Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:11, реферат
Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования. Но для создания такой политики необходимо определить место налогов в механизме стабилизации. В настоящее время в России идет этап становления механизма налогового регулирования посредством реформирования налоговой системы.
Введение…………………………………………………………………………...3
I Развитие налогообложения в России до начала XX в………………...............5
II Развитие налогообложения в России в XX веке……………………………12
2.1 Дореволюционный период………………………………………………….12
2.2 Послереволюционный период до налоговой реформы 30-х годов XX века………………………………………………………………………………….18
2.3 Налоговые механизмы накануне рыночных реформ………………………………………………………………………………25
III Современная налоговая система Российской Федерации…………………33
3.1 Налог на добавленную стоимость………………………………………….35
3.2 Акцизы………………………………………………………………………..37
3.3 Подоходный налог…………………………………………………………...37
Заключение……………………………………
Однако данное положение так и не было реализовано. События 1917 г. заблокировали введение этой модели подоходного налога. Тем не менее, именно это положение о подоходном налоге можно считать первой версией отечественного подоходного обложения.
Фактически к началу 1917 г. в России действовали следующие основные налоги:
- поземельный налог, который носил раскладочный характер;
- поземельные сборы, существовавшие на территории польских губерний, Сибири и некоторых других местностей;
- налоги с недвижимых имуществ;
- подымная подать, взимавшаяся в посадах и селениях Польских губерний;
- кибиточная подать, взимавшаяся в ставропольской губернии, Степном и Туркестанском краях;
- оброчная подать и платежи переселенцев за пользование казенной землей;
- квартирный налог;
- промысловый налог
- налог на денежный капитал;
- эмиссионный налог с акций и облигаций;
- некоторые другие налоги.
Существенной характеристикой российского налоговой системы того времени было разнообразие налогов, применявшихся на разных территориях Российского государства. Налоговая система, действовавшая на территории польских губерний, существенно отличалась от той, что использовалась в губерниях Центральной России, а налогообложение на территории Средней Азии имело немного общих черт с налоговой системой сибирских губерний.
2.2 Послереволюционный период до налоговой реформы 30-х годов ХХ века
Основными этапами в налоговой истории России послереволюционного периода можно считать следующие.
Первый этап довольно короткого довоенного периода фактически охватывал всего несколько месяцев (с конца 1917 г. до осени 1918 г.) относительно мирного существования, прерванного Гражданской войной. Для этого периода было в целом характерно как использование действовавших в предшествующие годы налогов с некоторым пересмотром основных налогоплательщиков и размеров ставок (акцизы, госпошлина), так и введение новых налогов. В тот период основными налогами, действовавшими в стране, были следующие:
- фактически введенный в действие подоходный налог, основные положения которого достаточно существенно отличались от его дореволюционного предшественника;
- промысловый налог, взимание которого было переложено на мелкие, не национализированные предприятия;
- акцизы;
- государственная пошлина;
- 5%-ный сбор от оборота торговых предприятий;
- сбор с частных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев;
- сбор в фонд детского питания.
Второй этап в развитии системы налогообложения в постреволюционный период и мероприятиями военного коммунизм. Его основными характерными чертами были ориентация на использование натуральных форм обложения, так называемый классовый подход к определению круга налогоплательщиков, принудительные военизированные формы изъятия ресурсов, постепенный отказ от денежных налогов, введение так называемых чрезвычайных налогов (фактическая экспроприация имущества и средств у городского населения) и натурального налога с сельских хозяев, на практике вылившегося в продразверстку.
Третий этап охватывает годы новой экономической политики, когда начали активно использоваться налоговые инструменты, и постепенное затухание «налоговой активности» государства, закончившееся проведением налоговой реформы 1930 г., когда роль налоговых механизмов в стране была существенно ограничена. На протяжении этого периода налоговая система не оставалась неизменной, в нее постепенно вносились изменения и дополнения.
Рассмотрим некоторые элементы налоговой системы данного периода более подробно.
Положение 1922 года о подоходном налоге не предусматривало обложения данным налогом заработной платы рабочих и служащих, а также доходов государственных и кооперативных предприятий. На доходы этих видов распространялись особые правила обложения. Но уже в 1923 г. было сформировано новое положение о подоходно-поимущественном налоге. Эта система обложения представляла собой двухступенчатый налог. На первой ступени взимался основной подоходный налог (или так называемый классный налог), который зависел от вида доходов (от личного труда по найму, от личного труда не по найму, нетрудовые доходы) и от профессии налогоплательщика. Для уплаты налога устанавливались твердые ставки, которые дифференцировались в зависимости от источников доходов и их (источников) местонахождения. Не облагаемый минимум существовал по классному налогу только для рабочих и служащих с заработком до 75 руб. в месяц. Классный налог дополнился прогрессивным подоходным обложением (второй ступени), взимаемым с совокупного дохода от всех источников с зачетом уплаченных ранее сумм классного налога. Все группы налогоплательщиков (кроме рабочих и служащих) при наличии у них имущества, не являющегося предметом промысла и предметом личной домашней обстановки, должны были уплачивать дополнительный поимущественный налог.
Подоходный налог в 1923 г. был распространен также и на доходы государственных и кооперативных предприятий. Фактически этот налог представлял собой налог на доходы граждан, а также частных юридических лиц. Его ставка варьировались от 0,83 до 15% в зависимости от объема доходов.
Достаточно широкое распространение в этот период получили акцизы, которые были введены в 1921 г. Первоначально это были акцизы на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина. Несколько позднее были введены акцизы на спички, соль, табачные и гильзовые изделия, акцизы на текстильные изделия, наливки, настойки, акцизы на резиновые калоши и другие товары и продукты. Действовавшая в этот период система акцизов также неоднократно уточнялась.
Основным инструментом налогообложения не национализированных, а позднее и государственных предприятий в начале 20-х годов был государственный промысловый налог, который в значительной мере воспроизводил основные черты дореволюционного промыслового налога.
В 20-х годах существенная часть схемы дореволюционного российского промыслового налога была воспроизведена. В 1922/23 финансовом году поступления промыслового налога давали 12,5% доходов бюджета.
Промысловый налог 20-х годов состоял из дух сборов: патентного и уравнительного. Первый носил авансовый характер и подлежал зачету при уплате уравнительного сбора.
Размеры патентного сбора дифференцировались по поясам и по разрядам торговых и промышленных предприятий.
Выделяли: 6 поясов, 5 разрядов торговых предприятий и 12 разрядов промышленных предприятий.
Кроме того, вводилось усиленное обложение по отдельным категориям товаров, при котором ставки патентного сбора повышались на 50%.
Уплата патентного сбора фактически означала регистрацию предприятия как налогоплательщика. Только на основании уплаченного патентного сбор предприятие привлекалось к уплате уравнительного сбора, который исчислялся в процентах от фактически осуществленного оборота. Уравнительный сбор осуществлялся один-два раза в полугодие. При его уплате проводился зачет уплаченного патентного сбора.
Ставки уравнительного сбора в 20-х годах были дифференцированы. Название «уравнительный» сохранилось с дореволюционных времен. По промышленным предприятиям ставки этого сбора составляли от 0,25 до 6%, по торговым и неторговым предприятиям – от 0,5 до 8%.
Промысловый налог, взимаемый по данной схеме, действовал с 1921 по 1928 г. при этом в него практически ежегодно вносились некоторые изменения.
Постоянные и достаточно хаотичные изменения вносились и в порядок налогообложения другими налогами. В 1930 г. было издано новое положение по промысловому налогу, уже исключительно для частных предприятий. В результате этих и ряда других мероприятий для большей части отечественной промышленности 53 разных платежа было агрегировано в налог с оборота.
Структура налоговых поступлений в государственный бюджет
в 1925 – 1926 гг., млн. руб. (% к итогу)
Акцизы | 841,6 (38,4) |
Промысловый налог | 482,9 (22,0) |
Подоходный налог | 185,9 (8,5) |
Сельскохозяйственный налог | 251,8 (11,5) |
Гербовый сбор | 131,9 (6,0) |
Таможенные пошлины | 150,6 (6,9) |
Прочие государственные налоги и сборы | 43,3 (1,9) |
Местные налоги и сборы | 104,9 (4,8) |
Итого налогов и сборов | 2192,9 (100) |
В 1926 г. был введен налог на сверхприбыль с целью борьбы спекулятивным повышением цен. Ставки данного налога составляли от 6 до 50% в зависимости от сумм превышения. Уже после налоговой реформы в 1934 г. режим налогообложения данным налогом предприятий частного сектора был ужесточен.
Логическим завершением данного этапа в развитии системы налогообложения стала налоговая реформа 1930 – 1931 гг., представлявшая часть проводимых в тот период мероприятий общей финансовой реформы. К началу 30-х годов общее количество платежей, которые уплачивало среднее предприятие, достигло 86. Проведение налоговой реформы было нацелено на упрощение налоговой системы, сокращение общего числа и унификацию платежей, которые должно было уплачивать предприятие.
Реформа, по существу, представляла собой ряд не всегда взаимосвязанных мер по реформированию распределительных отношений и системы формирования доходов государственного бюджета. Основными мероприятиями данного периода наряду с уже упоминавшимся объединением ряда налогов в налог с оборота была перестройка отношений между предприятиями и бюджетом. «Первоначально, в 1930 г. в основу формирования системы платежей предприятий формально был положен налоговый принцип: предприятия промышленности должны были отчислять в бюджет 81% прибыли, предприятия торговли – 84, а предприятия водного транспорта – 30. Это означало переход к качественно иной модели формирования доходов бюджетной системы – отказ от налогообложения и переход к прямому распределению прибыли вследствие того, что основная часть предприятий промышленности находилась в государственной собственности» (9, стр. 66). Соответственно, государства, как собственник, и распределяло прибыли предприятий.
Однако уже в 1931 г. был изменен принцип определения размеров отчислений от прибыли. Они стали устанавливаться дифференцированно в зависимости от объемов полученной предприятием прибыли и его потребности в собственных средствах для развития производства. Последние определялись по финансовому плану предприятия. В результате фактические ставки отчислений от прибыли в этот период колебались в пределах от 10 до 81% прибыли.
Налог с оборота, сформированный в результате объединения промыслового налога, акцизов и ряда других налогов, стал устанавливаться в форме платежа, взимаемого в твердых ставках к обороту или валовой выручке. Реальные суммы платежа, включаемые в цену товара, дифференцировались в зависимости от значимости того или иного товара или отрасли. Фактически это переход выразился в поэтапном отказе от налоговых схем и переходе к прямому установлению двух уровней цен – оптовой цены предприятия и оптовой цены промышленности, разность между которыми и составлял в конечном итоге налог оборота.