Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 12:08, реферат
Налоговые ставки. Налогообложение имущества, находящегося в общей долевой собственности. Случаи перерасчёта налога на имущество физических лиц. Что ждёт нас в будущем? (Или новый налог на недвижимость).
Налог на имущество физических лиц: правовые пробелы и пути их решения
Журнал Бухгалтерский учёт и налогообложение в бюджетных организациях №12 2009 Пудыч Юлия
Валерьевна В настоящий момент
в налогообложении имущества
физических лиц имеются пробелы
в части применения налоговых
ставок не к доле в инвентаризационной
стоимости объекта, а ко всей стоимости,
для расчета налога. Только после
такого расчета у долевых Налог на имущество физических лиц установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-1) и до настоящего времени не включен в состав Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Это объясняется прежде всего тем, что законодатель собирается объединить налог на имущество физических лиц и земельный налог в единый налог на недвижимость физических лиц и ввести его последней главой в НК РФ. Налоговые ставки В соответствии со ст.
15 НК РФ налог на имущество физических
лиц относится к местным Согласно ст. 1, 2 Закона
№ 2003-1 плательщиками данного налога
признаются физические лица – собственники
имущества (жилых домов, квартир, дач,
гаражей, иных строений, помещений и
сооружений). В отношении ставок
этого налога установлена прогрессивная
шкала в зависимости от суммарной
инвентаризационной стоимости объекта
(до 300 тыс. руб. – 0,1 %, а свыше 500 тыс.
руб. – от 0,3 до 2 %). Размер конкретной
ставки налога применительно к определенной
инвентаризационной стоимости объекта
налогообложения Налогообложение имущества, находящегося в общей долевой собственности На основании п. 2 и 3 ст. 1 Закона № 2003-1 если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. По вопросу налогообложения
имущества, находящегося в общей
долевой или совместной собственности,
Минфин России выпустило письмо от
15.07.2009 г. № 03-05-06-01/32, которым дается
толкование нормы п. 2 и 3 ст. 1 Закона
№ 2003-1. По общему правилу обязанность
по уплате налога на имущество физических
лиц возникает у каждого Объектом обложения налогом на имущество физических лиц признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения (ст. 2 Закона № 2003-1). В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1, а также принимая во внимание, что данным нормативным актом не предусмотрены в качестве объекта налогообложения доли в праве собственности на имущество в качестве стоимостного показателя, установленного для расчета налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, определена инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (жилого дома, квартиры, дачи, гаража и иного строения, помещения и сооружения). Конституционный суд
Российской Федерации выразил свою
позицию в Определении от 24.11.2005
№ 493-О по поводу применения инвентаризационной
стоимости: «по вопросу, связанному
с определением стоимостного показателя,
избранного для расчета налоговой
базы налога на имущество физических
лиц, Конституционный Суд Российской
Федерации указал, что данный показатель
в Законе Российской Федерации «О
налогах на имущество физических
лиц» установлен четко и определенно
– это инвентаризационная стоимость
облагаемого имущества, в связи
с чем отсутствует В связи с этим
ставки налога на имущество физических
лиц устанавливаются Таким образом, сумма
налога на имущество физических лиц
в отношении имущества, находящегося
в общей долевой собственности
или общей совместной собственности
нескольких физических лиц, должна исчисляться
налоговыми органами исходя из инвентаризационной
стоимости объекта На основании п. 2 ст. 5 Закона от 09.12.1991 № 2003-1 за строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налог уплачивается каждым собственником соразмерно его доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. В связи с этим исчисленная налоговым органом сумма налога на имущество физических лиц, подлежащая уплате налогоплательщиком на основании налогового уведомления, определяется пропорционально доле налогоплательщика в имуществе, находящемся в общей долевой собственности. Следовательно, при
исчислении сумм налога на имущество
физических лиц всем собственникам
объекта налогообложения (квартиры)
«доля» каждого собственника в квартире
применяется не к инвентаризационной
стоимости объекта, а к исчисленной
сумме налога за квартиру в целом,
что соответствует Учитывая вышеназванные положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Минфином России дано разъяснение ФНС России о порядке исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц в отношении имущества, находящегося в общей долевой и (или) общей совместной собственности нескольких физических лиц (письмо от 21.04.2008 № 03-05-04-01/19). На основании
п. 2 ст. 5 Закона № 2003-1 за строения, помещения
и сооружения, находящиеся в общей
долевой собственности Если на территории одного муниципального образования у налогоплательщика имеется несколько объектов недвижимости, принадлежащих ему на праве общей долевой собственности, сумма налога на имущество начисляется налоговыми органами исходя из суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов, находящихся в собственности, и налоговой ставки, соответствующей суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов. Таким образом, Минфин
РФ и ФНС РФ фактически ухудшили
данными разъяснениями Если объект недвижимости
принадлежит не одному, а нескольким
владельцам на праве долевой или
совместной собственности, то сначала
в зависимости от предела, в котором
находится инвентаризационная стоимость
квартиры, определяется ставка налога
на имущество, а только потом стоимость
объекта делится Единственная возможность снизить ставку налога, это обратиться в органы БТИ для выделения в натуральном виде доли квартиры и оформление технических паспортов с отдельной инвентаризационной стоимостью комнат. Чтобы определить понятие
«суммарная инвентаризационная стоимость»,
необходимо обратиться к Инструкции
МНС России от 02.11.99 № 54 «По применению
Закона Российской Федерации «О налогах
на имущество физических лиц», согласно
которой «это сумма инвентаризационных
стоимостей строений, помещений и
сооружений, признаваемых объектами
налогообложения и На местном уровне возможно проведение дифференциации ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям: статус помещения (жилое и нежилое), назначение (хозяйственные нужды или коммерческие), тип дома (блочный, кирпичный или деревянный) и т.п. (ст. 3 Закона, п. 4 Инструкции). В данном случае суммарная
инвентаризационная стоимость определяется
в отношении разных групп объектов
(если они принадлежат одному налогоплательщику)
по соответствующим ставкам (п.10 Инструкции,
письма Минфина РФ от 24.01.2008 № 03-05-06-02/06,
ФНС России от 30.01.2007 № ШТ-6-21/54@). Например,
если физическому лицу принадлежат
два помещения (жилое и нежилое)
и нормативным актом местного
органа власти в отношении таких
видов помещений установлены
разные ставки по налогу на имущество,
то инвентаризационная стоимость этих
помещений для целей Если объекты
относятся к одному типу либо, если
подобных дифференциаций не установлено,
то оснований исчислять налог
по каждому объекту нет (такой
вывод сделал ФАС Восточно-Сибирского
округа в постановлении от 31.08.2005
№ А33-5432/04-С6-Ф02-3808/05- Пробел в законодательстве о налоге на имущество на сегодняшний момент не устранен, а суммы налога для дольщиков уже пересчитаны и ухудшают положение налогоплательщиков. Минфин России в письме сообщает, что в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации рассматривается вопрос о внесении изменений в ст. 2 Закона № 2003-1 в части установления в качестве объекта налогообложения доли в объектах, указанных в данной статье этого нормативного акта. Данные изменения могут вступить в силу с 1 января 2010 года и распространить свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Необходимо обратить внимание читателей журнала на то, что рассмотрение самого вопроса о внесении изменений в закон не означает, что такие изменения будут приняты в ближайшее время. Не уплачивать налог в данном случае налогоплательщик не может, так как сумма налога рассчитывается самой налоговой инспекцией и отражается в налоговом уведомлении, которое получает налогоплательщик. В противном случае последуют пени и штрафы. Однако обжаловать действия налогового органа налогоплательщик имеет право согласно действующим положениям НК РФ. Законодательство
Российской Федерации о налогах
и сборах состоит из НК РФ и принятых
в соответствии с ним федеральных
законов о налогах и сборах
(п. 1 ст. 1 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ
при установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах
и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно
знал, какие налоги (сборы), когда
и в каком порядке он должен
платить. В соответствии с п. 7 ст.
3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов Если не учитывать
инвентаризационную стоимость объекта
налогообложения В любом случае каждый
налогоплательщик согласно ст. 137 НК РФ
имеет право в соответствии с
главой 19 настоящего Кодекса обжаловать
акты налоговых органов Но пока налогоплательщик вынужден руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России и уведомлениями на уплату налога своей инспекции. В случае внесения с 1 января 2010 года изменений в Закон № 2003-1 возможен пересчет налога за 2009 год, но это налогоплательщики смогут узнать не ранее 1 января 2010 года. Случаи перерасчёта налога на имущество физических лиц Руководствуясь
вышеуказанными письмами, налоговые
органы стали производить перерасчеты
налога на имущество физических лиц.
Так, инспекцией ФНС России по г. Одинцово
был произведен перерасчет налога на
имущество физических лиц за 2008 год
в отношении имущества, находящегося
в общей долевой и (или) совместной
собственности В апреле – мае 2009
года налогоплательщики получили налоговые
уведомления на уплату налога на имущество
физических лиц за 2009 год, где налог
был исчислен с учетом переоценки
инвентаризационной стоимости объектов
в 1,5 раза. После чего в налоговый
орган по данному поводу стали
поступать многочисленные вопросы
граждан: имущество было переоценено
в 1,5 раза, а налог в отдельных
случаях вырос в 4,5 – 5 раз. В этой
ситуации налоговые органы стали
давать следующие пояснения. Во-первых,
повышение инвентаризационной стоимости
в 1,5 раза впервые с 2002 года произошло
на основании постановления Не уплачивать налог в данном случае налогоплательщик не может, так как сумма налога рассчитывается налоговой инспекцией и отражается в налоговом уведомлении, которое получает налогоплательщик. В противном случае последуют пени и штрафы. Однако обжаловать действия налогового органа налогоплательщик имеет право согласно следующей позиции. Законодательство
Российской Федерации о налогах
и сборах состоит из НК РФ и принятых
в соответствии с ним федеральных
законов о налогах и сборах
(п. 1 ст. 1 НК РФ). Согласно п. 6 ст. 3 НК РФ
при установлении налогов должны
быть определены все элементы налогообложения.
Акты законодательства о налогах
и сборах должны быть сформулированы
таким образом, чтобы каждый точно
знал, какие налоги (сборы), когда
и в каком порядке он должен
платить. На основании п. 7 ст. 3 НК РФ
все неустранимые сомнения, противоречия
и неясности актов Если не учитывать
инвентаризационную стоимость объекта
налогообложения В любом случае каждый налогоплательщик имеет право согласно ст. 137 НК РФ обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права. Что ждёт нас в будущем? (Или новый налог на недвижимость) В сфере законодательства, регулирующего налогообложение физических лиц, законодателю предстоит немало работы. Главное, что он должен будет сделать, – разработать и принять последнюю главу НК РФ, в которой будет описан порядок начисления и взимания налога с недвижимости физических лиц. Все физические лица, владеющие имуществом на территории Российской Федерации, уплачивают налог на недвижимость и сейчас; правда, большинство граждан его просто «не замечают» – настолько мала ставка налога. Заместитель министра
финансов Сергей Шаталов по данному
вопросу отметил: «Сегодня система
налогообложения достаточно несправедлива,
потому что она зависит от оценки
БТИ. Эта оценка ориентируется одновременно
как на устаревшие цифры, которые
берут свое начало с 1937 года с разными
коэффициентами, так и на рыночные
сделки, которые отражаются при приобретении
квартиры. Получается, что в одном
и том же доме на одной площадке
две семьи могут платить В соответствии с
докладом Минфина России «Об основных
направлениях налоговой политики в
2008 – 2010 годы», в министерстве не склонны
считать налог лишь инструментом
восстановления социальной справедливости.
В докладе, в частности, отмечается,
что «в перспективе доходы от налогообложения
недвижимого имущества В докладе говорится,
что ориентировочный срок начала
действия нового налога 2010 год. Для
этого необходимо сформировать реестр
объектов недвижимости на федеральном
уровне. Как показал опыт внедрения
налогообложения недвижимости в
рамках эксперимента в городах Новгород
и Тверь, отмечается в докладе
Минфина России, наиболее сложной
задачей, требующей преодоления
межведомственных барьеров, является
именно формирование реестра, а не процесс
массовой оценки. Невозможность обеспечить
межведомственное взаимодействие по данному
вопросу послужила причиной невозможности
введения налогообложения недвижимости
в г. Твери. «Без решения данных вопросов
введение налогообложения недвижимости
не представляется возможным, поэтому
эффективное введение налога на недвижимость
должно быть связано не только с
принятием соответствующей Применительно к
оценке недвижимости целесообразен
более децентрализованный подход, когда
такая оценка осуществляется либо специализированными
структурами регионального Однако, судя по выступлениям отдельных работников, в Минфине России уже практически определили, каким должен быть налог на недвижимость физических лиц. Для начала обратимся
к информации, полученной из авторизованных
источников. Вот что сообщил о
конкретных параметрах налога в интервью
«Финансовым известиям» заместитель
министра финансов Сергей Шаталов: «Наша
идея в том, чтобы перейти к
налогообложению на основе стоимости,
приближенной к рыночной, резко уменьшив
при этом ставки налога. На федеральном
уровне будут установлены максимальные
ставки, а муниципалитетам будет
предоставлено право самим в
пределах разрешенного выбирать ту ставку,
которую они считают разумной.
Местные власти смогут также предусматривать
различные льготы для пенсионеров,
для военных, инвалидов и других
категорий граждан. При этом будет
предусмотрена система Как сообщил заместитель министра финансов Сергей Шаталов, ставка налога, по предварительным расчетам Минфина России, может быть от 0,01 до 0,05. И годовая сумма налога составит от 10 до 50 долларов (за вычетом необлагаемого минимума). Налог планируется взимать один раз в год. По всей видимости, впервые налог на недвижимость – в порядке эксперимента начнет действовать в четырех регионах РФ – Кемеровской, Самарской, Тверской, Калужской областях. Однако есть и другая информация. По данным газеты «Бизнес», полученным от источника в Минфине, ставка налога может быть установлена в пределах от 0,01 до 1 %. И этот налог будет взиматься не с полной стоимости квартиры, а со стоимости 70 % площади. Кроме этого, каждый гражданин будет иметь право на необлагаемый минимум, составляющий примерно 10 кв. м. Таким образом, подсчитывает газета «Бизнес», житель Москвы, в случае, если налог начнет действовать «сегодня», заплатил бы с двухкомнатной квартиры площадью 50 кв.м от 27 тыс. руб. (по ставке 0,01 %) до 270 тыс. руб. (по ставке 1 %). Видимо, чтобы не пугать раньше времени наших граждан, ряд чиновников поспешили заверить, что введение нового налога на недвижимость пройдет практически незаметно. Так, руководитель Экспертного управления Президента Российской Федерации Аркадий Дворкович сообщил, что, по его мнению, вычет из налога на недвижимость должен быть установлен на уровне не менее 20 кв. м на одного человека. «Это означает, что семья из трех человек, живущая в квартире 60 кв. м (стандартная трехкомнатная квартира) не будет платить налог вообще», – заявил Аркадий Дворкович. Помимо вычетов, отметил он, регионы и муниципалитеты должны иметь право вводить льготы для определенных категорий граждан. Например, сделать так, чтобы «пенсионеры не платили вообще». Министр финансов РФ Алексей Кудрин сообщил, что налоговое бремя в отношении малообеспеченных людей осталось на неизменном уровне. Между тем министр признал, что суммарно нагрузка на население при введении налога на недвижимость все же увеличится. Однако предложенный Минфином вариант налога не недвижимость не понравился некоторым депутатам Государственной Думы Российской Федерации. Так, председатель налогового подкомитета Госдумы РФ Наталья Бурыкина сообщила, что, по ее мнению, правильнее было бы рассчитывать налог в зависимости от количества квадратных метров и с учетом типа жилья. Она подчеркнула, что это позволит облагать по повышенной ставке владельцев роскошного жилья (или собственников более одной квартиры) и вместе с тем не потребует сложной подготовительной работы. Судя по всему, в Государственной Думе Российской Федерации собираются разработать свой вариант законопроекта о налоге на недвижимость физических лиц, который, возможно, будет впоследствии «конкурировать» с внесенным в Госдуму РФ правительственным законопроектом. Очевидно, что действующую на данный момент систему взимания налогов с физических лиц сложно назвать справедливой. Это касается как налога на доходы физических лиц, так и налога на имущество физических лиц. Правительство РФ решило, что в ближайшее время менять ставку налога на доходы физических лиц нецелесообразно. Поэтому власти решили сосредоточиться на совершенствовании налога на имущество физических лиц, преобразовав его в налог на недвижимость физических лиц. На наш взгляд, такое решение можно признать вполне разумным. Как мы теперь видим, основная задача нового налога – обязать граждан, имеющих в собственности достаточно большое количество дорогой недвижимости, – уплачивать с этого имущества существенные суммы налога. При этом налоговое бремя для малоимущих граждан, проживающих в «стандартных» квартирах и не владеющих дополнительной недвижимостью, увеличится незначительно. Получается, что власти устанавливают различную налоговую нагрузку на людей с разными доходами, реализуя, таким образом, принцип справедливого налогообложения. Следует также отметить, что в зарубежных странах налог на недвижимость взимается давно, и его ставка достаточно высока. В Нидерландах владелец средней по площади недвижимости уплачивает муниципальному бюджету около 300–400 евро в год, или 0,1 % от рыночной стоимости жилья. В США ставка налога еще выше – от 2 % до 6 % в год от рыночной стоимости жилья. В Финляндии ежегодный налог – около 1 евро за 1 кв.м площади. В Англии ставка налога на недвижимость – 1 % от рыночной стоимости жилья. При этом дом стоимостью до 120 тыс. фунтов налогом не облагается, а от 120 до 250 тыс. фунтов облагается по ставке 1 %. Конечно, можно возразить в ответ, что доходы населения в вышеперечисленных странах гораздо выше, а уровень бедности – ниже. Однако предлагаемую чиновниками налога на недвижимость ставку можно назвать вполне разумной. И если ежегодно небогатые граждане будет уплачивать на 500 – 700 руб. больше, чем сейчас, то вряд ли это станет серьезным ударом по бюджету семьи. Налоговая нагрузка, как уже было сказано выше, увеличится для богатых россиян – и в этом также нет ничего плохого. Библиография 1. Налоговый кодекс
РФ. Часть I // СПС «Консультант
Плюс». |
Информация о работе Налог на имущество физических лиц: правовые пробелы и пути их решения