Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:19, курсовая работа
Налог на имущество принадлежит к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после демонополизации роли государства в жилищной сфере вопрос налогообложения жилья стал актуален. В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
Введение………………………………………………………………………….3
1)Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации………………………………………………………….4
2)Налогообложение физических лиц в зарубежных странах………………6
3) Особенности применения налога на имущество физических лиц…………9
3.1.) Основные направления налоговой политики на 2012 и 2013 годы……..15
3.2.) Статистические данные ФНС об начислении и уплате налога на имущество физических лиц за 2010-2013г……………………………………20
3.3.) Расчет налога на имущество физических лиц в примерах……………22
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28
В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени, несмотря на то, что налоговая политика впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.
Налоговая политика, с одной стороны, направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы. Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки). Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.
Важные изменения ожидают налог на имущество физических лиц. Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность данной работы, в прошедшем периоде велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.
В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривалось:
- разработка и принятие нормативных правовых актов в связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008 - 2012 годы);
- принятие федерального
закона "О внесении изменений
в Федеральный закон "Об
оценочной деятельности в
- разработка нормативных
правовых актов в целях
- информационное наполнение
кадастра объектов
- определение эффективной
налоговой ставки и налоговых
льгот для исчисления местного
налога на недвижимость и
Также были разработаны и утверждены:
- федеральный стандарт
оценки «Цель оценки и виды
стоимости (ФСО № 2)», которым
введено понятие кадастровой
стоимости объекта
- методические рекомендации
по определению кадастровой
Указанные документы разработаны
и утверждены Минэкономразвития
России для целей проекта
При этом в настоящее время законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.
Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой оценки недвижимости, проведение работ по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости. На данный момент единый налог на недвижимость еще не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.
Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая существенно выше инвентаризационной, что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан с невысоким достатком.
Так же, в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах будет продолжена работа по сокращению установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.
3.2.Статистические данные ФНС об начислении и уплате налога на имущество физических лиц за 2010-2013г.
По всей Российской Федерации
2010г(тыс. руб.) по состоянию на 01.01.2011г.
Начислено к уплате в текущем году |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных
платежей в бюджетную систему
РФ | |||
федерального |
консолидирован- |
из графы 3 - | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Налог на имущество
физических лиц |
16 938 233 |
Х |
15 575 806 |
13 497 468 |
2011г.(тыс.руб.) по состоянию на 01.01.2012г.
Начислено к уплате в текущем году |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных
платежей в бюджетную систему
РФ |
в том числе в доходы: | |||
федерального |
консолидирован- |
из графы 3 - | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Налог на имущество
физических лиц |
2 048 259 |
4 940 011 |
Х |
4 940 011 |
4 439 526 |
2012г.( тыс.руб.) по состоянию на 01.01.2013г.
Начислено к уплате в текущем году |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных
платежей в бюджетную систему
РФ |
в том числе в доходы: | |||
федерального |
консолидирован- |
из графы 3 - | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Налог на имущество
физических лиц |
23 386 549 |
17 628 468 |
Х |
17 628 468 |
15 755 424 |
2013г.(тыс.руб.) по состоянию на 01.04.2013г.
Начислено к уплате в текущем году (без данных графы 1 по строкам 3300, 3400,3500,3530 и 3540) |
Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы: | |||
федерального |
консолидирован- |
из графы 3 - | ||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Налог на имущество
физических лиц |
-1 733 |
Х |
1 765 412 |
1 548 864 |
3.3. Расчет налога на имущество физических лиц в примерах.
Налог
на имущество физических лиц относится к категории местных
налогов и устанавливается на территориях
муниципальных образований в соответствии
с Налоговым
кодексом Российской Федерации (далее
Кодекс), Законом Российской Федерации
N 2003-1 от 09.12.1991 "О налогах
на имущество физических лиц" (далее Закон N 2003-1) и нормативными
правовыми актами представительных органов
муниципальных образований"
При установлении налога
на имущество физических лиц представительные органы муниципальных
образований определяют налоговые
ставки, порядок уплаты налога, а также
предусматривают льготы по уплате налога
для отдельных категорий налогоплательщиков.
Примеры расчета налога
на имущество физических лиц, в различных ситуациях.
Пример№1
Гражданин является собственником жилой
квартиры, на территории муниципального
образования "Город Х", инвентаризационная
стоимость которой равна 350 000 рублей.
Учитывая, что объект недвижимости относятся
к жилым помещениям, принимаемая в соответствии
с Решением Думы города Х N 13/2 от 08.11.2010
"Об установлении на территории МО "
Город Х " налога
на имущество физических лиц" (далее Решение) ставка
налога, зависящая от суммарной инвентаризационной
стоимости такого типа имущества, в данном
случае, от инвентаризационной стоимости
единственной квартиры, равной 350 000 руб.,
то есть находящейся в пределах от 300 000
руб. до 500 000 руб., равна 0,25%.
Соответственно, сумма исчисленного налога
по данной квартире за год составит 875
руб. (350 000 руб. х 0,25%).
Пример№2
У гражданина находится в собственности
2-е квартиры, на территории муниципального
образования "Город Х".
Инвентаризационная стоимость первой
квартиры равна 250 000 руб., второй квартиры
- 260 000 рублей.
Ставки
налога устанавливаются в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости
жилых помещений, находящихся на территории
одного муниципального образования.
В данном случае суммарная инвентаризационная
стоимость двух квартир составляет 510
000 руб. (250 000 руб. + 260 000 руб.)
В соответствии с Решением Екатеринбургской
городской Думы N 13/2, налог на жилые помещения,
суммарная инвентаризационная стоимость
которых превышает 500 000 руб., составляет
2 500 руб. + 1% от стоимости свыше 500 000 рублей.
То есть сумма налога за две квартиры,
инвентаризационная стоимость которых
510 000 руб. составляет 2 600 руб. ((510 000 руб.
-500 000 руб.) х 1% + 2 500 руб.)
Пример№3
У гражданина в собственности находятся
квартира стоимостью 140 000 руб. и ½ доля
квартиры стоимостью 200 000 рублей. Оба объекта
недвижимости находятся на территории
муниципального образования "Город
Х"
Учитывая, что Законом N 2003-1 не предусмотрены
в качестве объекта налогообложения доли
в праве собственности на имущество, налоговая
ставка определяется в зависимости
от суммарной инвентаризационной стоимости
квартир.
Суммарная инвентаризационная стоимость
объектов недвижимости составляет 340 000
руб. (140 000 руб. + 200 000 руб.)
Объекты недвижимости относятся к жилым
помещениям, налоговая
ставка установленная, в соответствии
с Решением Екатеринбургской городской
Думы N 13/2, для имущества с суммарной инвентаризационной
стоимостью, находящейся в пределах от
300 000 руб. до 500 000 руб. равна 0,25%.
Соответственно, сумма налога составляет:
- по первой квартире - 350 руб. (140 000 руб.
х 0,25 %);
- по второй квартире - 250 руб. (200 000 руб.
х 0,25 %) х ½.
Общая сумма налога составляет за год
600 руб. (350 руб. + 250 руб.).