Налоговая система РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….2

1. Реформа налоговой системы РК, этапы и ее развития.
1.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в Республику Казахстан…………………………………………………………5
1.2. Основные направления в реформе налоговой системы РК и ее влияние на развитие экономики……………………………………………………..….12
II. Реформирование структуры налогов……………………………………..15
2.1.Налоговыереформы и перспективы налогового обложения…………….15
2.2. Действующая налоговая система………..………………………………19
2.3 Пути совершенствования системы налогообложения РК……………….22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...26
Список использованной литературы………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

курсовая Налоги.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора на чисто  фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги  душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

Экономисты выводили всякого рода таблицы и графики, демонстрирующие пределы, за которыми  рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные) (см. приложение 2).

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория «платежные возможности» граждан с тремя рекомендациями:

1) в отношении субъекта налога – налога должен охватывать всех граждан;

2) в отношении объекта налогообложения – необходимо в качестве налогообложения избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что он теснейшим образом связан с платежными возможностями граждан;

3)   в отношении ставки налога – налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения – все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.

Что касается юридической стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые бы ограничивали государственные устремления по введению налогов, не существует и существовать не может, поскольку все это будет самоограничениями самого государства, от которых оно в любой момент может отречься. «Существуют ли, - спрашивает С.Г.Пепеляев, - помимо голодной смерти подвластного субъекта, когда он становится неспособным нести финансовые повинности, какие-либо пределы, ограничивающие проявление государственного императива в финансовой сфере?». И, основываясь на анализе характера финансовых отношений, произведенном в свое время нами, отвечает: «пределы государственного принуждения в отношении гражданина ограничены только интересом самого государства, т.е. не ограничены», а завершает все это он следующим выводом: «приоритеты во взаимоотношениях личности и государства по поводу финансов целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения проникнуты идеями паренализма и государственного монополизма. Личность является «второсортным» пассивным субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции» .   

В соответствии со статьей 154 Закона о налогах в случае неуплаты налогов в сроки, установленные налоговым законодательством Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности.

При этом согласием налогоплательщика считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам.

Сумма налога или другого обязательного платежа, не внесенная в установленный срок, в налоговой практике именуется недоимкой.

В разных странах применяются разные способы взимания недоимок: в одних это производится в судебном порядке (путем предъявления налоговыми и другими уполномоченными органами иска о взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном порядке на основе распоряжения налогового органа.

В соответствии с ранее действовавшим Законом Республики Казахстан от 24 декабря 1001 г. «О налоговой системе Республики Казахстан»  взыскание недоимки с юридических лиц осуществлялось в первоочередном и бесспорном порядке, а с граждан – в судебном.

Понятно, что предоставление налоговым органом права взыскания недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном административном) порядке значительно упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более оперативным, разгружает судебную систему от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением административного произвола и нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда будет преодолен рост государственных расходов, и они будут стабильно зафиксированы хотя бы на сегодняшнем достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает,  что выдвигаемые предложения касаются в лучшем  случае  отдельных   элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок,   предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или  замены одних налогов на другие).  Предложений же  о  принципиально  иной   налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным  отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо  оптимальную   налоговую систему можно развернуть только на серьезной  теоретической   основе, коей у нас в Казахстане еще нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Проведен очередной крупный этап налоговой реформы несмотря на его некоторую противоречивость, общее направление реформирования налогов судя по всему выбрано правильно. Но реформа будет продолжаться.

А в экономической науке, как и повсеместно, нужна здоровая свободная конкуренция, необходима широкая дискуссия, обмен мнения и накопленным опытом. Только так должен появляться на свет столь важный для всей страны документ как Налоговый Кодекс. В ходе данного процесса предстоит и дальше совершенствовать механизм исчисления и сбора отдельных основных налогов.

Нужно продолжить реформирование налогов с населения, в первую очередь, подоходного налога с физических лиц. И делать это следует в тесной увязке с изменениями трудового законодательства и подхода к установлению минимальной заработной платы.

Думается, что надо вернуться к идее социального налога, заменив им страховые платежи в государственные социальные внебюджетные фонды. Проект второй части Налогового Кодекса такую возможность отнюдь не отвергает.

Одновременно с либерализации налоговой системы предстоит провести в жизнь меры по ужесточению налогового администрирования и усилению борьбы с теми, кто указывает доходы от налогообложения.

В общем, следует придать обратный смысл известному изречению, что жестокость законов смягчается необязательностью их исполнения. Налоговые законы нужно смягчить, но при условии обязательности их исполнения.

Налоговая реформа, под которой, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевается коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ – сложноорганизованная экономическая система. Она представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор однотипных по назначению, специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий, являющихся ее подсистемами и состоящих, в свою очередь, из некоторого числа первичных элементов – этапов. В норме таких стадий в общей сложности три: подготовительная, непосредственного повсеместного внедрения нового законодательства и значительная. Последовательность и экономическая классификация всех элементов налоговой реформы составляет в совокупности законченный иерархический ряд, каждые последующие стадии и этапы которого по своему конечному результату так или иначе соподчинены предыдущим.

Экономических закономерностей этого процесса, умение, используя системный подход и методы математического анализа, его моделировать и неуклонно, путем периодической корректировки, совершенствовать, позволяют сделать правильный, научно обоснованный выбор стратегических целей, задач и основных параметров налоговой реформы, четче их скоординировать с проводимой государством социально-экономической и бюджетно-финансовой политикой, соизмерить с его национальными и геополитическими интересами, своевременно обеспечить вышеуказанный процесс необходимыми финансовыми, трудовыми и материальными ресурсами, квалифицированно, с наибольшей эффективностью и с наименьшими затратами им управлять.

Подоходный налог за некоторый период времени с физических лиц, как правило, значительно отличающихся друг от друга своим индивидуальными запросами, а следовательно, и экономическим поведением является вторичным к подоходному налогу за тот же период с юридических лиц, связанных с этими физическими лицами какими-либо трудовыми отношениями.

Основные требования к подоходному налогу с юридических лиц:

- он должен быть непременно только пропорциональным, чтобы его ставки не зависели от экономических показателей и тем самым ставили все предприятия в одинаковое положение;

- он должен давать шансы на укрепление слабых предприятий и стимулировать развитие сильных;

- налоговый пресс от него должен одновременно соответствовать и экономической структуре всей страны, и структуре отдельных предприятий, максимизируя пользу для первой и минимизируя вред для вторых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Закон Республики Казахстан от 24.04.1998г. « О налогах и других обязательных платежах в бюджет »

2. Сборник инструктивных и нормативных актов по налогам (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 1996г) Алматы, Каржы-Каражат, 1997г.-278с.

3.Истукция №33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходногог налога с юридических лиц (с изменениями и дополненеиями) по состоянию на 5 марта 2000г. Вестник по налогам и инвестициям Алматы , 2000г.

4.О порядке исчисленения и уплаты в бюджет подоходного налога с    юридических лиц (с изменениями и дополнениями) Бюллетень бухгалтера 

        Алматы-2001.

5. Налоговый кодекс Республики Казахстан «О налогах и других   обязательных платежах в бюджет»

6. Абдракимова Ж. Корпоративный подоходный налог. / Финансы Казахстан Каржы-Каражат Алматы, 2001.

7. Алейбеков М.О главном в налоговом реформировании // АльПари-Алматы, 2000.

8. Амрекулов Н. Концепция единого обложения // Транзитная экономика Алматы, 2000.

9. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ / Саясат   Алматы, 2000.

10.Аскарова Э.Р. Расчет подоходного налога по доходам облогаемым по   

разным ставкам и (или) освобожденным от налогообложения (Приложение  14,14-1) Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001.

11.Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана // Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.

        12. Бахытжанова З.С. Налогообложение иностранных юридических и  физических лиц Алматы, 1997.

13.Галкин В.Ю. « Новые методы хозяйствования: налоговые платежи из 

прибыли предприятий и их роль в формировании доходов   государственногобюджета» Москва, 1991.

14. Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию // Финансы Казахстана Каржы- Каражат Алматы, 2001.

15. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 1995.

16. Киперман Г.Я., Белялов А.З. « Налогообложение предприятий и граждан». М,1997г.

17. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стэнли Л. Брю «Экономикс: принципы,   проблемы и политика ». Баку, 1992.



Информация о работе Налоговая система РК