Контрольная работа по "Правоведению"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 21:09, контрольная работа

Описание работы

Теория государства и права - это наука, которая изучает государство и право в их историческом развитии. Предметом науки теории государства и права являются объективные свойства государства и права, отличающихся от всех других общественных явлений, а также закономерности их возникновения, функционирования и развития как относительно самостоятельных общественных институтов.

Содержание

Предмет теории права и государства. 3
02-6. Классификация норм права по методу правового

регулирования. 7

03-2. Виды правонарушений. 10

04-3. Патриархальная теория. Функции государства. 14

05-8. Система и структура органов государственной власти РФ. 18

06-5. Субъекты административного права. 22

07-9. Гражданско-правовая ответственность. 26

08-4. Понятие и признаки преступления. 30

09-9. Понятие, признаки и функции заработной платы. 32

10-4. Основные права ребенка. Права и обязанности родителей. 35

Список литературы 41

Работа содержит 1 файл

право конр.раб..doc

— 215.00 Кб (Скачать)

    В Китае эту теорию развивал Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Он рассматривал государство  как большую семью. Власть императора уподоблялась власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как это принято в семье.

    В XVII веке с тех же позиций обосновывалось существование абсолютизма в Англии в сочинениях английского социолога Р. Фильмера "Патриархия, или защита естественного права королей" (1642), "Патриарх" (1680). Р. Филмер в своей работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, а он, в свою очередь, получил свою власть от бога. Адам был не только отцом человечества, но и его властелином. Монархи являются преемниками Адама и унаследовали от него свою власть.

    Так происхождение государства и  теория "божественного права королей" выводились из изначального патриархата.

    Средневековые светские феодалы также прибегали  к патриархальной теории происхождения государства и права для обоснования неограниченной власти монарха - отца своих подданных и всей нации.

    Позднее эта теория получила свое отражение  в высказываниях одного из теоретиков народничества в России, социолога  Н.К. Михайловского (1842-1904), а на Западе - английского историка права Г. Мэна и других.

    Государственная власть, по мнению сторонников патриархальной теории, есть ничто иное, как продолжение отцовской власти. Власть государя, монарха - это патриархальная власть главы семьи. Патриархальная теория служила в средние века обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха. Как и отец в семье, так и монарх в государстве не выбирается.

    Характерно, что не существует ни одного исторически  достоверного свидетельства подобного  способа возникновения государства  и права. Напротив, считается установленным, что патриархальная семья как  исторически закономерное явление возникает в процессе разложения первобытнообщинного строя, вместе с государством.

    Однако, данная теория получила современное звучание в идее государственного патернализма, т.е. принятии государством на себя заботы о своих гражданах и подданных в случаях наступления неблагоприятной для них ситуации - болезни, инвалидности, безработицы и др. Позитивным в патриархальной теории было то, что ее сторонники, в частности Н. Михайловский, призывали устранять из жизни все безнравственное, вредное, неразумное по отношению к человеку. А это возможно лишь в обществе, которое построено по типу семейных отношений.

    В теории государства наиболее распространено и признаваемо членение функций на внутренние и внешние, т. е. определение деятельности государства по отношению к обществу, особой организацией которого и является государство (внутренняя функция), и по отношению к другим государственно-организованным обществам, другим государствам (внешняя функция).

    Внутренние  функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества.

    1. Экономическая функция выражается  в выработке и координации  государством стратегических направлений  развития экономики страны в  наиболее оптимальном режиме.

    Существует  два основных экономических метода государственного регулирования:

    - определенная и достаточно жесткая налоговая политика, которая позволяет государству успешно решать его социальные задачи, а также перераспределять часть национального дохода в целях более сбалансированного развития производительных сил общества;

    - создание наиболее благоприятных условий хозяйствования в приоритетных отраслях экономики, развитие которых дает наибольшую выгоду обществу в целом.

    2. Социальная функция государства  призвана обеспечить социальную  защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.

    3. Функция финансового контроля  выражается в выявлении и учете  государством доходов производителей. По закону часть этих доходов в виде налогов направляется в государственный бюджет для удовлетворения социальных и других общегосударственных нужд. Государство осуществляет контроль за правильностью расходование налогов.

    4. Функция охраны правопорядка  - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.

    5. Природоохранительная (экологическая)  функция - жизненно важная деятельность  любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно - чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).

    6. Функция государства по обороне  страны от внешнего нападения  составляет важное направление его деятельности. История подтверждает, что на всех этапах развития государственно-организованного общества существовала объективная необходимость защиты от внешних агрессоров свободы и независимости страны, ее суверенитета и территориальной целостности.

    Оборонная деятельность государства базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений: укрепление оборонной мощи страны; повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооруженных сил (резервов).

    Внешние функции государства представляют собой основные направления его деятельности на международной арене. Они призваны решать следующие внешние задачи государства: установление и поддержание нормальных отношений с другими государствами и обеспечение обороны страны от возможной внешней агрессии. В соответствии с указанными задачами различаются две основные внешние функции государства: взаимовыгодное сотрудничество со всеми другими государствами мирового сообщества и оборона страны от нападения извне.

    Взаимовыгодное  сотрудничество с другими государствами - это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие равноправных экономических, политических, культурных и других отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с конкретными и общими интересами всех государств.

    Важное  место в межгосударственном экономическом  сотрудничестве занимают международное разделение труда, кооперирование и специализация производства, обмен новейшими технологиями, координация товарооборота, развитие кредитно-финансовых связей. Общую координацию международного экономического сотрудничества осуществляет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения.

    Экономическое сотрудничество осуществляется также  на основе двусторонних договоров между  государствами. Однако такое сотрудничество ограничено экономическими возможностями  только данных государств.

    Внешняя деятельность государств современности  базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности  всех народов, входящих в мировое  сообщество. 
 

    05-8. Система и структура  органов государственной власти РФ.       

    Орган государственной  власти - это структурное звено государственного аппарата, наделенное государственно-властными полномочиями, и уполномоченное государством на осуществление его задач и функций и действующее в установленном порядке.

    Исходя  из установленного Конституцией РФ принципа разделения властей, система органов  государственной власти по функциональному  принципу делится на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Органы  законодательной власти - Федеральное собрание РФ в составе двух палат: Государственной думы и Совета Федерации, парламенты - законодательные и представительные органы республик в составе Российской Федерации: Государственный совет Татарстана, Народный хурал Бурятии, Государственное собрание (курултай) Башкортостана и т.д.; законодательные представительные органы других субъектов Федерации (краевые, областные, городские думы или законотворчества собрания и т.д.).

    Основная  их функция - осуществление общефедерального или регионального законодательства, принятие законов. Все органы законодательной  власти являются выборными, т.е. формируются  на самой демократической основе путем всеобщего, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. На общефедеральном уровне орган законодательной власти представляет население всей страны, а законодательные органы субъектов Федерации представляют население только этих субъектов.

    Кроме законодательной функции, эти органы осуществляют финансово-бюджетные полномочия на соответствующем уровне, а также контроль за деятельностью исполнительных органов власти; хотя последняя функция на всех уровнях развита явно недостаточно и в большинстве случаев не имеет принципиального значения.

    Законодательные органы на всех уровнях являются органами коллегиального характера, которые  принимают решения большинством голосов и решения которых  носят обязательный характер. Система  органов законодательной власти не является иерархически подчиненной, но это не значит, что не должно быть определенной координации законодательства субъектов Федерации и самой Федерации.

    Работа  депутатов в законодательных  органах в подавляющем большинстве  случаев осуществляется на профессиональной основе, что означает, что депутаты не могут заниматься никакой другой деятельностью или получать какие-либо дополнительные доходы, кроме зарплаты депутата. Профессионализм депутатов должен гарантировать в данном случае их независимость от любых юридических или физических лиц.

    Органы исполнительной власти - это Правительство РФ, Правительства республик в ее составе, Правительства в ряде субъектов (Москва, Санкт-Петербург и другие), администрации краев, областей, автономных округов. Кроме того, к ним относятся министерства, государственные комитеты и иные органы исполнительной власти, включая их подразделения в субъектах Федерации, а также комитеты, отделы, управления и другие подразделения исполнительной власти в субъектах Федерации.

    Основное  назначение органов исполнительной власти - деятельность по организации исполнения Конституции, других законов и иных правовых нормативных актов, исполнение государственного бюджета, программ экономического и социального развития, а также решение различных оперативных вопросов, входящих в компетенцию органов исполнительной власти. Эти органы обладают также полномочиями распорядительного характера, т.е. могут распоряжаться материальными, финансовыми и иными ресурсами, управлять государственным имуществом и т.д.

    Органы  исполнительной власти подразделяются на:

  • органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);
  • органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

    В отличие от органов законодательной  власти органы исполнительной власти РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это означает не только координацию  деятельности этих органов, но и обязательность указаний и решений федеральных исполнительных органов для исполнительных органов субъектов Федерации.

    В системе органов государственной  власти Правительству Российской Федерации  принадлежит особое место. Конституционному положению Правительства РФ в  системе органов государственной власти посвящена отдельная шестая глава Конституции. В соответствии с принципом разделения властей Правительство РФ осуществляет только исполнительную власть. Конституция РФ относит Правительство к органам, которым предоставлено право осуществлять государственную власть, наряду с Президентом, Федеральным Собранием и судами. Это означает, что правительство - это орган государственной власти, который занимает свое особое место в этой системе и взаимодействует с другими субъектами государственной власти (Президентом, Федеральным собранием, судами).

Информация о работе Контрольная работа по "Правоведению"