ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Тюменский
государственный нефтегазовый университет»
Технологический
институт
Контрольная
работа
По дисциплине:
«Налоги и налогообложение»
Вариант
5
Выполнил: ст. грЭПТз-07-01,
Тюмень,2011
Содержание
- Органы
налоговой службы России, их права
и обязанности………………..3
- Виды налоговых
льгот, условия их применения…………………………...12
Список литературы……………………………………………………………..18
- Органы
налоговой службы
России, их права
и обязанности.
Статьей
9 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее по тексту – НК РФ) к налоговым
органам отнесены федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области
налогов и сборов (ФНС), и его
территориальные органы.
В
соответствии со статьей 30 НК РФ налоговые
органы составляют единую централизованную
систему контроля за:
- соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
- правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет налогов
и сборов,
- в случаях,
предусмотренных законодательством Российской
Федерации, за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующий бюджет иных обязательных
платежей.
В
указанную систему входят федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области
налогов и сборов, и его территориальные
органы.
Органы
власти и управления Российской Федерации
включают в себя три основных уровня
– федеральный уровень, уровень
субъектов федерации и местный
уровень. В настоящее время также
практически сформировался четвертый
уровень – уровень федерального
округа.
В
соответствии с этой схемой строится
и система налоговых органов.
На федеральном уровне функционирует
Федеральная налоговая служба России
(центральный аппарат, 8 межрегиональных
инспекций ФНС России по крупнейшим
налогоплательщикам, межрегиональная
инспекция ФНС России по централизованной
обработке данных, ГНИВЦ, ряд государственных
унитарных предприятий ФНС России).
На уровне федеральных округов создано
7 межрегиональных инспекций ФНС
России. На уровне субъектов федерации
созданы Управления ФНС России; на
местном уровне – инспекции ФНС
по районам, районам в городах
и городам без районного деления.
В состав Управлений ФНС России могут
входить межрайонные инспекции.
Налоговые
органы действуют в пределах своей
компетенции и в соответствии
с законодательством Российской
Федерации. Налоговые органы осуществляют
свои функции и взаимодействуют
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления и государственными
внебюджетными фондами посредством
реализации полномочий, предусмотренных
НК РФ и иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.
Налоговый
кодекс Российской Федерации устанавливает
права и обязанности налоговых
органов, относящиеся ко всей системе
ФНС России. Однако, в реальной жизни,
эти права и обязанности распределены
между уровнями налоговой системы
неравномерно. Часть из них относится
к аппаратам управления налоговой
системой (ФНС и Управления ФНС).
Другая часть больше свойственна
инспекциям ФНС.
В
соответствии со статьей 31 НК РФ, налоговые
органы имеют право:
- Требовать
в соответствии с законодательством о
налогах и сборах от налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента
документы по формам, установленным государственными
органами и органами местного самоуправления,
служащие основаниями для исчисления
и уплаты (удержания и перечисления) налогов,
сборов, а также документы, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты (удержания и перечисления) налогов,
сборов. Порядок истребования документов
у налогоплательщиков и налоговых агентов
установлен статьями 93 и 93.1 НК РФ.
- Проводить
налоговые проверки в порядке, установленном
НК РФ. Порядок проведения и оформления
результатов налоговых проверок установлен
статьями 87 – 89 и 99 - 1011 НК РФ.
- Производить
выемку документов у налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента
при проведении налоговых проверок в случаях,
когда есть достаточные основания полагать,
что эти документы будут уничтожены, сокрыты,
изменены или заменены. Порядок проведения
выемки регламентирован статьей 94 НК РФ.
- Вызывать
на основании письменного уведомления
в налоговые органы налогоплательщиков,
плательщиков сборов или налоговых агентов
для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием
и перечислением) ими налогов и сборов
либо в связи с налоговой проверкой, а
также в иных случаях, связанных с исполнением
ими законодательства о налогах и сборах.
- Приостанавливать
операции по счетам налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента
в банках и налагать арест на имущество
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента в порядке, предусмотренном
НК РФ. Порядок приостановления операций
по счетам плательщиков установлен статьей
76 НК РФ, а ареста имущества – статьей
77 НК РФ.
- В порядке,
предусмотренном статьей 92 НК РФ, осматривать
любые используемые налогоплательщиком
для извлечения дохода либо связанные
с содержанием объектов налогообложения
независимо от места их нахождения производственные,
складские, торговые и иные помещения
и территории, проводить инвентаризацию
принадлежащего налогоплательщику имущества.
Порядок проведения инвентаризации имущества
налогоплательщика при налоговой проверке
утверждается Министерством финансов
Российской Федерации.
- Определять
суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками
в бюджетную систему Российской Федерации,
расчетным путем на основании имеющейся
у них информации о налогоплательщике,
а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках
в случаях:
- отказа налогоплательщика
допустить должностных лиц налогового
органа к осмотру производственных, складских,
торговых и иных помещений и территорий,
используемых налогоплательщиком для
извлечения дохода либо связанных с содержанием
объектов налогообложения,
- непредставления
в течение более двух месяцев налоговому
органу необходимых для расчета налогов
документов, отсутствия учета доходов
и расходов,
- учета объектов
налогообложения или ведения учета с нарушением
установленного порядка, приведшего к
невозможности исчислить налоги.
- Требовать
от налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей
устранения выявленных нарушений законодательства
о налогах и сборах и контролировать выполнение
указанных требований.
- Взыскивать
недоимки, а также пени и штрафы в порядке,
установленном НК РФ. Порядок взыскания
налогов и пеня установлен статьями 46
– 48 НК РФ.
- Требовать
от банков документы, подтверждающие факт
списания со счетов налогоплательщика,
плательщика сбора или налогового агента
и с корреспондентских счетов банков сумм
налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления
этих сумм в бюджетную систему Российской
Федерации. Ответственность банков за
нарушения законодательства о налогах
и сборах установлена статьями 132 – 136
НК РФ.
- Привлекать
для проведения налогового контроля специалистов,
экспертов и переводчиков в соответствии
со статьями 95, 96, 97 НК РФ.
- Вызывать
в качестве свидетелей лиц, которым могут
быть известны какие-либо обстоятельства,
имеющие значение для проведения налогового
контроля. Участие свидетеля в делах о
налоговых правонарушениях установлено
статьей 90 НК РФ.
- Заявлять
ходатайства об аннулировании или о приостановлении
действия выданных юридическим и физическим
лицам лицензий на право осуществления
определенных видов деятельности.
- Предъявлять
в суды общей юрисдикции или арбитражные
суды иски:
- о взыскании
недоимки, пеней и штрафов за налоговые
правонарушения в случаях, предусмотренных
НК РФ;
- о возмещении
ущерба, причиненного государству и (или)
муниципальному образованию вследствие
неправомерных действий банка по списанию
денежных средств со счета налогоплательщика
после получения решения налогового органа
о приостановлении операций, в результате
которых стало невозможным взыскание
налоговым органом недоимки, задолженности
по пеням, штрафам с налогоплательщика
в порядке, предусмотренном НК РФ;
- о досрочном
расторжении договора об инвестиционном
налоговом кредите;
- в иных случаях,
предусмотренных НК РФ (В частности, пунктом
1 статьи 48 НК РФ установлено право налоговых
органов обращаться в суд в случае неисполнения
налогоплательщиком – физическим лицом
в установленный срок обязанности по уплате
налога. В соответствии с пунктом 1 статьи
45 НК РФ, взыскание налога с организации
не может быть произведено в бесспорном
порядке, если обязанность по уплате налога
основана на изменении налоговым органом
юридической квалификации сделок налогоплательщика
с третьими лицами или юридической квалификации
статуса и характера деятельности налогоплательщика
– эта норма предполагает судебный порядок
взыскания налога.).
Налоговые
органы осуществляют также другие права,
предусмотренные НК РФ.
Вышестоящие
налоговые органы вправе отменять и
изменять решения нижестоящих налоговых
органов в случае несоответствия
указанных решений законодательству
о налогах и сборах.
В
соответствии с Налоговым кодексом
РФ (статья 32), налоговые органы обязаны:
- Соблюдать
законодательство о налогах и сборах.
- Осуществлять
контроль за соблюдением законодательства
о налогах и сборах, а также принятых в
соответствии с ним нормативных правовых
актов. Понятие и общие правила налогового
контроля приведены в статьях 82 – 105 НК
РФ.
- Вести в установленном
порядке учет организаций и физических
лиц.
- Бесплатно
информировать (в том числе в письменной
форме) налогоплательщиков, плательщиков
сборов и налоговых агентов о действующих
налогах и сборах, законодательстве о
налогах и сборах и о принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов,
полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также представлять формы налоговых
деклараций (расчетов) и разъяснять порядок
их заполнения.
- Руководствоваться
письменными разъяснениями Министерства
финансов Российской Федерации по вопросам
применения законодательства Российской
Федерации о налогах и сборах.
- Сообщать
налогоплательщикам, плательщикам сборов
и налоговым агентам при их постановке
на учет в налоговых органах сведения
о реквизитах соответствующих счетов
Федерального казначейства, а также в
порядке, определяемом федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, доводить до налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых агентов
сведения об изменении реквизитов этих
счетов и иные сведения, необходимые для
заполнения поручений на перечисление
налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную
систему Российской Федерации.
- Принимать
решения о возврате налогоплательщику,
плательщику сбора или налоговому агенту
сумм излишне уплаченных или излишне взысканных
налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять
оформленные на основании этих решений
поручения соответствующим территориальным
органам Федерального казначейства для
исполнения и осуществлять зачет сумм
излишне уплаченных или излишне взысканных
налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке,
предусмотренном статьями 78 и 79 НК РФ.
- Соблюдать
налоговую тайну, определение которой
дано в статье 102 НК РФ, и обеспечивать
ее сохранение.
- Направлять
налогоплательщику, плательщику сбора
или налоговому агенту копии акта налоговой
проверки и решения налогового органа,
а также в случаях, предусмотренных НК
РФ, налоговое уведомление и (или) требование
об уплате налога и сбора. Порядок отправки
этих документов регламентирован соответственно
пунктом 4 статьи 100, пунктом 5 статьи 101,
52 и статьями 69 – 70 НК РФ.
- Представлять
налогоплательщику, плательщику сбора
или налоговому агенту по его запросу
справки о состоянии расчетов указанного
лица по налогам, сборам, пеням и штрафам
на основании данных налогового органа.
Запрашиваемая справка представляется
в течение пяти дней со дня поступления
в налоговый орган соответствующего письменного
запроса налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента.
- Осуществлять
по заявлению налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента совместную
сверку сумм уплаченных налогов, сборов,
пеней и штрафов.
- По заявлению
налогоплательщика, плательщика сбора
или налогового агента выдавать копии
решений, принятых налоговым органом в
отношении этого налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента.
Налоговые
органы несут также другие обязанности,
предусмотренные НК РФ и иными
федеральными законами.
Если
в течение двух месяцев со дня
истечения срока исполнения требования
об уплате налога (сбора) налогоплательщик
(плательщик сбора) полностью не погасил
указанную в данном требовании недоимку,
размеры которой позволяют предполагать
факт совершения нарушения законодательства
о налогах и сборах, содержащего
признаки преступления, налоговые органы
обязаны в течение 10 дней со дня
выявления указанных обстоятельств
направить материалы в органы
внутренних дел для решения вопроса
о возбуждении уголовного дела.
Должностные
лица налоговых органов в соответствии
со статьей 33 НК РФ, обязаны:
- действовать
в строгом соответствии с НК РФ и иными
федеральными законами;
- реализовывать
в пределах своей компетенции права и
обязанности налоговых органов;
- корректно
и внимательно относиться к налогоплательщикам,
их представителям и иным участникам отношений,
регулируемых законодательством о налогах
и сборах, не унижать их честь и достоинство.
В
соответствии со статьей 35 НК РФ, налоговые
органы несут ответственность за
убытки, причиненные налогоплательщикам
вследствие своих неправомерных
действий (решений) или бездействия,
а равно неправомерных действий
(решений) или бездействия должностных
лиц и других работников налоговых
органов при исполнении ими служебных
обязанностей. Причиненные налогоплательщикам
убытки возмещаются за счет федерального
бюджета в порядке, предусмотренном
НК РФ и иными федеральными законами.
В частности, статьей 78 НК РФ при
несвоевременном возврате налогоплательщику
излишне уплаченного им налога (более,
чем через месяц после подачи им заявления
о возврате), налоговые органы должны уплатить
ему проценты по ставке рефинансирования
Центрального банка России за все дни
просрочки платежа. В том случае, если
налоговым органом был неправомерно взыскан
налог, то в соответствии со статьей 79
НК РФ, проценты будут уплачиваться за
весь период времени со дня, следующего
за днем взыскания, по день фактического
возврата.
За
неправомерные действия или бездействие
должностные лица и другие работники
налоговых органов несут ответственность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации. В зависимости
от характера деяния и наличия
вины эта ответственность может
быть дисциплинарной, административной
или уголовной.