Экономическое содержание налога на доходы физических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 17:58, реферат

Описание работы

Как и любой другой налог, подоходный налог (налог на доходы физических лиц - НДФЛ) является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма "автоматических стабилизаторов".

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..2
1. Экономическое содержание и структура
налогов с физических лиц………………………………………………………..2
2. Налог на доходы физических лиц…………………………………………….4
3. Налоги на имущество физических лиц……………………………………... 12
4. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц……………………..14
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованных источников и литературы…………………………...17

Работа содержит 1 файл

налоги и налогообложение.doc

— 111.00 Кб (Скачать)


3

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..2

1. Экономическое содержание и структура

налогов с физических лиц………………………………………………………..2

2. Налог на доходы физических лиц…………………………………………….4

3. Налоги на имущество физических лиц……………………………………... 12

4. Другие налоги и сборы, взимаемые с физических лиц……………………..14

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованных источников и литературы…………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Как и любой другой налог, подоходный налог (налог на доходы физических лиц - НДФЛ) является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно стремится осуществлять различные задачи. Так, с помощью этого налога обеспечиваются денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней; регулируется уровень доходов населения и соответственно структура личного потребления и сбережения граждан; стимулируется наиболее рациональное использование получаемых доходов; уменьшается неравенство доходов; реализуется действие механизма "автоматических стабилизаторов".

Одной из целей налогообложения является снижение неравенства в доходах, воспринимаемого как несправедливое. Для осуществления этой цели применяются прогрессивный подоходный налог, налоги на имущество, акцизы на товары роскоши, различные ставки налога на добавленную стоимость для товаров массового и ограниченного спроса, льготы для малодоходных категорий налогоплательщиков. Однако перечисленные меры не направлены для того, чтобы сформировать у всех одинаковый уровень дохода. Поэтому при налогообложении доходов вопрос об их справедливом неравенстве может ставиться как определение такого их различия, которое может быть названным "нормальным"[1].

1. Экономическое содержание и структура налогов с физических лиц

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с принятыми во многих промышленно развитых странах аналогичными налогами. Его место в налоговой системе определяется следующими факторами:

                   подоходный налог - это личный налог, т. е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;

                   подоходный налог в большей степени реализует основные принципы налогообложения - всеобщность, равномерность и эффективность;

                   налоговые платежи регулярно поступают в доходы бюджета;

                   основной способ взимания подоходного налога - у источника выплаты дохода - является достаточно простым и эффективным механизмом формирования бюджета государства.

Второй по значению налог с населения - налог на имущество физических лиц - играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20-ти млн. налогоплательщиков, являющихся собственниками различного вида имущества[2]. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к НДФЛ, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев уклоняются от налогообложения доходов, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

В настоящее время в Российской Федерации к числу взимаемых с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; транспортный налог. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

2. Налог на доходы физических лиц

Плательщиками налога на доходы физических лиц признаются граждане, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, но не являющиеся резидентами РФ. Согласно ст. 11 НК РФ[3] резидентами являются те физические лица, которые находятся на территории России не менее 183 дней в году. Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.

Объектом налогообложения у физических лиц-резидентов РФ является доход, полученный ими от источников в России, а также за ее пределами. Для нерезидентов РФ объектом налогообложения признается доход, полученный на территории России. Основными видами налогооблагаемых доходов, представленных НК РФ являются:

                   вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей, за оказание услуг;

                   дивиденды и проценты, выплачиваемые российской или иностранной организацией;

                   страховые выплаты при наступлении страхового случая;

                   доходы, полученные от предоставления в аренду имущества;

                   доходы от реализации недвижимого имущества, акций, иных ценных бумаг;

                   доходы, полученные от использования любых транспортных средств, а также от использования трубопроводов, линий электропередачи и иных средств связи.

Следует отметить, что структура доходов населения за последнее десятилетие серьезным образом изменилась и расширилась, а заработная плата уже не основной вид доходов в этом списке.

При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные плательщиком, как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, для которых установлены различные ставки.

Доходы в денежной форме могут быть уменьшены в соответствии с НК РФ на установленные вычеты.

Доходы в натуральной форме рассчитываются исходя из цен соответствующих товаров (работ, услуг), которые определены ст. 40 НК РФ[4], где сказано, что для целей налогообложения применяется цена, указанная сторонами сделки. Пока доказано обратное, она считается рыночной. Этим правилом и следует руководствоваться при получении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) от организаций и индивидуальных предпринимателей. К доходам, полученным в натуральной форме, относится, например, оплата за физическое лицо коммунальных услуг, питания, отдыха и т. п.

Доходы в виде материальной выгоды означают:

                   приобретение товаров (работ, услуг) у взаимозависимых организаций физических лиц по ценам более низким по сравнению с ценами, по которым обычно реализуются эти товары, работы и услуги;

                   приобретение ценных бумаг по ценам ниже их рыночной стоимости;

                   экономию на процентах за пользование заемными средствами.

Выгода от экономии на процентах возникает тогда, когда процент за пользование заемными средствами меньше 3/4 ставки рефинансирования ЦБ РФ (по займам, полученным в рублях) и меньше 9 % годовых (по займам, полученным в иностранной валюте). Положительная разница между указанными процентами включается в налоговую базу в момент уплаты процентов. Приобретение товаров (работ, услуг) и ценных бумаг по ценам ниже рыночных позволяет получить выгоду в виде разницы в ценах, которая включается в налоговую базу.

Объектом налогообложения являются такие страховые (пенсионные) взносы, которые организация перечисляет в пользу своих работников по договорам страхования или договорам негосударственного пенсионного обеспечения:

                   выплату по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок менее 5 лет), если суммы страховых выплат превышают суммы, внесенные физическими лицами, на величину более ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату заключения договора;

                   доход, образующийся при досрочном расторжении договора страхования;

                   по договору добровольного имущественного страхования, если их величина при наступлении страхового случая приводит к получению дохода.

Однако по целому ряду договоров такие взносы не подпадают под налогообложение. Это относится к договору обязательного страхования согласно действующему законодательству; к договору добровольного долгосрочного страхования жизни (на срок не менее пяти лет), по которому выплачиваются суммы в возмещение вреда жизни и здоровью застрахованных лиц; к договору добровольного пенсионного страхования, если общая сумма страховых (пенсионных) взносов не превышает 2000 р. в год на одного работника (в 2001 г. было 10 000 р. на одного работника[5]).

Отдельного рассмотрения требуют особенности уплаты НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организации. Если дивиденды получены от источников за пределами РФ и при этом действует договор об избежание двойного налогообложения между государствами, то налогоплательщик вправе уменьшить причитающуюся сумму налога на уже уплаченную сумму налога по месту нахождения источника дохода. При отсутствии такого договора сумма налога уплачивается без уменьшения. Если дивиденды выплачивает российская организация или действующее в РФ постоянное представительство иностранной организации, тогда данные организации исчисляют, удерживают и перечисляют налог.

Согласно ст. 217 НК РФ не являются объектом налогообложения[6]:

                   государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности;

                   государственные пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством;

                   все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат;

                   вознаграждения донорам за сданную кровь, материнское молоко и иную донорскую помощь;

                   алименты, получаемые налогоплательщиком;

                   суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, предоставленных для поддержки науки и образования, культуры и искусства в РФ международными или иностранными организациями;

                   суммы единовременной материальной помощи, оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайными обстоятельствами;

                   работодателями налогоплательщикам, являющимся членами семьи своего умершего работника, или своему работнику в связи со смертью члена его семьи;

                   суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок (за исключением туристических), выплачиваемой работодателями своим работникам или членам их семей, в саноторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также суммы, уплаченные за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, их родителей и их детей;

                   стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования;

                   доходы плательщиков, получаемые от продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства, как в натуральном, так и в переработанном виде;

                   доходы, не превышающие 2000 р., полученные по каждому из следующих оснований за налоговый период: стоимость подарков, полученных налогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателей; стоимость призов в денежной и натуральной формах, полученных на конкурсах и соревнованиях; суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также возмещение стоимости приобретенных ими медикаментов по назначению врача.

Ставки НДФЛ и определение налоговой базы. При определении размера налоговой базы в соответствии со ст. 218-221 НК РФ налогоплательщик имеет право на стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты или, иначе говоря, льготы. Группирование вычетов имеет смысловой характер, что делает методику исчисления налога более обоснованной и понятной для граждан. Налогоплательщикам, имеющим право на более чем один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, исключение составляет предоставление вычетов на детей.

Следует иметь в виду, что НДФЛ рассчитывается и удерживается без предоставления вычетов гражданам, не состоящим в штате данной организации, при выплате доходов в порядке оплаты труда в соответствии с заключенными договорами гражданско-правового характера, дивидендов по акциям и иных доходов.

Информация о работе Экономическое содержание налога на доходы физических лиц