Налоговая система Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 15:29, реферат

Описание работы

В любой стране налоговая политика является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.
Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

Содержание

Введение
1 Особенности налоговой политики Германии
1.1 Важнейшие принципы налогообложения
2 Виды налогов
2.1 Подоходный налог
2.2 Корпоративный налог
2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы
2.4. Налоги с имущества
2.5. Промысловый и поземельный налог
2.6. Социальные сборы и платежи
2.7 Налог на приобретение земельного участка
2.8 Налог на наследие и дарение
2.9 Интересные факты из истории налоговой системы Германии
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа содержит 1 файл

реферат по налогам.doc

— 91.50 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение

1 Особенности налоговой политики Германии

1.1 Важнейшие принципы налогообложения

2 Виды налогов

2.1 Подоходный налог

2.2 Корпоративный налог

2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы

2.4. Налоги с имущества

2.5. Промысловый и поземельный налог

2.6. Социальные сборы и платежи

2.7 Налог на приобретение земельного участка

2.8 Налог на наследие и дарение

2.9 Интересные факты из истории налоговой системы Германии

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

В любой стране налоговая политика является основополагающим фактором функционирования национальной экономики. Налоговая система Германии показательна, прежде всего тем, что на ее базе удалось достичь как высокого уровня экономического развития, так и обеспечить высокую степень социальной защиты для своих граждан.

Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориентированной на приоритетное решение социальных проблем.

В любой стране с федеративным устройством центральной проблемой является разграничение полномочий центральной власти и субъектов федерации и распределение финансовых источников для их осуществления.

Налоги в ФРГ занимают ведущее место среди методов мобилизации ресурсов для покрытия государственных расходов и рассматриваются правительством ФРГ как главное орудие воздействия государства на развитие германской экономики. Они являются основным источником доходов страны.

Налоговая система ФРГ сегодня представляет собой сложную и разветвленную систему налогов, охватывающих практически все стороны жизнедеятельности общества. В основе налоговой системы ФРГ лежит принцип множественности налогов.


1 Особенности налоговой политики Германии

1.1 Важнейшие принципы налогообложения

Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

— налоги по возможности минимальны;

— минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;

— налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;

— налоги соответствуют структурной политике;

— налоги нацелены на более справедливое распределение доходов;

— система должна строиться на уважении к частной жизни человека; в связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь; налоговый работник не имеет права никому дать какие-либо сведения о налогоплательщике; сохранение коммерческой тайны гарантировано;

— налоговая система исключает двойное обложение;

— величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

Характерной особенностью налоговой системы Герма­нии является перераспределение налоговых поступлений по вертикали — от вышестоящих уровней бюджетной си­стемы нижестоящим и по горизонтали — от налогово-обеспеченных земель в пользу бедных земель.

             

 


2 Виды налогов

2.1 Подоходный налог

Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов. Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный ими из разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловой деятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или в аренду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.

При налогообложении доходов используются два способа взимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговую службу в начале календарного года, следующего за отчетным.

Подоходным налогом облагает­ся общая сумма доходов граждан, признаваемых резидента­ми Германии, полученная из всех источников, в том числе и из-за рубежа. Нерезиденты облагаются только по доходам, полученным из источников в Германии.

Доходы в виде заработной платы облагаются в авансо­вом порядке, путем удержания налога при выплате зара­ботков работников по специальной шкале ставок. При этом налогоплательщики делятся на шесть групп в зависимости от семейного положения, наличия детей, числа работающих в семье. Например, к налоговой группе I относятся одино­кие плательщики, не имеющие детей, к группе II — женатые работающие супруги. Для каждой из групп установлены свои вычеты и льготы. Налог удерживается работодателем по каждому виду выплат заработной платы на основании налоговой карточки, где содержатся все необходимые для его расчета данные.

Для коммерческой деятельности приняты правила вы­чета документированных расходов. Если эти расходы не подтверждаются документально, разрешается применять стандартный вычет в размере 920 евро. Взносы по системе обязательного пенсионного страхования подлежат вычету в пределах до 6 тыс. евро. Платежи по частному страхованию жизни, здоровья, от безработицы и т.д. также могут вычи­таться из облагаемого дохода, но с определенными ограни­чениями. Эти документированные вычеты могут быть также заменены стандартным вычетом в 1500 евро (3000 евро — для семейных пар).

Ставки обложения подоходным налогом — прогрессив­ные и составляют от 15 до 45%.

Ставки подоходного налога (для отдельных лиц) При доходах в год:
до 7.834,00 (с 2010 года – 8.004,00) EUR => налогом не облагается.

Налог для иностранцев в Германии от 14% по прогрессивной шкале
от 7.835,00 до 52.551,00 EUR => 14% – 42% прогрессивная шкала
от 52.551,00 до 250.401,00 EUR => 42%
свыше 250.401,00 EUR => 45%
Для супругов используются более льготные тарифы. Дополнительно надбавка на солидарность 5,5% от вычисленного подоходного налога.

Налоговые декларации по подоходному налогу резиден­тами должны быть представлены до 31 мая.

2.2 Корпоративный налог

Общегосударственным налогом на прибыль компаний (корпорационный налог) облагаются компании. Резиденты облагаются этим налогом по общей сумме их прибылей, не­резиденты — только по доходам, полученным в Германии.

Облагаемый доход определяется как чистая прибыль, рассчитанная в соответствии с установленными государ­ством стандартами бухгалтерской отчетности. Нарушение этих стандартов влечет за собой штрафные санкции, на­равне с действиями по уклонению от налога. Амортизация рассчитывается по пропорциональ­ному методу или методу снижающегося остатка.

При определенных условиях разрешается создание не облагаемых налогом резервных фондов: для компенсации инфляционного роста цен на сырье, материалы, энергию; для средств, полученных компанией в результате измене­ния оценочной стоимости ее имущества и др. Другая груп­па резервов формируется с целью покрытия возможных в будущем убытков и потерь. Из подле­жащей обложению прибыли разрешено также вычитать, в определенных пределах, пожертвования на благотворитель­ные цели и представительские расходы.

Ставка налога 15%

Отчетность компаний по налогу на прибыль должна быть представлена до 31 мая. В течение года компании вно­сят ежеквартально авансовые платежи. По истечении года на основе окончательной налоговой декларации подлежа­щая уплате сумма уточняется и производится либо доплата налога, либо компенсация суммы переплаты.

2.3. Налог на добавленную стоимость и акцизы

НДС действует в Германии с 1 января 1968 г. Платель­щиками налога являются любые лица и предприятия, осуществляющую любую коммерческую деятельность в Германии, независимо от объема оборота и порядка ее осу­ществления.

Стандартная ставка налога составляет 19%. Льготная ставка 7% распространяется на продукты питания, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта. Освобождены от НДС медицинские услуги и квартплата, а также услуги частных школ, театров, музеев и т.п. Нулевая ставка НДС установлена для экспортных операций.

Плательщики НДС должны регистрироваться в налоговых органах, и им при­сваивается два налоговых номера: один — общий номер на­логоплательщика, который сопровождает его по всем отношениям и расчетам с налоговыми органами по всем видам налогов (он присваивается на уровне местной налоговой инспекции) и второй — НДС - номер, который применяется только в отношении сделок, совершаемых с контрагентами из стран — членов ЕС (присваивается на уровне федераль­ных финансовых органов).

Отчетность по НДС представляется ежемесячно или ежеквартально — в форме так называемых предваритель­ных деклараций, в срок не позднее десяти дней после окон­чания отчетного периода. Итоговая отчетность по НДС представляется до 31 мая. Просрочка в подаче отчетности наказывается штрафом в размере 10% от суммы причита­ющегося налога. Пропуск сроков оплаты НДС влечет за со­бой начисление процентов — из расчета 1% в месяц.

Обязательно использование счетов-фактур в отноше­ниях между плательщиками НДС. Копии счетов-фактур должны храниться не менее десяти лет.

Налоги на потребление (акцизы) - эта группа налогов делится на три подгруппы: налог на продовольственные товары (налоги на сахар, соль), налоги на продукты наслаждения (табак, кофе, пиво), другие налоги на потребление (например, налоги на нефтепродукты). Они все, исключая налоги на нефтепродукты, достаточно небольшие. Данные налоги взимаются с производителей, которые включают её в цену и перекладывают тем самым на потребителей.

Наиболее значительным является налог на табачные изделия (2.8-3% всех налоговых поступлений). Другие дают менее 1% каждый, например налог на кофе - 0.3%, налог на пиво - 0.2% и т.д. Но и эти налоги чётко регламентированы. При резком повышении налога на табачные изделия некурящих стало значительно больше, чем при долгой пропагандистской кампании о вреде курения. Таким образом, путём повышения налога была решена социальная задача.

Налоги на потребление в основном направляются в федеральный бюджет, кроме налога на пиво, идущего в бюджеты земель. Ставки федеральных акцизов следующие: бензин - 0.70-0.77 Евро на литр в зависимости от содержания в нём свинца; мазут для отопления - 6.7 цента на 1 кг; табачные изделия - 9.3 цента на 1 сигарету; кофе - 3.1 Евро на 1 кг; крепкие спиртные напитки - 160 Евро на 100 литров; шампанское - 1.4 Евро на 0.75 литра; на страховые сделки - 12% со страхового полиса.

2.4. Налоги с имущества

Для юридических лиц необлагаемый налогом минимум - 20 000 евро. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. Льготы в виде сниженной ставки есть лишь для имущества в сельском и лесном хозяйстве.
Для физических лиц не облагается налогом имущество стоимостью до 120 000 евро.

До 1997 г. в Германии действовал налог на состояния, которым облагались чистые активы физических и юридиче­ских лиц. С 1 января 1997 г. этот налог отменен.

2.5. Промысловый и поземельный налог

Предприятия малого бизнеса облагаются особым промыс­ловым налогом. Этим налогом облагаются только резиденты Германии — предприятия и граждане, осуществляющие про­мышленную, торговую и другие виды деятельности (кроме сельского и лесного хозяйства, а также деятельности, отно­сящейся к свободным профессиям). Поступления от этого налога предназначаются для финансирования на местном уровне мероприятий по развитию местной инфраструктуры и защите и сохранению окружающей среды.

Ставки налога дифференцируются — как процент от прибыли и суммы производственных активов предприятия. Для физических лиц установлен необлагаемый минимум вложенного капитала (50 тыс. евро).

Ставки промыслового налога устанавливаются на двух уровнях. Базовые (основные) ставки едины на всей терри­тории Германии: 5% от дохода (прибыли) и 0,2% от суммы активов (капитала). Местные органы власти (общины) могут увеличивать эти ставки в несколько раз в соответ­ствии с устанавливаемыми ими особыми коэффициентами (мультипликаторами), величина которых варьируется в зависимости от местных условий (потребности в финансо­вых средствах, направлений структурной политики общин и др.). Предельные значения этих коэффициентов опреде­ляются финансовыми органами земель. Среднее значение этого коэффициента — примерно 4, что означает возмож­ность увеличения ставки налога до четырех раз.

Поземельный налог взимается в соответствии с законом о поземельном налоге. Доходы, получаемые от поземельного налога, полностью идут в бюджет общин. Налогом облагается земельная собственность предприятий, сельскохозяйственные угодья, лесное хозяйство, земельные участки.

Освобождается от уплаты налогов та земельная собственность, которая используется общинами, церковью и др. Ставка налога образуется из двух частей: основной ставки, устанавливаемой в централизованном порядке для отдельных видов недвижимого имущества, и надбавки общины, которая определяется в зависимости от состояния местных финансов. Существует два вида этого налога: поземельный налог «А» (для предприятий сельского и лесного хозяйства) и поземельный налог «В» (для земельных участков и строений фирм и частных лиц). Ставки налога колеблются от 0,31 до 0,6%.

2.6. Социальные сборы и платежи

Социальные сборы и платежи разделяются поровну меж­ду работником и нанимателем. Общая их сумма составля­ет 42% от общей суммы заработка, в том числе 26% — на страхование пенсий и от безработицы, 14,3% — медицин­ское страхование и 1,7% — детское страхование — до сум­мы 62 400 евро в год. Свыше этого «потолка» социальные сборы не начисляются.

Как правило, от уплаты социальных взносов освобожда­ются лица, занятые менее 50 дней в году (или менее 15 ча­сов в неделю) — если их доходы не превышают определен­ной суммы. Таким образом, сезонные рабочие, домохозяйки, лица, занятые на мелких промышленных предприятиях, имеют выбор — либо вносить такие платежи добровольно, либо включаться в частные системы страхования.

Расходы еще по одному виду социального страхования – от несчастного случая на производстве – берет на себя работодатель. На нем же лежит ответственность по ежемесячному отчислению взносов в социальные и больничные кассы. Больничные кассы являются "перевалочными базами", куда первоначально поступают социальные взносы. Они собирают все поступления, а затем пересылают их в соответствующие учреждения.

Информация о работе Налоговая система Германии