Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 14:31, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотрение налоговой системы Российской Федерации, а так же поиск эффективных путей ее совершенствования.
Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
- Изучить систему и принципы построения прямого и косвенного налогообложения в РФ.
- Ознакомится с проблемами и ограничениями развития современной налоговой системы.
- Изучить перспективы совершенствования налоговой системы в международном сотрудничестве.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1.Система и принципы построения прямого и косвенного налогообложения в РФ ………………………………………………………………………………….4
2.Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы…….12
3.Перспективы совершенствования налоговой системы в международном сотрудничестве…………………………………………………………………..15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………21
Что касается акцизов, то следует отметить, что термин «акциз» происходит от латинского assedere (обрезать). Будучи косвенным налогом, акциз имеет определенное сходство с налогом на добавленную стоимость (НДС), но имеет отличительные особенности, индивидуальные для каждого конкретного товара. Например, в Германии подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В других странах Запада под эту категорию подпадают обычно товары массового внутреннего потребления.
Следует
заметить, что взимаемый в
Акцизы — это косвенные налоги, включаемые в цену товара и в результате этого фактически оплачиваемые покупателем, хотя юридически плательщиками в казну выступают организации, производящие и реализующие товары.
Подакцизными товарами признаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%;
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%,за исключением виноматериалов);
- пиво;
- табачная продукция;
- ювелирные изделия.
- автомобили легковые и мотоциклы;
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей.
2.Проблемы и ограничения развития современной налоговой системы
По мнению многих ученых и практиков, современная налоговая система РФ, являясь наиболее важным механизмом регулирования экономики, не в полной мере соответствует условиям рыночных отношений. Она является сложной и запутанной как по исчислению налогов, так и по документированию, составлению отчетности и компьютеризации.
Множество льгот по видам налогов для различных групп субъектов налога, дополнений, поправок и изменений, вносимых в законодательство, приводит к усложнению обработки огромных потоков налоговой информации, усложняет процесс сбора и хранения информации, требует увеличения штатного состава налоговых служащих и иных контролирующих структур, увеличения расходов на их содержание, закупку и обслуживание аппаратуры, что требует больших затрат на налоговое администрирование. Наряду с низким уровнем социальной ответственности, большое налоговое бремя является основным мотивом ухода субъектов хозяйственной деятельности от уплаты налогов и сборов [6, c.3].
По мере развития рыночных отношений недостатки, присущие современной налоговой системе РФ, приводят к несоответствию происходящих в обществе и государстве изменений, уходу субъектов налога от уплаты или снижению налоговых платежей, несвоевременности выплат или выплате заработной платы через "черные кассы", углублению и расширению сети теневой экономики
Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства.
Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений в бюджеты с общими затратами на сбор налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному налогу. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
Существующая система налогообложения недостаточно учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве
Для налоговой системы Российской Федерации характерно:
1. Высокий уровень налогового бремени, возложенный на предприятия. Жалобы налогоплательщиков на тяжесть налогового бремени – общее явление для всех стран. Тем не менее, величина налога – понятие относительное. Одна и та же сумма для кого-то может быть незначительна, а кого-то разорит. Если продукцию, цена на которую включает налоги, покупают и у предприятия остаются средства на достойную зарплату персоналу и инвестирование в развитие – соответственно, уровень налогообложения для предприятия приемлем. А если при этом налоги, уплаченные в бюджет, обеспечивают достаточно высокий уровень жизни тех, кто за счет них финансируется (бюджетники, пенсионеры, инвалиды и др.), значит, действующая налоговая система эффективна для государства. Недостатки системы налогообложения являются одной из причин развития коррупции и теневого сектора экономики.
2. Законодательная и нормативная база налоговой системы весьма сложна и запутана. Введение налогового учета для определения налоговой базы по налогу на прибыль; введение счетов-фактур, книг покупок и продаж при исчислении НДС, а так же с заменой ЕСН страховыми взносами работодателям приходится представлять одни и те же персонифицированные данные по заработной плате работников в налоговые органы и в целевые внебюджетные фонды – вот далеко не полный перечень нововведений, направленных не на упрощение, а на усложнение расчета взимаемых налогов. Эти решения были направлены на облегчения налогового администрирования государственными органами, но усложнили деятельность работодателей по осуществлению своих налоговых обязанностей.
3. Сложность процедур – одна из коренных проблем практически всех сторон нашей жизни. Бухгалтерский отчет с приложениями – это несколько десятков страниц текста и расчетов. Книги покупок и продаж с троекратной записью каждой продажи, налоговый учет, который необходимо вести параллельно с бухгалтерским учетом, оформление возмещения НДС за экспорт – это далеко не полный перечень проблем бухгалтера. Инструкция по составлению годового бухгалтерского отчета содержит 600 страниц.
Следует также учесть и тот факт, что многие нормативные документы претерпевают постоянные изменения, что негативно сказывается на качестве бухгалтерского и налогового учета .
4. Не учтены сложные взаимосвязи всех участников общественных отношений, складывающихся в процессе установления и взимания налогов.
Естественное и вполне объяснимое желание большинства населения уменьшить налоги вступает в противоречие с неотложными нуждами финансирования хозяйства, решения социальных вопросов, развития фундаментальной науки.
Российская система налогообложения плохо выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения
Увеличение социальных взносов с 26% до 34% определяет значительную налоговую нагрузку на фонд оплаты труда работников, и может привести к тотальному сокрытию заработных плат, и привести к обратному от запланированного, эффекту.
Большой проблемой является налоговое администрирование налога на добавленную стоимость, сложные методики расчета, усложняют работу всем организациям.
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западными странами оплате труда; низкое налогообложение физических лиц, поскольку в других странах оно выше; слишком жесткие финансовые санкции к уклоняющимся от уплаты налога; недостаточность принимаемых мер по пресечению недоимок в бюджет; частые изменения отдельных налогов; низкое налогообложение природных ресурсов.
Обобщить и свести воедино все эти точки зрения невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональные предложения. России остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения того или иного комплекса мероприятий. [7, c.26].
3.Перспективы совершенствования налоговой системы в международном сотрудничестве
В условиях глобализации мировой экономики налоговые администрации расширяют международное сотрудничество, направленное на защиту национальных интересов и борьбу с уклонением от уплаты налогов. В этой связи в международном сотрудничестве налоговых администраций происходят новые качественные изменения.
Характер информационного обмена с ознакомительного (обмен сведениями о законодательстве, опыте работы, подготовке и переподготовке кадров) изменяется на практический. Переход информационного обмена в практическое русло означает межведомственный обмен информацией по конкретным налогоплательщикам, конкретным хозяйственным операциям и т.д.
На смену взаимодействию в режиме «вопрос-ответ» приходит потоковый обмен информацией, когда на регулярной основе передаются массивы информации, например, об участниках ВЭД, деятельности интернациональных компаний). [8, c.23]
Следующим шагом в развитии международного сотрудничества налоговых администраций станет возможность проведения скоординированных одновременных проверок организаций, осуществляющих транснациональную экономическую деятельность. Ниже приводятся меморандумы и соглашения, заключенные ФНС России с национальными налоговыми администрациями Аргентины, Финляндии, Франции и Абхазии в конце 2009 года.
1 октября 2009 года в ФНС России была проведена встреча с делегацией Федеральной администрации государственных доходов Аргентинской Республики (ФАГД Аргентины) по вопросам международного сотрудничества. Во время визита обсуждались перспективы двустороннего сотрудничества, и в частности возможность заключения между ФНС России и ФАГД Аргентины Меморандума о сотрудничестве и взаимопомощи в налоговой сфере, который способствовал бы повышению эффективности налогового администрирования в обоих государствах.
За основу предлагается взять проект предложенного Меморандума и после соответствующего согласования с заинтересованными ведомствами подписать на уровне Руководителей налоговых администраций. Основными формами сотрудничества Меморандума являются:
По итогам встречи был подписан протокол рабочей встречи ФНС России и ФАГД Аргентины.
В рамках расширения международного сотрудничества налоговых администраций и в период официального визита Руководителя ФНС России в Финляндскую Республику 26 ноября 2009 года в Хельсинки был подписан Меморандум между ФНС России и Налоговой администрацией Финляндии о создании рабочей группы по вопросам сотрудничества и обмена информацией. Приоритетным направлением Рабочей группы является развитие сотрудничества и проработка рабочих вопросов, связанных главным образом с обменом информацией, и в частности процессом его автоматизации. Помимо вышеуказанных вопросов Меморандум призван решать вопросы спонтанного обмена информацией, в частности, относительно поступления денежных средств на банковские счета открытые в Финляндии, принадлежащие российским гражданам, а также перспективы внедрения практики проведения совместных налоговых проверок с участием представителей налоговых органов России и Финляндии, с привлечением, в случае необходимости, компетентных лиц других заинтересованных государств. Данный документ закрепляет новый этап взаимодействия налоговых служб двух стран.
В ходе официального визита Руководителя ФНС России во Францию 8 декабря 2010 года в Париже был подписан Меморандум между ФНС России и Главным управлением государственных финансов Министерства бюджета, государственных счетов, государственной службы и государственной реформы Франции о взаимопонимании и техническом сотрудничестве.
Меморандум призван способствовать сотрудничеству между ФНС России и ГДГД Франции по приоритетным для обоих ведомств направлениям, включая обмен опытом по вопросам налогового администрирования, устройства налоговых систем обоих государств, методам борьбы с уклонением от уплаты налогов, досудебного урегулирования налоговых споров и инициирования и осуществления процедур банкротства. При этом в качестве основных форм сотрудничества планируются: организация ознакомительных визитов и встреч представителей ФНС России и ГДГД Франции, обмен печатными изданиями и методическими материалами, проведение семинаров, дискуссий и конференций по вопросам деятельности сторон.
Информация о работе Налоговая система РФ и пути её совершенствования