Налогоплательщики как участники налоговых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 21:11, контрольная работа

Описание работы

Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции по разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие и классификация участников налоговых отношений…………4
1.1Налоговые органы………………………………………………………...7
2. Представительство в налоговых правоотношениях…………………....13
2.1 Законный представитель налогоплательщика………………………...14
2.2 Уполномоченные представители……………………………………....16
3. Иные участники налоговых правоотношений………………………….19
3.1 Банки……………………………………………………………………..19
3.2 Налоговые агенты……………………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………..23
Список литературы………………………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

налоговое право.docx

— 41.46 Кб (Скачать)

6.Право налагать  арест на имущество налогоплательщиков  и иных обязанных лиц в порядке,  предусмотренном Кодексом. Согласно  ст.72 Кодекса арест имущества  является одним из способов  обеспечения исполнения обязанностей  по уплате налогов и сборов.

7.Право определять  суммы налогов, подлежащие внесению  налогоплательщиками в бюджет. В случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к осмотру территорий и помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов, либо нарушение установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговые органы в праве требовать от налогоплательщиков или иных обязанных лиц устранение выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

8.Право взыскивать  недоимки по налогам и взыскивать  пени в порядке установленном НК РФ.

9.Право предоставлять  налогоплательщикам отсрочки и  рассрочки по уплате санкций  за налоговые правонарушения.

10.Право требовать  от банков документы, подтверждающие  исполнение платёжных поручений  налогоплательщиков и иных обязанных  лиц и инкассовых поручений  (распоряжений) налоговых органов  о списании счетов налогоплательщиков  и иных обязанных лиц сумм  налогов и санкций за налоговые  правонарушения.

Таким образом, указанное право предоставляется  налоговым органам для установления факта исполнения налогоплательщиком его главной обязанности - уплаты налогов. Ранее получение от банка  налоговыми органами документов, касающихся хозяйственной деятельности налогоплательщика, возможно, было только с согласия банка. Однако с введением в действие Кодекса банки обязаны представлять соответствующие документы налоговым  органам. Кроме того, не представленные налоговому органу сведения о налогоплательщике  согласно ст.126 является налоговым правонарушением, за совершение которого предусмотрена  ответственность.

11.Право привлекать  для проведения налогового контроля  специалистов, экспертов и переводчиков.

12.Право взывать  в качестве свидетелей лиц,  которым могут быть известны  какие-нибудь обстоятельства, имеющие  значение для проведения налогового  контроля.

13.Право заявлять  ходатайства об аннулировании  или о приостановлении действия  выданных юридическим и физическим  лицам лицензий на право осуществления  определённых видов деятельности. Осуществляя налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков, налоговые органы могут выявить нарушение лицензионных требований и условий лицами, осуществляющие свою деятельность на основании лицензии. В связи с этим налоговым органам предоставляется заявлять ходатайства соответствующим органам об аннулировании или приостановлении действий выданных лицензий

14.Право предъявлять  в суды общей юрисдикции или  арбитражные суды иски: о взыскании  налоговых санкций с лиц, совершивших  налоговое правонарушение; о признании  недействительности государственную  регистрацию юридического лица  или государственную регистрацию  физических лиц в качестве  индивидуального предпринимателя;  о ликвидности организации любой  организационно-правовой формы по  основаниям, установленным законодательством  РФ; о признании сделок недействительными и о взыскании в доход государства приобретённого по таким сделкам имущества в случае, предусмотренном гражданским законодательством РФ; о взыскании в доход государства имущества, неосновательно приобретённого - не по сделке, а в результате совершения других незаконных действий; о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и об инвестиционном налоговом кредите в иных случаях, предусмотренном в Налоговым Кодексом РФ.

В случаях, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, Министерство РФ по налогам  и сборам и его налоговые органы пределах своих полномочий утверждают формы заявлений постановки на учёт в налоговые органы, расчётов по налогам и налоговых деклараций и устанавливают порядок их, устанавливают  порядок их заполнения

 В соответствии с п.6 ст.32 НК, налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну. Так, налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

-разглашённых налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

-об идентификационном номере налогоплательщика;

-о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

-предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с междугородними договорами, одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами.

 В Налоговом Кодексе впервые установлена обязанность налоговых органов, осуществлять возврат или зачёт излишне взысканных или уплаченных сумм налогов, штрафов, пеней. Ранее в соответствии со статьёй 15 Закона «О Государственной Налоговой службе РСФСР» Закон «О Государственной Налоговой службе РСФСР» возврату подлежали только не правильно взысканные суммы налогов. Кроме того, обязанность возврата была предусмотрена некоторыми законами об отдельных налогах. Сейчас установлен общий порядок зачёта или возврата для всех налогов и сборов, который предусмотрен главой 12 НК РФ.

НК РФ предусмотрена  обязанность, налоговых органов  сообщать органам налоговой полиции  о возможных преступлениях в  налоговой сфере. Соответствующие  материалы должны туда направляться, если выявленные при проверках и  иными способами обстоятельства позволяющие предполагать совершение налогового правонарушения. Направление  осуществляется независимо от мнения налогоплательщика в трёхдневный  срок.

Права и обязанности  налоговых органов реализуются  через действия должностных лиц  налоговых органов. Должностные  лица обязаны действовать в пределах своей компетенции. Например, налоговый  инспектор, проводящий проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые документы для проверки, проводить выемку документов и предметов.

При исполнении должностными лицами полномочий налоговых  органов необходимо учитывать следующие  особенности:

1.должностное  лицо действует только в рамках  своей компетенции по принципу "разрешено то, что прямо установлено  законом", поскольку здесь применим  принцип " разрешено всё, что  не запрещено законом";

2.служебные права  должностных лиц налоговых органов  являются их обязанностями и  наоборот;

3.любые права  должностных лиц налоговых органов  реализуется только в пределах  функций данного налогового органа  Российской Федерации - контроля над правильностью исчисления, полной и своевременной уплаты налогов.

Выделим некоторые  полномочия, которыми наделены руководители таможенных органов и их заместители:

- засчитывать  излишне уплаченные суммы налогов  и сборов ликвидируемой организации  по другим налогам, пеням, штрафам  этой организации;

- принимать решения  об изменении срока уплаты  налогов и сборов, подлежащих  уплате в связи с перемещением  товара через границу Российской  Федерации;

- принимать решения  о предоставлении отсрочки или  рассрочки по уплате налогов,  сборов, подлежащих уплате в связи  с перемещением через таможенную  границу Российской Федерации;

- принимать решения  о наложения ареста на имущество  налогоплательщика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.Представительство  в налоговых правоотношениях.

Налогоплательщик  может участвовать в налоговых  отношениях как лично, так и через  своего законного или уполномоченного  представителя.

Личное участие  налогоплательщика в отношениях, регулируемым законодательством о  налогах и сборах, не лишает его  права иметь представителя, равно  как участие представителя не лишает налогоплательщика права  участие в указанных правоотношениях.

Представительство в отношениях, предусмотренном законодательством  о налогах и сборах, - новшество  в налоговом законодательстве, хотя и до принятия общей части Налогового Кодекса РФ налогоплательщик так или иначе выступал в налоговых правоотношениях не только самостоятельно, но и через своих представителей.

В соответствии с налоговым законодательством  главной обязанностью налогоплательщика  является своевременная уплата налогов. Как правило, налогоплательщик сам  стремится исполнить все необходимые  действия для уплаты налогов, - самостоятельно исчислить налог, представить необходимую  документацию в налоговый орган  и.т.д. Но иногда в силу объективных  причин определённые действия выполнить  не возможно или очень затруднительно, например, в случае отдалённости налогоплательщика  от налогового органа и.т.д., и в этом случае плательщик налогов может  прибегнуть к помощи третьих лиц  путём использования института  налогового представительства.

Вместе с тем  Налоговый Кодекс, установив право налогоплательщика участвовать в отношениях, регулируемым законодательством о налогах и сборах, через представителей, не раскрывает понятие налогового представительства, поэтому в данной ситуации, по моему мнению, можно воспользоваться принципом аналогии права и обраться к гражданскому законодательству, в котором институт представительства разработан довольно детально.

Как указывалось  выше, кроме налогоплательщиков, Кодекс выделяет ещё и других участников налоговых правоотношений, в частности  плательщиков сборов под которыми понимается организации и физические лица, обязанные  в соответствии с законодательством  уплачивать сборы; и налоговых агентов, исчисляющих, удерживающих у плательщика  налоги и перечисляющих их в соответствующий  бюджет.

2.1. Законный представитель налогоплательщика.

Законными представителями  налогоплательщиков - организаций является лица, уполномоченные представлять организацию  на основании закона или её учредительных  документов.

Законным представителями  налогоплательщиков - физических лиц  согласно п.2 ст.27 Налогового Кодекса РФ признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, статья 27 Налогового Кодекса РФ предусматривает две формы законного налогового представительства для организаций - налогоплательщиков - представительства в силу закрепления статуса представителя  учредительных документов организации и представительства на основании закона.

В соответствии со статьи 52 ГК РФ учредительными документами  юридического лица являются его устав  и (или) учредительный договор. Учредительный  договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками); в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место  его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица.

Вместе с тем, в силу диспозитивности гражданского права в учредительные документы  можно включить и другие сведения, в частности определить в них  налогового представителя, который  будет представлять, и защищать интересы, организации - налогоплательщика в налоговых органах. При указании налогового представителя в учредительных документах юридического лица последней будет осуществлять законное налоговое представительство данной организации.

Законное налоговое  представительство на основании  закона возможно на государственных  и муниципальных предприятиях, в  государственных учреждениях, то есть на предприятиях, собственником которых  является государство. Для осуществления  такого представительства необходимо, чтобы налоговый представитель  организации-налогоплательщика был  указан в качестве такового в акте соответствующего высшего представительного  органа государства или органа местного самоуправления.

В соответствии с гражданским законодательством  законным представителем физического  лица может являться:

- опекун физического  лица;

- усыновитель  несовершеннолетнего ребёнка;

- родитель несовершеннолетнего  ребёнка.

При законном налоговом  представительстве необходимо учитывать, что законные налоговые представители  физических лиц действуют без  особых полномочий, т.е. для осуществления  ими налогового представительства  им необходимо иметь только документы, подтверждающие их статус законного  представителя. Таковыми являются:

Информация о работе Налогоплательщики как участники налоговых отношений