Косвенные налоги

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:11, контрольная работа

Описание работы

Актуальность исследования данной темы на современном этапе развития косвенного налогообложения состоит в том, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения и расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковым являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:

- от них труднее уклонится;

- с ними связано меньше экономических нарушений;

- они меньше сокращают стимулы к труду;

- в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары - заменители, они оставляют за потребителем право выбора;

- для них характерна анонимность.

Содержание

1. Функции налогов

2. Акцизы

3. Налог на добавленную стоимость

4. Заключение

Работа содержит 1 файл

косвенные налоги.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Косвенные налоги 
 

Содержание: 

1.   Функции налогов

2.   Акцизы

3.   Налог на добавленную стоимость                                                          

4.   Заключение 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Актуальность  исследования данной темы на современном этапе развития косвенного налогообложения состоит в том, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения и расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковым являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:

     - от них труднее уклонится;

     - с ними связано меньше экономических нарушений;

     - они меньше сокращают стимулы к труду;

     - в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары - заменители, они оставляют за потребителем право выбора;

     - для них характерна анонимность.                                                                                  

               
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Функции налогов 

     Налоги - обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.

     Социально-экономическая  сущность и роль налогов проявляется в их функциях, то есть в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства. Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется  общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов.

     Налоги  используются всеми государствами  с рыночной экономикой как метод  прямого влияния на бюджетные  отношения и опосредованного (через  систему льгот и санкций) воздействия  на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

     С этих позиций налогообложение выполняет  четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов: фискальная, социальная, регулирующая и контрольная.

     Фискальная  функция обеспечивает перераспределение  части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция  проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному долгу.

     Перераспределение средств с помощью фискальной функции с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных  программ, с другой - не нарушить нормальный ход воспроизводства.

     Социальная  функция реализуется через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения.

     Регулирующая  функция нацелена на решение тех  или иных задач налоговой политики государства посредством использования  налоговых механизмов.

     Контрольная функция позволяет государству  отслеживать своевременность и  полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

     Функции налогов тесно взаимосвязаны. Рациональность действующего законодательства определяется и степенью относительного равновесия функций. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована.

     Налоговая система России включает различные виды налогов. В основу их классификации положены разные признаки. Основную группу составляют прямые и косвенные налоги.

     Прямые  налоги устанавливаются непосредственно  на доход и имущество.

     Косвенные налоги взимаются путем включения  их в цену товара как своеобразные надбавки (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж и др.). Они подразделяются на:

  • косвенные индивидуальные налоги, которыми облагаются определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды высокодоходных товаров);
  • косвенные универсальные налоги, которыми облагаются все товары, работы и услуги за исключением некоторых, как правило социально-значимых, товаров.

     К этой группе налогов относятся также  таможенные пошлины. Главная особенность  косвенных налогов заключается  в том, что их тяжесть перекладывается на конечного потребителя. Другой особенностью является то, что эти налоги хорошо собираемы, так как включены в состав цены и от них трудно уклониться. Именно в силу этого на первом месте в перечне федеральных налогов и сборов, установленных Налоговым кодексом, стоят косвенные налоги - налоги на добавленную стоимость и акцизы.

     Однако  косвенные налоги не всегда можно  переложить на потребителя. Так, повышение  цены от введения налога на добавленную  стоимость и (или) налога с продаж приводит, как правило, к снижению спроса и сокращению объема продаж. Для сбыта продукции продавец вынужден идти на снижение цены, уплачивая тем самым косвенный налог из своей прибыли. В этом случае косвенный налог в той или иной степени становится прямым налогом. 

     Акцизы 

     Термин "косвенные налоги" встречается  и в законодательстве советского периода и в российском законодательстве постсоветского периода. Наиболее известные примеры использования понятия "косвенные налоги" связаны с законодательством об акцизах. Например, в п. 7 Декрета СНК РСФСР от 15.02.1923 "О порядке наложения взысканий за нарушение Постановлений о косвенных налогах (акцизах)" устанавливалось, что акциз и патентный сбор, взыскиваемые с нарушителей постановлений о косвенных налогах, обращаются полностью в доход казны.

     В российском законодательстве, принятом в рамках налоговой реформы начала 90-х годов, на законодательном уровне к косвенным налогам прямо  относились только акцизы. Статьей 1 Закона РФ от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" устанавливалось, что акцизы - это косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции). В настоящее время акцизы установлены 22-й главой второй части Налогового кодекса РФ.

     Акцизы  устанавливаются на товары массового  спроса. Это косвенные налоги, включаемые в цену товаров определенного перечня и оплачиваемые покупателями. В отличие от многоступенчатого НДС акцизы уплачиваются в бюджет один раз, ими облагается вся стоимость продукции.

     Акцизы  выполняют двоякую роль; во-первых, они - один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это - средство регулирования спроса и предложения, а также средство ограничения потребления. Акцизы препятствуют образованию сверх высоких прибылей, поэтому ими облагаются компании, добывающие минеральное сырье и производящие спирт.

     Для снижения налоговой нагрузки на малообеспеченные слои населения в число подакцизных  товаров обычно включают предметы роскоши (меха, ювелирные изделия и т. п.). Посредством акцизов ограничивается потребление социально вредных  товаров (спиртные и табачные изделия). В отношении акцизного обложения товаров народного потребления действует система льгот.

     Акцизы  платят организации и предприниматели, которые осуществляют определенные операции с подакцизными товарами. По Налоговому кодексу (ст.181) к числу  этих товаров относятся:

     1.   Этиловый спирт из всех видов сырья. Не облагается акцизами коньячный спирт;

     2.    спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии и др. жидкости) крепостью более 9%, кроме:

     ·     зарегистрированных в Минздраве лекарственных средств, разлитых в емкости не более 100 мл;

     ·     лекарственных средств, изготавливаемых аптеками по индивидуальным рецептам и требованиям и разлитых в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств;

     ·     зарегистрированных в Минсельхозе ветеринарных препаратов, разлитых в емкости не более 100 мл;

     ·     зарегистрированной в Минздраве парфюмерно-косметической продукции, разлитой в емкости не более 270 мл;

     ·     зарегистрированный в Минсельхозе отходов производства спирта и алкогольной продукции, направляемых с разрешения этого министерства на дальнейшую переработку или используемых в технических целях;

     ·     товаров бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке;

     3. алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяк, вино и иная пищевая продукция с крепостью более 1,5%, за исключением виноматериалов);

     4. пиво;

     5. табачная продукция;

     6. ювелирные изделия;

     7. легковые автомобили, а также  мотоциклы мощностью более 112,5 КВт (150 л.с.);

     8.автомобильный бензин и дизельное топливо4

     9. моторные масла для дизельных  и карбюраторных двигателей;

     10. природный газ.

     Объектом  налогообложения являются операции с подакцизными товарами, перечисленные ниже:

     1.   Реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров, в том числе реализация предметов залога и передачи подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации;

     2.   реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной от налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций;

     3.   продажа лицами переданным им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных или бесхозяйственных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;

     4.   передача на территории РФ лицом произведенных им из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам, в том числе получение указанных подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья;

     5.   передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением операций, указанных в подпунктах 2, 3 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса;

     6.   передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

     7.   передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;

     8.   передача на территории РФ организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику указанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора или разделе такого имущества;

     9.   передача производственных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

     10.ввоз  подакцизных товаров на территорию  РФ;

Информация о работе Косвенные налоги