Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 09:31, курсовая работа
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Фома Аквинский (1226-1274) определил налоги, как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения Адам Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает – признак не рабства, а свободы.
Введение
1. Сущность налогов. Система налогообложения Украины
1.1 Что такое налоги и функции
1.2 Виды налогов
1.3 Сущность налоговой системы
2. Налоговые поступления в бюджет Украины и их анализ.
2.1 Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.
2.1.1 Прямые налоги
2.1.2. Косвенные налоги
2.2 Налоговые поступления в бюджет Украины на 2007-2009 года и их анализ.
2.3 Контроль над уплатой налогов
3 . Концепция развития налоговой системы Украины
3.1 Основные направления реформирования
3.2 Противоречия правовой базы налоговой системы Украины
Заключение
Список использованных источников
1.3. Сущность налоговой системы.
Совокупность взимаемых в государстве налогов и других платежей (сборов, пошлин) образуют налоговую систему. Это понятие охватывает и свод законов, регулирующих порядок и правила налогообложения, а также структуру и функции государственных налоговых органов. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют элементы налогов. Налоговая система включает также органы сбора и надзора за их внесением в лице налоговой инспекции и налоговой полиции.
Определим основные понятия элементов налоговой системы:
Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, являющееся плательщиком налога. Существуют определенные механизмы переложения налогового бремени на других лиц, поэтому специально выделяется такое понятие, как носитель налога. Носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог.
Объект налогообложения – доход (прибыль), имущество (материальные ресурсы), цена товара или услуги, добавленная стоимость, на которые начисляется налог. В настоящее время общей чертой большинства налоговых систем является материально – денежный, а не личностный характер объектов налогообложения. Использование в качестве объекта налогообложения физического лица (подушный налог) утратило свое значение, практически этот вид налога нигде не используется. Объект налогообложения не всегда совпадает с источником взимания налога, т.е. доходом из которого выплачивается налог.
Налоговая ставка (норма налогообложения) – это величина налога на единицу обложения (доход, имущество и т.д.). Различают предельную ставку, ставку обложения налогом дополнительной единицы дохода и среднюю, соотношение суммы налогов к величине доходов. Если предельная ставка растет вместе с доходом, то и средняя растет по мере роста доходов. Налоговая ставка, устанавливаемая в % к доходу, называется налоговой квотой.
Налоговая льгота представляет собой полное или частичное освобождение от налога.
Совокупность налоговых ставок и налоговых льгот составляет налоговый режим.
Система налогообложения в Украине строится на принципах обязательности, равнозначности и пропорциональности, равенства и недопущения налоговой дискриминации; стабильности, экономической обоснованности, равномерности уплаты и единства подхода. В целом система налогов должна обеспечить оптимизацию структуры распределения и перераспределения национального дохода с целью стимулирования материального производства, повышения его эффективности и на этой основе наиболее полного удовлетворения государственных и социальных потребностей.
Принципы построения системы налогообложения, виды налогов, сборов и обязательных платежей, плательщики налогов, объекты налогообложения, порядок зачисления и распределения налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, а также ответственность за нарушение налогового законодательства устанавливаются Законом Украины «О системе налогообложения».
Законодательством могут устанавливаться и другие общегосударственные налоги и сборы. Законом Украины «О системе налогообложения» определен перечень местных налогов и сборов, которые могут устанавливаться местными органами власти, т. е. местными Советами, но лишь в соответствии с приведенным перечнем и в рамках предельных размеров ставок, устанавливаемых Законами Украины.
2. Налоговые поступления в бюджет Украины и их анализ.
2.1 Характеристика отдельных видов общегосударственных налогов.
2.1.1 Прямые налоги
Налог на доходы граждан. Плательщиками подоходного налога (субъектами налогообложения) в Украине являются граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие, так и не имеющие постоянного места проживания в Украине.
Объектом налогообложения граждан, постоянно проживающих в Украине, является совокупный доход за календарный год, который складывается из месячных совокупных доходов, полученных из разных источников, как на территории Украины, так и за ее пределами.
Объектом налогообложения у граждан, не имеющих постоянное место жительства в Украине, является доход, полученный из доходов в Украине.
При определении совокупного налогооблагаемого дохода учитываются доходы, полученные как в натуральной, так и денежной форме (в национальной или иностранной валюте).
Ставки прогрессивного налогообложения доходов граждан исчисляются, исходя из необлагаемого минимума доходов граждан, размер которого устанавливается Верховной Радой Украины, и размера месячного совокупного дохода гражданина. Доходы гражданина ниже необлагаемого минимума не облагаются налогом, выше – облагаются согласно шкале ставок в процентах.
Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются субъекты предпринимательской деятельности, бюджетные, общественные предприятия, учреждения и организации, которые осуществляют деятельность, направленную на получение прибыли.
Объектом налогообложения является прибыль предприятия, которое определяется путем уменьшения суммы скорректированного дохода:
~ суммы валовых издержек;
~ суммы амортизационных отчислений.
Плата (налог) за землю. Объектом платы за землю является земельный участок, который находится в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.
Субъектом платы за землю (плательщиком) является собственник земли или землепользователь.
При этом нужно иметь в виду, что плата за землю на основании закона делится на два вида – налог на землю (платят собственник земли, землевладелец или землепользователь не арендатор) и арендная плата (платят арендаторы). Таким образом, арендаторы, платят только арендную плату, а не земельный налог. Это связанно с тем, что объектом налогообложения является земельный участок, за который налог уплачивается его собственником или владельцем – арендатором, в противном случае – двойное налогообложение.
Для того чтобы арендатор действительно считался арендатором, он должен иметь договор аренды соответствующего участка (его части). Договор аренды здания, склада, помещения и т. д. не заменяет договора аренды земли, который должен заключаться отдельно. Согласно Земельному кодексу Украины договор аренды земли подлежит регистрации в местных органах власти.
Землепользователь (не собственник участка), который не имеет договора аренды, должен платить земельный налог. Таким образом, для землепользователя существует два варианта: либо заключать договор аренды и платить арендную плату, установленную арендодателем в соответствующем договоре аренды, либо быть пользователем участка с получением соответствующего свидетельства в местных органах власти и платить земельный налог.
Ставки земельного налога определяются по общему правилу в размере одного процента от общей денежной оценки участка. Сама денежная оценка проводится по методикам, утвержденным Кабинетом Министров Украины. Что касается оплаты за аренду земли, то здесь отношения сторон в основном регулируются нормами Земельного кодекса Украины и самим договором аренды.
Налог на добавленную стоимость. Налог на добавленную стоимость является частью вновь созданной стоимости на каждом этапе производства товаров, выполнения работ, оказанных услуг.
Плательщик налога являются предприятия всех форм собственности, а также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, объем налогооблагаемых операций, которых в течение какого-либо периода из последних двенадцати календарных месяцев превышал 600 необлагаемых доходов граждан. При этом если торговля производится за наличный расчет, налог платится независимо от объемов продаж. Исключение составляют лишь физические лица, которые уплачивают рыночный сбор, т. е. торгуют на рынке.
Объектом налогообложения является операции по продаже товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины, а также ввоз либо вывоз товаров (работ, услуг) соответственно в Украину либо за пределы ее таможенной территории. Под операциями по продаже понимаются любые операции, которые осуществляются в соответствии с гражданско-правовыми договорами.
База налогообложения операций по продаже товаров определяется исходя из их договорной стоимости, определенной по свободным ценам с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины и другими налогов, сборов и обязательных платежей.
Акцизный сбор. Акцизный сбор – это налог на высокорентабельные и монопольные товары. Как и налог на добавленную стоимость, он включается в отпускную цену.
Перечень товаров (продукции), на который устанавливается акцизный сбор, и ставки этого сбора утверждаются Постановлением Верховной Рады.
Ставки акцизного сбора устанавливаются в процентах к стоимости в отпускных ценах для отечественных производителей и к таможенной (закупочной) стоимости для импортных товаров с учетом таможенных сборов и ввозной пошлины для таких товаров.
Акциз уплачивают, как правило, производитель (если у него нет льгот) и только один раз. Если товар подакцизный, в сопроводительных документах должна быть отметка об уплате акциза. Если производитель, по каким либо причинам не уплатил акциз, его уплачивает продавец.
Существуют определенные особенности акцизного сбора для некоторых видов товаров.
Алкогольные напитки и табачные изделия, как правило, импортного так и отечественного производства реализуются в Украине с акцизными марками. Порядок изготовления, хранения и реализации, акцизных марок регулируется законодательством. Реализуют эти марки налоговые администрации.
2.2 Налоговые поступления в бюджет Украины на 2007-2009 года и их анализ.
Таблица№1
Налоговые поступления в бюджет Украины на 2007-2009 года.
тыс. грн.
Года
Показатели
| 2007г. | 2008г. | 2009г. |
Налоги на доходы, налоги на прибыль и налоги на увеличение рыночной стоимости | 28 638 600,0 | 42 148 549,1 | 41 936 144,2 |
Налоги на прибыль предприятий | 28 638 600,0 | 42 148 549,1 | 41 936 144,2 |
Сборы за специальное использование природных ресурсов | 1 908 560,7 | 2 815 932,0 | 3 196 366,2 |
Сбор за специальное водопользование | 479 185,0 | 562 375,1 | 708 976,2 |
Внутренние налоги на товары и услуги | 76 079 753,7 | 112 918 765,1 | 120 211 666,9 |
НДС | 65 122 466,3 | 98 628 605,7 | 94 839 598,9 |
Акцизный сбор с товаров произведенных в Украине | 8 999 852,0 | 11 133 120,0 | 19 064 930,0 |
Акцизный сбор с товаров ввезенных на территорию Украины | 1 329 123,0 | 2 573 125,4 | 5 857 560,0 |
Плата за лицензии на некоторые виды хозяйственной деятельности | 628 312,4 | 583 914,0 | 449 578,0 |
Плата за выдачу лицензий и сертификатов | 78 174,0 | 95 894,0 | 107 725,0 |
Налоги на международную торговлю и внешние операции | 8 455 489,3 | 12 589 540,0 | 12 802 267,4 |
Таможенный сбор на товары, которые ввозятся гражданами
| 363 000,0 | 472 000,0 | 12 310 000,0 |
Таможенный сбор на нефтепродукты, транспортные средства, которые ввозятся субъектами предпринимательской деятельности и гражданами | 2 752 000,0 | 4 844 000,0 | |
Таможенный сбор на товары, которые вывозятся субъектами предпринимательской деятельности | 299 044,0 | 364 840,0 | 272 720,0 |
Плата за лицензии на производство этилового спирта, коньячных и плодовых, алкогольных напитков и табачных изделий | 300,0 | 255,0 | 266,0 |
Плата за лицензии на экспорт, импорт и оптовую торговлю этиловым спиртом, коньячными и плодовыми, алкогольными напитками и табачными изделиями | 2 511,0 | 2 535,0 | 1 529,0 |
Средства полученные за проведение консульских действий | 96 445,3 | 128 700,0 | 219 547,4 |
Другие налоги | 275 000,0 | 418 000,0 | 508 000,0 |
Информация о работе Концепция развития налоговой системы Украины