Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики налога, объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:19, курсовая работа

Описание работы

Налог на имущество принадлежит к числу старых, традиционных платежей, которые хорошо известны большинству современных государств. В советское время большая часть жилых помещений находилась в государственной собственности, что исключало обложение их налогом. Лишь с начала 90-х годов после демонополизации роли государства в жилищной сфере вопрос налогообложения жилья стал актуален. В последнее десятилетие в результате проводимой приватизации жилья все больше граждан стало приобретать жилые помещения в частную собственность. Но, становясь собственниками жилья, граждане приобретают не только права, но и обязанности. Одной из главных в данном контексте является конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1)Экономическая сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации………………………………………………………….4
2)Налогообложение физических лиц в зарубежных странах………………6
3) Особенности применения налога на имущество физических лиц…………9
3.1.) Основные направления налоговой политики на 2012 и 2013 годы……..15
3.2.) Статистические данные ФНС об начислении и уплате налога на имущество физических лиц за 2010-2013г……………………………………20
3.3.) Расчет налога на имущество физических лиц в примерах……………22
Заключение ……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.docx

— 65.91 Кб (Скачать)

В трехлетней перспективе 2011 - 2013 годов приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой политики остаются такими же, как и ранее – создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени, несмотря на то, что налоговая политика впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Налоговая политика, с одной  стороны, направлена на противодействие  негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, – на создание условий для восстановления положительных  темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость  поддержания сбалансированности бюджетной  системы. Сокращение объемов промышленного  производства, негативная тенденция  изменения иных макроэкономических показателей может привести к  росту задолженности по налогам  и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных  рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также  развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки). Необходимо постоянно анализировать ситуацию в мировой, российской экономике и исходя из имеющихся возможностей изыскивать варианты поддержки участников экономической деятельности, стимулировать темпы роста экономики, в том числе и с помощью механизмов налоговой политики.

Важные изменения ожидают  налог на имущество физических лиц. Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих  земельного налога и налога на имущество  физических лиц. Учитывая сложность  данной работы, в прошедшем периоде  велась активная работа по подготовке к введению налога на недвижимость.

В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах» и в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации Минфином России совместно с Минэкономразвития России и Минюстом России был подготовлен График работ по принятию главы Кодекса, регулирующей налогообложение недвижимости, которым предусматривалось:

- разработка и принятие  нормативных правовых актов в  связи с вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (2008 - 2012 годы);

- принятие федерального  закона "О внесении изменений  в Федеральный закон "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации", предусмотренного  проектом № 445126-4;

- разработка нормативных  правовых актов в целях реализации  положений Федерального закона "Об  оценочной деятельности в Российской  Федерации" и другие законодательные  акты Российской Федерации" (2008 - 2009 годы);

- информационное наполнение  кадастра объектов недвижимости, в том числе перенос сведений  из Государственного земельного  кадастра и данных БТИ (2008 - 2012 годы);

- определение эффективной  налоговой ставки и налоговых  льгот для исчисления местного  налога на недвижимость и подготовка  проекта поправок Правительства  Российской Федерации к проекту  Федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Кодекса и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (2010 год).

Также были разработаны и  утверждены:

- федеральный стандарт  оценки «Цель оценки и виды  стоимости (ФСО № 2)», которым  введено понятие кадастровой  стоимости объекта недвижимости, раскрывается цель оценки, предполагаемое  использование результата оценки;

- методические рекомендации  по определению кадастровой стоимости  объектов недвижимости жилого  фонда для целей налогообложения,  методические рекомендации по  определению кадастровой стоимости  объектов недвижимости нежилого  фонда для целей налогообложения.

Указанные документы разработаны  и утверждены Минэкономразвития  России для целей проекта Международного банка реконструкции и развития «Разработка и тестирование системы  кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации» (далее - Проект), который был реализован с августа 2007 г. по сентябрь 2009 г. на территории четырех  субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Кемеровская, Тверская и  Калужская области). Цель Проекта - разработка и тестирование системы кадастровой (массовой) оценки недвижимости в Российской Федерации как основы введения на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость. Работы по массовой оценке объектов недвижимости в пилотных регионах завершены. В настоящее время в Минэкономразвития России рассматриваются представленные Росреестром обобщенные материалы по результатам реализации Проекта.

При этом в настоящее время  законодательно не урегулированы вопросы, связанные с определением кадастровой  стоимости объектов недвижимости, порядком проведения государственной кадастровой  оценки объектов недвижимости. Требуется принятие проекта Федерального закона № 445126-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего общие принципы проведения кадастровой оценки объектов недвижимости и требования к оценщикам, привлекаемым к государственной кадастровой оценке объектов недвижимости, а также определяющего порядок утверждения результатов кадастровой оценки и досудебного урегулирования споров о результатах проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости.

Кроме того, для введения налога на недвижимость необходимы разработка и принятие таких документов, как  методика кадастровой оценки недвижимости, методика проверки результатов кадастровой  оценки недвижимости, проведение работ  по кадастровой оценке объектов недвижимости и информационному наполнению государственного кадастра недвижимости. На данный момент единый налог на недвижимость еще не введен в действие. Прежде всего, это связано с некоторыми проблемами, возникающими при его реализации. Во-первых, внедрить единый налог на недвижимость можно только с помощью прямого принуждения, поскольку налогоплательщики не заинтересованы в увеличении налоговой нагрузки. Кроме того, возможно массовое оспаривание в судах оценок рыночной цены каждого объекта, которое займет не один месяц.

Во-вторых, этот налог предполагается рассчитывать не с инвентаризационной стоимости, как прежде, а с рыночной стоимости недвижимости, которая  существенно выше инвентаризационной, что приведет к увеличению уплачиваемой суммы и недовольству граждан  с невысоким достатком.

Так же, в рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах будет продолжена работа по сокращению установленных  на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам.

 

3.2.Статистические данные ФНС об начислении и уплате налога на имущество физических лиц за 2010-2013г.

По всей Российской Федерации

2010г(тыс. руб.) по состоянию на 01.01.2011г.

 

Начислено к уплате в текущем  году

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему  РФ 
-всего

федерального  
бюджета

консолидирован- 
ного бюджета субъекта Российской Федерации                

из графы 3 -  
поступило в  
доходы местных  
бюджетов  

А

1

2

3

4

 Налог на имущество  физических лиц 

16 938 233

Х

15 575 806

13 497 468


 

2011г.(тыс.руб.) по состоянию на 01.01.2012г.

 

Начислено к уплате в текущем  году

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему  РФ 
-всего

в том числе в доходы:

федерального  
бюджета

консолидирован- 
ного бюджета субъекта Российской Федерации                

из графы 3 -  
поступило в  
доходы местных  
бюджетов  

А

1

 

2

3

4

 Налог на имущество  физических лиц 

2 048 259

4 940 011

Х

4 940 011

4 439 526


 

 

2012г.( тыс.руб.) по состоянию на  01.01.2013г.

 

Начислено к уплате в текущем  году

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджетную систему  РФ 
-всего

в том числе в доходы:

федерального  
бюджета

консолидирован- 
ного бюджета субъекта Российской Федерации                

из графы 3 -  
поступило в  
доходы местных  
бюджетов  

А

1

 

2

3

4

 Налог на имущество  физических лиц 

23 386 549

17 628 468

Х

17 628 468

15 755 424


 

2013г.(тыс.руб.) по состоянию на  01.04.2013г.

 

Начислено к уплате в текущем  году (без данных графы 1 по строкам 3300, 3400,3500,3530 и 3540)

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:

федерального  
бюджета

консолидирован- 
ного бюджета субъекта Российской Федерации                
(включая данные  
графы 3 по строкам  
3300,3400,3500 
3530 и 3540) 
(гр.3 > или = гр.4)

из графы 3 -  
поступило в  
доходы местных  
бюджетов  
(включая данные  
графы 4 по  
строкам 3300,3400,  
3500, 3530 и 3540)

А

1

2

3

4

 Налог на имущество  физических лиц 
(1530 + 1540 + 1550 + 1560)

-1 733

Х

1 765 412

1 548 864


 

 

3.3. Расчет налога на имущество физических лиц в примерах.

Налог на имущество физических лиц относится к категории местных налогов и устанавливается на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее Кодекс), Законом Российской Федерации N 2003-1 от 09.12.1991 "О налогах на имущество физических лиц" (далее Закон N 2003-1) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований" 
При установлении налога на имущество физических лиц представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок уплаты налога, а также предусматривают льготы по уплате налога для отдельных категорий налогоплательщиков. 
Примеры расчета налога на имущество физических лиц, в различных ситуациях. 

Пример№1 
Гражданин является собственником жилой квартиры, на территории муниципального образования "Город Х", инвентаризационная стоимость которой равна 350 000 рублей. 
Учитывая, что объект недвижимости относятся к жилым помещениям, принимаемая в соответствии с Решением Думы города Х N 13/2 от 08.11.2010 "Об установлении на территории МО " Город Х " налога на имущество физических лиц" (далее Решение) ставка налога, зависящая от суммарной инвентаризационной стоимости такого типа имущества, в данном случае, от инвентаризационной стоимости единственной квартиры, равной 350 000 руб., то есть находящейся в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб., равна 0,25%.  
Соответственно, сумма исчисленного налога по данной квартире за год составит 875 руб. (350 000 руб. х 0,25%).

Пример№2 
У гражданина находится в собственности 2-е квартиры, на территории муниципального образования "Город Х". 
Инвентаризационная стоимость первой квартиры равна 250 000 руб., второй квартиры - 260 000 рублей.  
Ставки налога устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости жилых помещений, находящихся на территории одного муниципального образования. 
В данном случае суммарная инвентаризационная стоимость двух квартир составляет 510 000 руб. (250 000 руб. + 260 000 руб.) 
В соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы N 13/2, налог на жилые помещения, суммарная инвентаризационная стоимость которых превышает 500 000 руб., составляет 2 500 руб. + 1% от стоимости свыше 500 000 рублей. 
То есть сумма налога за две квартиры, инвентаризационная стоимость которых 510 000 руб. составляет 2 600 руб. ((510 000 руб. -500 000 руб.) х 1% + 2 500 руб.) 
 
Пример№3 
У гражданина в собственности находятся квартира стоимостью 140 000 руб. и ½ доля квартиры стоимостью 200 000 рублей. Оба объекта недвижимости находятся на территории муниципального образования "Город Х" 
Учитывая, что Законом N 2003-1 не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество, налоговая ставка определяется в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости квартир. 
Суммарная инвентаризационная стоимость объектов недвижимости составляет 340 000 руб. (140 000 руб. + 200 000 руб.) 
Объекты недвижимости относятся к жилым помещениям, налоговая ставка установленная, в соответствии с Решением Екатеринбургской городской Думы N 13/2, для имущества с суммарной инвентаризационной стоимостью, находящейся в пределах от 300 000 руб. до 500 000 руб. равна 0,25%.  
Соответственно, сумма налога составляет: 
- по первой квартире - 350 руб. (140 000 руб. х 0,25 %); 
- по второй квартире - 250 руб. (200 000 руб. х 0,25 %) х ½.  
Общая сумма налога составляет за год 600 руб. (350 руб. + 250 руб.).

Информация о работе Налог на имущество физических лиц: налогоплательщики налога, объекты налогообложения, порядок и сроки уплаты налога