Лекции по "Теории налогообложения"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 04:38, курс лекций

Описание работы

1. Общие теории налогообложения.
2. Частные теории налогообложения.

Работа содержит 1 файл

Общие теории налогообложения.doc

— 78.50 Кб (Скачать)
  1. Общие теории налогообложения.

Исследуют только вопросы  о природе налогов в целом. 

1)теория обмена (Средневековье). 

Налог рассматривается  как плата государству за получение  гражданами общественных благ, т.е. налоги носят возмездный характер; 

Эта теория соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.

 

2) атомистическая  теория (эпоха Просвещения; Монтескье,  Гоббс, Вольтер, Мирабо).  
Разновидность теории обмена, поэтому налог рассматривается как результат договора между государством и гражданами. Таким образом, сохраняется возмездность налога, но привносится юридический аспект оформления сделки; 

Налоги выступают как  обязательная плата общества за мир  и выгоды гражданам. Происходит обмен  одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. 

 

3) теория жертвы  и наслаждения (первая половина XIX века; Ж. Симонд де Сисмонди).  
Собственник извлекает наслаждение от богатства, а, следовательно, с помощью жертвы, т.е. налога, покупает у государства гарантии и сохранность такого наслаждения (возмездный характер сохраняется); 

налог является одновременно и жертвой, и наслаждением. Основатель этой теории швейцарский экономист  Ж. Сисмонд де Сисмонди писал: «При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает ни что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждения доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять-таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком».

 

4) теория налога  как страховой премии (первая  половина XIX века; МакКухолл, Тьер).  
Налог рассматривается как страховая премия государству за сохранность имущества и доходов; 

 

5) классическая  теория (вторая половина XVIII века; Смит). 

Цель налогов  – содержание правительства, а, следовательно, налог – основная разновидность  доходов казны. Основная функция  – фискальная; 

Адам  Смит: теория налогообложения

Основоположником  теории налогообложения можно назвать  шотландского экономиста и философа Адама Смита. В вышедшей в 1776 году книге “Исследование о природе и причинах богатства народов” он писал: “Поданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.

Каждый налог  должен взиматься в то время или  тем способом, когда и как плательщику  должно быть удобнее всего платить  его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству…”.

В своей книге  А. Смит определил основные принципы налогообложения, которые не устарели и до нашего времени.

  1. Принцип справедливости, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам.
  2. Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были точно заранее известны плательщику.
  3. Принцип удобности предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наиболее удобства для налогоплательщика.
  4. Принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

 

6) кейнсианская теория (первая  треть XX века).  
Налоги рассматриваются как инструмент экономического воздействия на реальный сектор экономики, при этом, цель такого инструмента – регулирование инвестиционных потоков, а также структуры национальной экономики. Однако Кейнс считал, что регулировать посредством налогов необходимо пассивные сбережения граждан; 

Кейнсианская  теория  была основана на разработках англ эк-тов Дж.Кейнса и его последователей.

Центральная мысль этой теории состояла в том, что налоги являются главным рычагом регулирования эк-кой и выступают одной из слагаемых ее успешного разв-я. По мн.Кейнса, изложенному им в его книке «Общая теория занятости, процента и денег» (1936г), эк-й рост зависит от ден-х сбережений только в усл-ях полной занятости. Однако полной занят-ти практически невозм-но достичь. В этих усл-ях большие сбережения мешают эк-му росту, поскольку они не вкладыв-ся в произ-во и предст-ют собой пассивный ист-к дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения должны изыматься с помощью налогов. Т.о.налоги уменьшают неблагоприятные факторы развития экономики. Осн-ой тезис неоклассической теории –преимущества свободной конкуренции и возм-ти реш-я всех народохоз-ых проблем при помощи рын мех-зма. Дж.Миль отводил гос-ву косвенную роль в регулировании эк-х процессов, считая гос-во дестаб-щим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-ден политике цен бумаг, не учитывая бюдж и налог политики, неоклассики полагают, что о.т. б.создан эф-ый мех-зм перераспределения дохода.

А.Пигу(неокл-сик):экон.теория благосост-я.

Эта теория рассм-ет проблему распределения нац-го дохода. А.Пигу разработал принцип «наименьшей совокупной жертвы». Осн постулаты: экон. равенство способствует достижению максимума благосостояния. Пигу детально разр-л и предл-л сис-му оптимального НО. Исходный принцип устан-я налог ставок – принцип «наим совок жертвы». В соотв-ии с ним он обосновывает необх-ть прогрессивной сис-мы НО. Тж.он обосновывает идею перераспр-я средств, перхода богатства «от богатых к бедным». Для этого предлагает исп-ть льготные цены на товары, ввести налог на наследство. В рез-те перераспр-я сумма удовл-я бедных слоев возрастает больше, чем уменьшается сумма удовл-я богатых.

 

7) монетаристская теория (середина XX века; Фридман).  
Аналогично Кейнсу рассматривает налоги как регулятор экономики, но считает, что через налоги должно регулироваться денежное обращение; 

Разработанная в 1912  г.  профессором  Чикагского университета М.  Фридманом теория монетаризма предлагает ограничить роль государства только той деятельностью,  которую кроме него никто не может осуществить,  регулированием денежной массы в обращении. Кроме того, монетаристы допускают возможность государственного регулирования процентных банковских ставок и ставок налогов (в сторону их снижения). В остальном они предлагают не допускать государство к созданию национального богатства, регулированиюобъемов производства, занятости и цен, поскольку оно (государство) с каждым годом, как правило, увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции.

8) экономика предложения  (80-е гг. XX века; Лаффер, Бернс, Стейн).  
Рассматривают налоги как фактор регулирования экономики, но этот регулятор – возможность управления деловой активностью налогоплательщиков.

В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета  приводит к бурному росту предпринимательской  и инвестиционной деятельности. В  рамках этой теории американский экономист  А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

 

На кривой Лаффера  отмечают следующие критические  точки: 
   - ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет; 
   - ставка налога равна 100 %: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»). 
   При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать. 
   В точке А при значении rдостигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rсчитается оптимальным уровнем ставки налога; ТА - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет. Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с rA, то произойдёт не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r> r, ТВ < ТА , поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности. 
   Суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например, в точке B), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (rA) в краткосрочный период приведёт к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде - к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдёт переход предприятий из «теневой экономики» в легальную.

 

  1. Частные теории налогообложения. 

Занимаются формированием  сбалансированной, справедливой системы  налогообложения.

1) теория соотношения  косвенных и прямых налогов: 

а) раннее Средневековье  – считалось, что косвенные налоги играют негативную роль, а потому налоговая система должна содержать исключительно прямые налоги; 

б) конец средних веков  – доказывалась необходимость только косвенных налогов; 

в) конец XIX века – доказывалась необходимость и косвенных, и  прямых налогов; 

Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос, каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм; 

 

2) теория единого  налога. 

Считается, что один источник налога должен облагаться только одним  видом налога; 

В основе которой лежит  мысль, что налоги уплачиваются из единого  источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода; 

 

3) теория соотношения  пропорционального и прогрессивного  налогообложения.  
Приверженцами пропорционального налогообложения являлись обеспеченные слои населения, прогрессивного – малообеспеченные; 

4) теория переложения  налогов (середина XVII века). 

Исследует распределение  налогового бремени в процессе производства, обмена и потребления. Считалось, что  переложение возникает только в  процессе обмена, а поэтому справедливость распределения налогового бремени  зависит от эластичности спроса и  предложения и от форм налогообложения.  
Таким образом, при формировании справедливой налоговой системы, необходимо применять те налоги, которые зависят от доходов различных категорий населения.

 

 

 

Земельный налог относится к местным налогам. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

[править]Объект налогообложения

Налогом облагаются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. 
Не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда;
  • земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база

Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

0,3 процента  от кадастровой стоимости в  отношении земельных участков:

  • отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
  • предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;

Информация о работе Лекции по "Теории налогообложения"