История развития налогооблажения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2011 в 14:09, реферат

Описание работы

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно.

Содержание

Введение…..…………………………………………………………………. История развития налогообложения…………………………………………... Налогообложение в РФ………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

kursovik.doc

— 131.00 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение…..………………………………………………………………….       История развития налогообложения…………………………………………...              Налогообложение в РФ………………………………………….

Заключение……………………………………………………………………...

Список  литературы……………………………………………………………. 
 
 
 
 
 
 
 

            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

            Мировой опыт показывает, что  налоговый механизм заключает  в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

            Так же, с помощью налогообложения  государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоёв общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

            Ответственность за сбор налогов  с населения страны лежит на  Государственной налоговой службы Российской Федерации. Качество её функционирования во многом предопределяет формирование бюджета страны. В тоже время эффективность работы налоговой службы определяется ещё и совершенством действующего налогового законодательства.

            Переход экономики России на  рыночные отношения потребовал  создания более совершенной системы  налогообложения предприятий и  граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы, какой – либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно. 

История развития налогообложения. 
 

       Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных  деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает - признак не рабства, а свободы.

     Налоги применялись ещё на  заре человеческой цивилизации.  Их появление было связано с первыми общественными потребностями. Никакое государство не могло, и не может, обходиться без налогов со своих граждан. Французский писатель и историк Франсуа – Мари Вольтер однажды сказал: “Уплачивать налог – значит отдавать часть своего имущества, чтобы сохранить остальное”.

      В развитии методов взимания налогов можно выделить три основных этапа. На начальном этапе – от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь сумму, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. На втором этапе – XVI – нач. XIX вв. - в ряде стран возникает сеть финансовых учреждений  и государство берёт часть функций на себя. Оно устанавливает квоту обложения,  наблюдает за сбором налогов. На третьем, современном этапе – государство берёт в свои руки все функции установления и взимания налогов, т. к. правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.

   Итак, налоговая система возникла  и развивалась вместе с государством. Ещё в XIII – XII до н. э. имеется упоминание  о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому же времени относится первые известия о поголовном налоге в Китае и на территории Персии. Ещё во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.

       В древнегреческих городах –  полисах взимались налоги с  граждан в размере одной двадцатой  части их доходов, а иногда  в размере десятины. Это помимо  церковной десятины, взимавшейся  в форме добровольных жертвоприношений. Были и акцизы в виде сборов у ворот города. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов – государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели.  В то же время афиняне готовы были вносить добровольные пожертвования, а дань предпочитали получать с побежденных народов или с союзников. Но когда предстояли крупные расходы, то совет или народное собрание города устанавливали процентные отчисления от доходов.

      В древнеримском государстве  первоначально в мирное время  налогов не было. Расходы по  управлению городом были минимальны, поскольку магистры исполняли должности безвозмездно, порой вкладывая свои средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком.

      Определение суммы налога проводились каждые пять лет избранными чиновниками – цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление ос воём имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. С разрастанием римского государства и завоёвывания им новых территорий, происходили изменения и в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан.

      Длительное время в римских  провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально установить и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых не могла контролировать должным образом. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис. Стало очевидно, что появилась необходимость в реорганизации финансовой системы Римского государства.  Во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Были в значительной степени уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.  Для этого были проведены  обмеры каждой городской общины с её земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан, которой руководили наместники провинций совместно с прокурорами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определённый день представить властям общины свою декларацию. Все налоговые документы хранились в финансовом органе и служили своеобразной базой для последующих переписей имущественного состояния населения (цензов).

     Владелец земли должен был   сам оценить свои доходы. Чиновник, контролирующий проведения ценза, имел полномочия уменьшить налог в тех случаях, когда в силу причин снижалась продуктивность хозяйства. Так, например, если часть виноградных лоз погибала или засохли маслины, то они на включались в сумму налога. Но если владелец вырубил виноградные лозы или оливковые деревья, то ему приходилось привести уважительные причины, по которым он это сделал. Иначе выкорчеванные растения учитывались в сумме налога.

      Главным источником  доходов в  римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую часть доходов с земельного участка. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, ценности, живность, рабы. Поскольку налоги взимались деньгами, собственники должны были производить излишки продукции, чтобы продавать их, и иметь живые деньги. Это способствовало расширения торгово-денежных отношений, увеличение процесса разделения труда, урбанизации.

      Многие хозяйственные традиции  Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до  VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов: поземельный налог, подушная подать, налог на содержание армии. Налог на рекрутов (заплатив который можно было освободиться от воинской повинности). Но обилие налогов не привело к финансовому процветанию Византийской империи. Наоборот, из-за чрезмерного налогообложения имело место сокращение налоговой базы, а далее, как следствие, финансовые кризисы, ослаблявшие мощь государства.

     Позже стала складываться налоговая  система Руси. Основным источником дохода княжеской казны была дань с подвластных князю племён и народностей. Дань уплачивалась деньгами – чаще всего арабскими монетами или натурой – мехами. Существовало также и косвенное налогообложение, в форме торговых и судебных пошлин. Особенно крупными источника дохода казны являлись торговые сборы, они возросли из-за присоединения к Московскому княжеству новых земель и, прежде всего, крупных торговых центров. 

      После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход», взимавшийся сначала баскаками - уполномоченными хана, а затем самими русскими князьями. «Выход» взимался с каждой мужской души и со скота. В результате , взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным, поэтому главным источником внутренних платежей стали пошлины. Уплата «выхода» была прекращена Иваном III в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси.

      Несколько упорядочена финансовая  система была в царствование  Алексея Михайловича, создавшего в 1655 г. счетный приказ, деятельность которого позволила довольно точно определить государственный бюджет.

      Надо заметить, что некоторый хаос финансовой системы в то время  был характерен и для других стран.

      Политическое объединение русских земель относится к концу XV  века. Однако  стройной  системы управления государственными финансами не существовало ещё долго.  Большинство  прямых  налогов  собирал Приказ большого прихода. Однако одновременно с ним обложением населения занимались и территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV - Х\/II веке была чрезвычайно сложна и запутана.

      Эпоха Петра I характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн,  большого строительства,  крупномасштабных государственных преобразований.  Для пополнения казны изобретались все новые способы,  вводились дополнительные налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщики,  обязанность которых изобретать новые источники доходов казны.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения,  равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена,  причем в первую  очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать.

При Петре I были образованы 12 коллегий,  из которых четыре заведовали различными финансовыми вопросами:  камер -  коллегия,  штатс контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия. Екатерина II преобразовала систему управления финансами. В 1780 году была создана экспедиция о государственных доходах, в следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции.  Одна из них заведовала доходами государства, другая - расходами, третья - ревизией счетов, четвертая взыскиванием недоимок,  недоборов и начетов.  В 1802 году манифестом Александра  I "Об учреждении министерств" было создано Министерство финансов и определена его  роль. На протяжении XIX века главным источником доходов оставались государственные прямые и косвенные налоги.

Начиная с 1863 года с мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городских строений. Отмена подушной подати началась в 1882 году.

Второе  место среди прямых налогов занимал  оброк.  Это была плата казенных крестьян за пользование землей.  Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.

Купечество  платило  гильдейскую подать - процентный сбор с объявленного капитала. Данный сбор был введен еще Екатериной II в 1775 году для купцов  I, II и III гильдии вместо подушной подати.  Он составлял I% от капитала, но за 50 лет вырос до 2,5% для купцов III гильдии и на 4% для купцов I и II гильдий. Размер капитала записывался "По совести каждого". Кроме того, действовала патентная система обложения торговли и промышленности.  Были введены билеты на лавки, т.  е. плата за каждое торговое заведение.

Кроме прямых государственных  налогов  функционировали земские (местные) сборы.  Земским учреждениям предоставлялось право определять сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.

Информация о работе История развития налогооблажения РФ