Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:47, курсовая работа
Объектом изучения в настоящей работе являются общественные отношения, связанные с установлением и уплатой местных налогов и сборов.
Цель работы заключается в анализе правовых аспектов установления и взимания местных налогов и сборов в Республике Беларусь.
Задачами представленной дипломной работы является изучение следующих аспектов:
- изучение понятия и сущности налогов;
- отражение общей характеристики системы местного налогообложения;
- отражение законодательного регулирования отдельных видов местных налогов и сборов
В настоящий момент перечень налогов включает:
налог за владение собаками;
курортный сбор;
сбор с заготовителей.
Не уплачивают местные налоги и сборы следующие категории плательщиков:
организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (пункт 3 статьи 286 НК);
плательщики единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении видов деятельности, признаваемых объектом налогообложения единым налогом (подпункт 1.5 пункта 1 статьи 293 НК);
плательщики налога для производителей сельскохозяйственной продукции (пункт 4 статьи 302 НК).
Как указывалось, согласно статье 12 Общей части НК право устанавливать (вводить, прекращать действие) местные налоги и сборы предоставлено областным и Минскому городскому Советов депутатов. Исключение составляет курортный сбор, право устанавливать (вводить, прекращать действие) который предоставлено Минскому городскому Советам депутатов и Советам депутатов базового территориального уровня. При этом указанные органы вправе как устанавливать (вводить в действие) местные налоги и сборы, так и не устанавливать (не вводить в действие) их либо прекратить действие ранее введенных ими местных налогов и сборов.
Устанавливаются местные налоги и сборы путем принятия соответствующего нормативного правового акта (решения). В таком нормативном правовом акте должны быть определены:
плательщики;
объекты налогообложения;
налоговая база;
налоговые ставки;
налоговый период;
порядок исчисления;
порядок и сроки уплаты;
налоговые льготы;
сроки
представления в налоговые
Такие
нормативные правовые акты принимаются
при утверждении
Следует
отметить, что согласно пункту 1 статьи
12 Общей части НК установление, введение,
изменение и прекращение
Соответствующий
местный Совет депутатов может
устанавливать как все
Согласно статье 63 Общей части НК право установления форм налоговых деклараций (расчетов), в том числе по местным налогам и сборам, и порядка их заполнения предоставлено Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь.
Формы налоговых деклараций (расчетов) по местным налогам и сборам, представляемых в настоящее время, утверждены Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15 ноября 2010 г. № 82 «Об установлении форм документов, необходимых для исчисления, уплаты налогов, сборов (пошлин), и о некоторых вопросах порядка их заполнения, представления подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации, ведения учета выручки от реализации товаров (работ, услуг), доходов и расходов индивидуальными предпринимателями (частными нотариусами)» .[5]
Согласно пункту 5 статьи 37 Общей части НК неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством. При этом с учетом норм пункта 1 статьи 36 Общей части НК обязанность уплачивать местные налоги и сборы, установленные местными Советами депутатов, признается налоговым обязательством.
Таким
образом, можно говорить о законодательном
закреплении регулирования
3
Законодательное
регулирование отдельных
видов местных
налогов и сборов
3.1
Налог за владение
собаками
Налог за владение собаками является налогом, который существовал и в 2009 г.
В
2009 году владение собаками и (или) использование
их в предпринимательской
Плательщиками
налога за владение собаками признаются
только физические лица. В статье 270
НК установлены объекты
Объектом налогообложения является владение собаками в возрасте 3 месяцев и старше. При этом налоговая база определяется как количество указанных собак на 1-е число первого месяца налогового периода. При этом налоговым периодом признается календарный квартал.
Как и в 2009 году, налоговые ставки по этому налогу установлены в зависимости от объекта налогообложения в размерах, кратных базовой величине. При этом в п. 3 ст. 270 НК установлены предельные размеры ставок. Допустимые размеры ставок установлены в зависимости от высоты собаки в холке:
до 40 сантиметров - в размере не более 0,5 базовой величины за каждый месяц налогового периода;
от 40 до 70 сантиметров - в размере не более 1 базовой величины за каждый месяц налогового периода;
70
и более сантиметров, а также
если породы собак включены
в перечень потенциально
Перечень потенциально опасных пород собак утвержден Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 12.12.2001 № 40 «О некоторых вопросах разведения, содержания, ввоза в Республику Беларусь, а также обучения владельцев потенциально опасных пород собак». В данный перечень включены: айну, акабаш, американский пит-бультерьер, американский стаффордширский терьер, анатолийский карабаш, английский мастиф, бельгийский мастиф, бордосский дог, бульмастиф, бультерьер, восточноевропейская овчарка, горская гончая, грецкая овчарка, доберман Владека Рошины, доберман-пинчер, ирландский волкодав, кавказская овчарка, канарская собака (перро де пресо канарио), кангал, кане-норсо, кенгуровая собака, карельская медвежья собака, лангедокская пастушья собака, леопардовая гончая, маремма (маремоанхо-абруцкая пастушья собака), мальорский бульдог (терро де мальоркин), московская сторожевая, немецкая овчарка, немецкий дог, овчарка Дауфмана, ризеншнауцер, ротвейлер, румынская овчарка, среднеазиатская овчарка, супердог и його помесь с майконгом, тоса-ину (японская бойцовская собака), фила бразильеро, черный терьер, шарпей (китайская бойцовская собака), южнорусская овчарка. [13, c. 185]
При исчислении налога принимается размер базовой величины, установленной на 1-е число первого месяца налогового периода (квартала).
Уплата производится путем внесения сумм налога организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда, одновременно с внесением платы за пользование жилым помещением (платы за техническое обслуживание). Названные организации производят прием уплаченных сумм налога за владение собаками и их перечисление в бюджет не позднее 27-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом). Кроме того, такие организации не позднее 30-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом), представляют в налоговый орган по месту постановки на учет информацию о перечислении данного налога. Информация представляется в произвольной форме. Налоговая декларация (расчет) по налогу за владение собаками не представляется.
В 2009 году сроки представления налоговой декларации (расчета) по данному сбору, а также их уплаты устанавливались непосредственно в нормативных правовых актах местных Советов депутатов.
Как
и в 2009 году, предусмотрено, что суммы
данного налога не включаются индивидуальными
предпринимателями в затраты по производству
и реализации товаров (работ, услуг), имущественных
прав, учитываемые при налогообложении.
3.2
Курортный сбор
По сравнению с 2009 г. не претерпел существенных изменений и порядок исчисления и уплаты курортного сбора, который установлен в главе 32 НК.
Объектом
налогообложения курортным
Плательщиками курортного сбора являются физические лица. Не уплачивается курортный сбор лицами, направляемыми на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.
Налоговая база для исчисления курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов налоговой базы.
В
НК, в ст. 279, предусмотрен также порядок
уплаты курортного сбора. Уплата курортного
сбора производится физическими
лицами путем внесения сумм сбора
санаторно-курортным или
Установлено также, что налоговая декларация (расчет) по курортному сбору не представляется.
Следует
отметить, что в 2009 году сроки представления
налоговой декларации (расчета) по курортному
сбору, а также его уплаты устанавливались
непосредственно в нормативных правовых
актах местных Советов депутатов.
3.3
Сбор с заготовителей
С 1 января 2010 г., как и ранее, продолжает уплачиваться сбор с заготовителей. Порядок его исчисления и уплаты установлен в главе 33 НК.
Объектом налогообложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование. [4, ст. 282] Следует отметить, что из перечня объектов обложения с 1 января 2010 г. исключено осуществление промысловой заготовки (закупки) сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками
сбора с заготовителей по-
Налоговая база для исчисления сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки) продукции, исчисленная исходя из заготовительных (закупочных) цен.
Налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов налоговой базы.
Сумма сбора с заготовителей так же, как и ранее, включается в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.