Налоговая реформа в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 18:43, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – раскрыть сущность налоговой реформы в РФ.
Задачи курсовой работы:
рассмотреть налоговую реформу и ее цель;
изучить основные задачи налоговых реформ в РФ;
рассмотреть систему налоговых сборов и платежей в России до 1990 г.;
дать характеристику 1 этапу налоговой реформы современной России;
дать характеристику 2 этапу налоговой реформы современной России;
рассмотреть завершающий этап налоговой реформы;
охарактеризовать основные направления налоговой политики в 2008-2010 гг.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………
1.Налоговая реформа и ее цель……………………………………………….
2.Основные задачи налоговых реформ в РФ…………………………………
3.Система налоговых сборов и платежей в России до 1990 г……………..
4. 1 этап налоговой реформы современной России (1990-1997 гг.)………
5. 2 этап налоговой реформы современной России (1998-2004 гг.)………
6. Завершающий этап налоговой реформы. Развитие налоговой системы в 2006-2007 гг………………………………………………………………………..
7. Основные направления налоговой политики в 2008-2011 гг……………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованной литературы и источников……………………………..

Работа содержит 1 файл

Налоговая реформа в России.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     С 1 января 2003 г. введен транспортный налог (глава 28 НК РФ) и отменены налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный  налог устанавливается законами субъектов Российской Федерации,  которые определяют ставки налога в пределах, установленных Кодексом (шкала ставок дифференцирована в зависимости от мощности двигателя транспортного средства).

     В этом же году начали действие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок уплаты налогов и платежей, связанных с использованием природных ресурсов; внесена очередная серия поправок в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на повышение эффективности налогового администрирования. Параллельно с работой по принятию новых глав Налогового кодекса вносятся изменения в действующие главы. В связи с принятием поправок к части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Министерстве продолжается работа по уточнению налоговых деклараций, инструкций и методических указаний по их заполнению. На заседании Правительства РФ 23 апреля 2003 г. были приняты основные предложения Министерства финансов РФ в области реформирования налоговой системы на 2004 – 2006 гг. Так, с 1 января 2004 г. отменен налог с продаж, взимавшийся субъектами Федерации в размере до 5 %  от валового оборота. Отменен ряд федеральных, региональных и местных сборов (курортный сбор и др.). Снижена ставка НДС с 20 %  до 18 %, при оставшейся пониженной ставке – 10 % для социально-значимых товаров. 

     Введены новые главы второй части НК РФ, регулирующие систему региональных налогов и сборов: 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Глава 30 НК РФ существенно изменила объект налогообложения данного налога. Согласно новому режиму, из-под налогообложения были выведены нематериальные активы, вложения во внебюджетные активы, запасы и затраты предприятия. Изменился также механизм расчета среднегодовой стоимости имущества. Введен новый размер ставки – 2,2 % (ранее 2 %). 

 

 

  1. Завершающий этап налоговой реформы.

    Развитие  налоговой системы  в 2006-2007 гг. 

    Летом 2005 г. был принят и с 2006 г. вступил в силу целый комплекс изменений и дополнений налогового законодательства, среди которых:7

  • установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений;
  • введение «амортизационной премии» в виде разрешения отнесения на расходы и учета при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в том налоговом периоде, когда основные средства введены в эксплуатацию, 10% стоимости введенных в действие основных фондов;
  • увеличение с 30 до 50% верхнего предела для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в следующем году на сумму убытков, полученных организациями в предшествующие годы;
  • совершенствование действующего порядка отнесения затрат на осуществление опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ при расчете налога на прибыль;
  • совершенствование применения нулевой ставки НДС по транспортным услугам, а также режима налогообложения при реорганизации;
  • переход на обязательное определение даты возникновения обязанности по уплате НДС всеми налогоплательщиками по методу начисления;
  • индексация специфических ставок акцизов на 9% (кроме акцизов на нефтепродукты); по табачным изделиям — в среднем на 15%;
  • отмена налогового режима акцизного склада в отношении алкогольной продукции и исключение из числа налогоплательщиков акцизов акцизных складов оптовых организаций;
  • отмена льготы по денатурированному спирту и денатурированной спиртосодержащей продукции, отмена «нулевой» ставки по прямогонному бензину с одновременным установлением ставки акциза по прямогонному бензину на уровне ставки, действующей по бензину с октановым числом до «80»;
  • увеличение специфической ставки НДПИ при добыче газа на 9% (установление ставки в размере 147 руб. за 1 тыс. м3газа)
  • отмена налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
  • повсеместное введение главы Налогового кодекса, регулирующей уплату земельного налога;
  • внесение поправок в действующие специальные режимы налогообложения малого бизнеса;
  • увеличение ставки налога на игорный бизнес по игорным столам в два раза;
  • исключение из перечня доходов, освобождаемых от налогообложения по налогу на доходы физических лиц, доходов, полученных в порядке дарения;
  • введение особого режима налогообложения в особых экономических зонах.

    Проведение  в среднесрочной перспективе  активной социальной политики, повышение  роли государства в стимулировании инвестиционного процесса (в частности, в рамках государственно-частного партнёрства) и реализация национальных проектов потребует в среднесрочной перспективе поддержания расходов федерального бюджета на достаточно высоком уровне. Учитывая важность обеспечения долгосрочной макроэкономической устойчивости, это, по мнению Минфина РФ, делает преждевременным дальнейшее снижение за период до 2009 г. ставок основных налогов.8

    Тем самым поставлена определённая точка  в развернувшейся в 2004-2005 гг. дискуссии  о снижении ставки НДС.

    Кроме перечисленных мероприятий, были приняты законодательные решения по таким вопросам, как установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений, введение «инвестиционной премии» по налогу на прибыль организаций, принятие к вычету всей суммы полученных убытков, ускорение отнесения на расходы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Все это способствовало решению задачи снижения налоговой нагрузки на экономику.

    С 2007 г. введены и другие налоговые меры по следующим направлениям.

    Изменения в области акцизного налогообложения (изменение существующего порядка уплаты акцизов на нефтепродукты, изменение                                                                                                порядка применения адвалорных ставок акцизов на табачные изделия, индексация специфических ставок акцизов по большинству подакцизных товаров на 8,5%).

    Совершенствование налогообложения при добыче нефти, направленное на стимулирование инвестиций и рост добычи нефти (установление дополнительного понижающего коэффициента для месторождений, находящихся на завершающей стадии разработки, а также введение нулевой налоговой ставки на НДПИ для новых месторождений).

    Другие  меры, в том числе увеличение размеров социальных налоговых вычетов на обучение граждан и их близких родственников в образовательных учреждениях, а также на их лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации, распространение налоговой льготы по ЕСН в части неначисления налога на выплаты наемным работникам, являющимся инвалидами, на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, разрешение учета при расчете налоговой базы по налог на прибыль расходов на НИОКР (в том числе не давших положительных результатов) в течение одного года.9 
 

  1. Основные  направления налоговой  политики

в 2008-2011 гг. 

     "Основные  направления налоговой политики  в Российской Федерации на 2008 – 2011 годы", одобренные Правительством Российской Федерации (протокол от 2 марта 2007 г. № 8), предусматривали внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям.

     1. Совершенствование налога на  прибыль организаций

     2. Совершенствование налога на  добавленную стоимость

     3. Индексация ставок акцизов

     4. Совершенствование налога на доходы физических лиц

     5. Введение налога на недвижимость  взамен действующих земельного  налога и налога на имущество  физических лиц

     6. Совершенствование налога на  добычу полезных ископаемых

     7. Совершенствование налогообложения  в рамках специальных налоговых режимов

     8. Международное сотрудничество, интеграция  в международные организации  и соглашения, информационный обмен

     По  указанным направлениям в 2008 году был  принят целый ряд решений. Большая  часть из этих решений была принята  в качестве антикризисных мер налогового стимулирования, отчет о которых, в том числе их бюджетная оценка, отражены в одобренной Правительством Российской Федерации Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год10.

     Основные  направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов (далее – Основные направления налоговой политики) разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации.

     Помимо  решения задач в области бюджетного планирования Основные направления налоговой политики позволяют участникам налоговых отношений определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации. Несмотря на то, что Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства. Особое значение настоящий документ приобретает в условиях мирового финансового кризиса и разработки приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе, комплекса мер, направленных на повышение устойчивости российской экономики.

     В трехлетней перспективе 2010 – 2012 годов  приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой  политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

     Однако  при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для  восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

    Заключение 

     К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено  формирование основ современной налоговой системы. В ходе проведенной налоговой реформы был отменен ряд налогов, снижены ставки основных налогов, созданы условия для более низкой налоговой нагрузки на малый бизнес. Изменение структуры налоговой системы, включая принятые подходы к налогообложению отдельных секторов экономики, смягчило различия в инвестиционной привлекательности отраслей, создало условия для диверсификации экономики.

     В результате, налоговая нагрузка на экономику без учета нефтегазового  сектора снизилась до более низкого уровня по сравнению с налоговой нагрузкой в странах с сопоставимым уровнем бюджетных расходов. Невысоки по сравнению с большинством стран и налоговые ставки.

     Тем не менее, характер современного этапа  развития российской экономики характеризуется наличием множества специфических для этого этапа проблем, среди которых можно выделить недостаточный уровень развития базовых институтов (включая институты правоприменения, обеспечения исполнения контрактов), уровень развития судебной системы, защиты прав собственности. В этих условиях проведенная в последние годы налоговая реформа является лишь одной из составных частей реформ, направленных на повышение конкурентоспособной налоговой системы.

     Направления налоговой политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций. 
 

      Список  использованной литературы и источников 

     
  1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ в ред. от 28.09.2010 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  2. Федеральный закон от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики"  в ред. от 03.12.2008 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  3. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в ред. от 16.07.1992 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.
  4. Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2002-2004 гг.) // http://www.allbusiness.ru/BPravo/DocumShow_DocumID_11837.html
  5. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист. – 2002. - №7.
  6. Дворкович А.В. О целях, направлениях, налоговой реформы и её влиянии на экономику// Налоговая политика и практика, 2003. - №6.
  7. Жуков А. Налоговая реформа перед финишным рывком // Бизнес-журнал. - 2003.  - №13.
  8. Иванеев А. Идеология и основные механизмы налоговой реформы // Банковское дело в Москве. - 2004. - №7.
  9. Основные направления налоговой политики России на 2010-2012 гг. // http://www.bishelp.ru/nalogi/zakon/0305nalog.php?print=1
  10. Романовский М.В., Врублевская О.В. Налоги и налогообложение. – СПб.: Питер, 2007.
  11. Светуньков С.Г. О реформировании экономики России: некоторые уместные выводы// www.marketing.spb.ru/read/sci/m2/10.htm.
  12. Федякова Н.И. Исторические аспекты современной налоговой реформы России, начиная с конца 80-х годов ХХ века // http://www.bali.ostu.ru/umc/arhiv/2005/1/Fediakova.pdf

Информация о работе Налоговая реформа в РФ