Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 08:55, курсовая работа

Описание работы

В январе 2004 года в соответствии с распоряжением Президента Кыргызской Республики была образована Комиссия по подготовке проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, включающей две группы исполнителей: Координаторы исполнения Рабочего плана и Исполнители на уровне экспертов.
Этими группами была разработана структура новой редакции Налогового кодекса. Разработчиками ставились следующие цели:
Упрощение налоговой системы;
Сокращение налоговой нагрузки;
Совершенствование налогового администрирования;
Расширение налоговой базы;

Содержание

Введение 3
1. Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики 5
2. Налоговая система Кыргызской Республики 12
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 19
Заключение 30
Список использованной литературы. 32

Работа содержит 1 файл

Налоговая система курсовая 2012.docx

— 184.07 Кб (Скачать)

ПЛАН:

 

Введение 3

1. Этапы становления  налоговой системы и налоговой  политики Кыргызской Республики 5

2. Налоговая  система Кыргызской Республики 12

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ЕЕ РАЗВИТИЯ 19

Заключение 30

Список использованной литературы. 32

 

Введение

     Государство на пути  реформ столкнулось с такими  проблемами, как уклонение от уплаты налогов и сужение налоговой базы за счет ухудшения ряда экономических показателей: снижения объемов производства, простоя, убыточности предприятий, трудностей по взысканию налоговой задолженности, вызванных несовершенством законодательства. Все это привело к пересмотру законодательных актов и введению в 1991-1992гг. новой системы налогообложения, приближенной к действующим в развитых странах.

Однако проблемы налогообложения  и формирования госбюджета привели  к тому, что в 1996 году был принят новый Налоговый Кодекс, который  систематизировал и определил законоположения  по всем налогам и их администрированию, действиям налогоплательщиков на территории Кыргызстана.

Основной целью налоговых реформ являлось формирование фискальной системы  и госбюджета, контроль доходов и  расходов государственных средств, устранение препятствий для развития бизнеса. В целом же налоговая  система не стала совершенной, так  как разрабатывалась в сжатые сроки и в отсутствие практического  опыта, а также в нее вносились  многочисленные поправки, которые зачастую повышали роль фискальных органов.

Тем не менее, введение в действие Налогового Кодекса 1996 года позволило адаптировать к налогам предприятия и предпринимателей и проводить системную работу по формированию республиканского бюджета и улучшить собираемость налогов.

В последствии, с целью повышения роли налогов, были внесены изменения и поправки в Конституцию КР (в 1998 году), в Налоговый кодекс КР, другие законодательные акты, регулирующие налоговое законодательство. Все это позволило значительно улучшить законодательную основу государственного бюджета и отношений налогоплательщика с государством.

Однако время выявило и недостатки, имеющиеся в действующем на тот  момент Налоговом Кодексе, сдерживающие рост бизнеса. Например: отсутствие полного вычета производственных расходов в виде ограничения по пределам вычета; не освобождалась от налога на прибыль реинвестированная прибыль; ограничена ускоренная амортизация основных средств; сложная и неэффективная система возмещения и зачета по НДС; недостаточное стимулирование развития малого и среднего бизнеса.

Несмотря на некоторые успехи собираемости налогов в налоговой системе  особо остро проявляются проблемы коррупции и довольно высокий  уровень теневой экономики, что  в свою очередь оказывает влияние  на ограничение инвестиционной деятельности, сдерживание экспорта продукции, слабое развитие негосударственных страховых, пенсионных и других фондов. Несомненно, действующая налоговая система республики нуждалась в серьезном реформировании с учетом практики налогообложения последних лет.

В январе 2004 года в соответствии с  распоряжением Президента Кыргызской Республики была образована Комиссия по подготовке проекта новой редакции Налогового кодекса Кыргызской Республики, включающей две группы исполнителей: Координаторы исполнения Рабочего плана и Исполнители на уровне экспертов.

Этими группами была разработана структура  новой редакции  Налогового кодекса. Разработчиками ставились следующие  цели:

  • Упрощение налоговой системы;
  • Сокращение налоговой нагрузки;
  • Совершенствование налогового администрирования;
  • Расширение налоговой базы;
  • Создание стимулов для развития бизнеса;
  • Сокращение прямых контактов с представителями налоговой службы;
  • Сокращение отчетности.

С 1 января 2009 года была введена новая  редакция Налогового кодекса.

В настоящее время проводится работа по усовершенствованию налогового законодательства Кыргызской Республики, которое должно учесть все недочеты и ошибки, которые были допущены в новой редакции Налогового кодекса КР.

 

1. Этапы становления налоговой  системы и налоговой политики  Кыргызской Республики

 

Существенные изменения в налоговой  политике Кыргызстана, получившие законодательное  подтверждение, начали производиться  в конце 1991, когда республика избрала  курс перехода от административно-хозяйственной  системы к рыночной экономике. Основа изменений в налоговой политике государства касалась действовавших  в то время налогов, которые были присущи административно-командной  системе, но не вполне приемлемы в  рыночной экономике.

При централизованном планировании налоговые  поступления в основном складывались из трёх источников:

-налог с оборота, 

-налог на прибыль  и 

-налог с заработной  платы. 

Существовали значительные льготы предприятиям. В ходе ре формирования были введены следующие принципиально  новые виды налогов:

    • налог на добавочную стоимость (НДС),
    • акцизный налог,
    • налог на имущество предприятий,
    • налог за пользование автомобильными дорогами,
    • отчисления в фонд ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Были упразднены налог с оборота, налог с фонда оплаты колхозников, затем временно действовавший 5% налог  с оборота. В 1993 году Правительство  Кыргызской Республики вместе с другими странами — членами СНГ понизило ставку НДС до 20%.

С 1 июля 1996 начал действовать Налоговый  кодекс Кыргызской Республики, определяющий:

- основные принципы налоговой  системы, 

- методологию налогового учёта  и налогообложения, 

- перечень общегосударственных  и местных налогов, 

- полномочия центральных органов  власти и местных властей по  вопросам введения тех или  иных налогов, 

- правовые основы взаимоотношений  налоговых органов и налогоплательщиков,

- ответственность налогоплательщиков, а также 

- единые методы налогообложения  юридических и частных лиц. 

Таким образом, принятый в 1996 году Налоговый Кодекс систематизировал и определил законоположения по всем налогам и их администрированию, действиям налогоплательщиков на территории Кыргызской Республики.

Основной целью  налоговых реформ являлось формирование фискальной системы и госбюджета, контроль доходов и расходов государственных  средств, устранение препятствий для  развития бизнеса. В целом же налоговая  политика не стала совершенной, так  как разрабатывалась в сжатые сроки и в отсутствие практического  опыта, а также в нее вносились  многочисленные поправки, которые зачастую повышали роль фискальных органов.

Тем не менее, введение в действие Налогового Кодекса 1996 года позволило адаптировать к налогам предприятия и предпринимателей и проводить системную работу по формированию республиканского бюджета и улучшить собираемость налогов.

В последствии, с целью повышения роли налогов, были внесены изменения и поправки в Конституцию КР (в 1998 году), оговоренные в статье 11 п.2 и п.З. В этих статьях закреплено положение о том, что расходы республиканского бюджета формируются за счет устанавливаемых законом налогов, других обязательных платежей и утверждение о том, что на территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система.

Кроме того, в  Конституции однозначно сказано: «Право установления налогов принадлежит  ЖогоркуКенешу КР. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положения налогоплательщиков, обратной силы не имеют».

Все это позволило  значительно улучшить законодательную  основу налоговой политики и отношений  налогоплательщика с государством.

С 2001 года налоговая политика проводилась  в рамках Концепции совершенствования  налоговой политики и Стратегии  фискальной реформы (с 2002 года). Основные изменения налогового законодательства, коренным образом повлиявшие на проведение налоговой реформы, были внесены  в 2001-2004 годах.

В области доходов бюджета последние  четыре года характеризовались тенденцией устойчивого роста бюджетных  поступлений. Доходы консолидированного бюджета за этот период возросли на 2,3 процента ВВП или с 17,0 процента в 2001 г. до 19,3 процента ВВП в 2004 году.

Главным источником, обеспечившим рост бюджетных доходов, явились налоговые  поступления. Объем налоговых сборов увеличился за эти годы на 2,5 процентных пункта ВВП с 12,4 процента до 14,9 процента ВВП. Среднегодовой темп роста налоговых доходов в этот период составил 116,2 процента при среднегодовом номинальном росте производства ВВП на 9,6 процента. Более того, в структуре бюджетных доходов доля налоговых сборов возросла практически на 4 процентных пункта, достигнув отметки 77,1 процента от общих доходов, в то время как в 2001 году этот показатель составлял 73,3 процента.

В целях снижения бремени прямых налогов и стимулирования деятельности хозяйствующих субъектов ставка налога на прибыль юридических лиц  в 2002-2003 годах была снижена с 30 до 20 процентов (в 2002 году - для всех предприятий, за исключением субъектов естественных и разрешенных монополий, и в 2003 году - для монополистов).

Несмотря на номинальное сокращение сборов налога (порядка на 2,5 процента - 7,5 процента в сравнении с объемом 2001 года), анализ представленных деклараций по итогам финансовой деятельности предприятий  за 2002-2003 годы показал, что снижение ставки позволило увеличить налогооблагаемую базу на 30-35 процентов.

Важным и ощутимым как для  физических лиц, так и для бюджета  и экономики в целом было изменение  в 2002 году шкалы начисления подоходного  налога с физических лиц. Для легализации  теневых доходов максимальная ставка подоходного налога была снижена  с 33 до 20 процентов. В отличие от ранее  действующей четырехуровневой шкалы  ставок (5 процентов - 33 процента) установлены  две ставки в 10 процентов и 20 процентов  с одновременным увеличением  размера необлагаемого минимума с 400 до 650 сомов минимальной месячной заработной платы, принятым в целях  защиты малоимущих слоев населения.

Несмотря на снижение максимальной ставки налога, поступления подоходного  налога, удерживаемого работодателями, за два года выросли на 28 процентов, а поступления налога с индивидуальных предпринимателей, декларирующих доходы, увеличились более чем в 1,5 раза.

Стабильность поступлений была обеспечена также расширением патентной  системы налогообложения. Перечень видов экономической деятельности, налогообложение которых осуществляется на патентной основе, был расширен до 130 видов. За период 2001-2004 годы количество выданных патентов возросло на 26,8 процента с 477,5 тыс. штук до 605,5 тыс. штук. В результате этого по итогам 2004 года поступления  от патентной системы налогообложения  в сравнении с уровнем 2003 года возросли на 33,4 процента. По сравнению  с 2001 годом поступления от выдачи патентов увеличились более чем  в 1,8 раза.

С учетом роста налога от всех источников доля подоходного налога в объеме ВВП в 2004 году возросла на 0,1 процентных пункта ВВП и составила 1,5 процента ВВП.

Признавая необходимость усиления роли косвенного налогообложения, за период 2001-2004 годы принимались меры, направленные на использование потенциальных  преимуществ налога на добавленную стоимость как одного из основных источников пополнения доходной части бюджета.

Для повышения уровня налогового администрирования  и обеспечения полного учета  товаров с мая 2003 года была внедрена система счетов-фактур по НДС как  бланков строгой отчетности.

В целях снижения налогового бремени  хозяйствующих субъектов отменен  НДС на лекарственные средства. Несмотря на некоторые потери бюджета (при  импорте и производстве лекарственных  средств), благодаря отмене НДС было достигнуто: 1) увеличение почти в 3 раза объема ввоза лекарственных средств; 2) частичная легализация теневого рынка лекарств; 3) высокое насыщение  рынка медикаментами.

В рамках совершенствования законодательной  базы, в целях поддержки экспортного  потенциала страны и повышения прозрачности процедур возмещения налога на добавленную  стоимость в июле 2003 года было разработано  и утверждено новое Положение  о зачете, возврате и возмещении из бюджета сумм переплат по налогам  и платежам. Вследствие этого за последние два года наблюдалось  увеличение уровня возмещаемости НДС по экспортным поставкам. Так, если в 2001 году доля возмещения налога от предъявленной хозяйствующими субъектами суммы составляла 69,2 процента, в 2002 году 92,7 процента, то уже по итогам 2003 года предприятиям-экспортерам при фактически предъявленной сумме к возмещению в размере 257,3 млн. сомов было возмещено из бюджета 295,5 млн.сомов с учетом остатка невозмещенной суммы за предыдущие годы. В 2004 году предприятиям-экспортерам было возмещено из бюджета 409,4 млн. сомов НДС, превысив при этом уровень возмещаемости предыдущего года на 38,5 процента.

Информация о работе Этапы становления налоговой системы и налоговой политики Кыргызской Республики