается в теневом секторе экономики, подавляющая часть которого не охватывается налогами. По данным Минфина России из-за сокрытия доходов и объектов налогообложения в консолидированный бюджет страны недопоступает ежегодно от 30 до 50 % налогов. В результате этого законопослушные налогоплательщики, а это в основном легальные товаропроизводители, производят отчисления в государственную казну в виде налогов, составляющих около половины произведенного ВВП. В среднем же получается, что в бюджет отчисляется около одной трети ВВП.
Во-вторых, на показатель налогового изъятия ВВП в России влияет ещё и так называемый кризис платежей. Дело в том, что доля изъятия через налоги ВВП рассчитана исходя из фактически уплаченных в бюджет налогов или же запланированных к поступлению в бюджет на очередной финансовый год. Между тем, налоговые обязательства и их фактическое выполнение налогоплательщиком в российской экономике не одно и тоже. Дело в том, что российские налогоплательщики уплачивают налоги, в бюджет исходя не из принципа “сколько положено по закону и созданной конкретным налогоплательщиком налоговой базы”, а исходя из своих реально, а зачастую и созданных искусственно, низких финансовых возможностей. Иными словами, каждый налогоплательщик вносит в бюджет не, сколько надо по закону, а сколько хочет или может. В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда долги в бюджет по многим предприятиям стали существенно превышать их текущие налоговые платежи.
Таким образом, т. е. исходя не из положений налоговых законов, а возможностей, осуществляется и планирование поступления налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Минфин России, финансовые органы в субъектах Федерации и органах местного самоуправления при составлении проектов соответствующих бюджетов определяют суммы налогов с учетом коэффициента собираемости налогов, составляющего по разным видам налогов от 70 до 90 % суммы налогов, вытекающих из проектируемой налогооблагаемой базы.
Таким образом, общий показатель совокупной налоговой нагрузки налогоплательщиков должен быть скорректирован с учетом указанного коэффициента собираемости, или, проще говоря, на сумму ежегодного прироста недоимки по платежам во все виды бюджетов и внебюджетные фонды.
В третьих, совокупный показатель налоговой нагрузки в России является несовершенным ещё и потому, что имеются существенные погрешности измерения самого ВВП. При этом невозможно определить количественное влияние этой погрешности на размер перераспределяемого через систему налогов ВВП. Это связано с тем, что при оценке ВВП Госкомстат России производит досчет своих официальных данных на сумму произведенного ВВП в так называемой теневой экономике. Как уже отмечалось, по разным оценкам, в теневом секторе производится от 25 до 40 % ВВП.
Информация о работе Налоговая система России в новом правовом поле