Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 13:45, курсовая работа
Тема «Правовая характеристика, роль и место косвенных налогов в финансовой системе России » посвящена рассмотрению понятия косвенных налогов, его роли и развития в финансовой системе РФ.
1. Введение
2. Глава 1. Характеристика косвенных налогов
3. Глава 2. Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета
4. Глава 3. Тенденции развития косвенных налогов
5. Глава 4. Налог на добавленную стоимость
6. Глава 5. Акцизы
7. Глава 6. Таможенные пошлины
8. Заключение
9. Список литературы
Содержание.
Введение.
Тема «Правовая характеристика, роль и место косвенных налогов в финансовой системе России » посвящена рассмотрению понятия косвенных налогов, его роли и развития в финансовой системе РФ.
Актуальность исследования данной темы на современном этапе развития косвенного налогообложения состоит в том, что косвенные налоги выражают фискальные интересы государства. Разумное их применение может позитивно воздействовать на процесс ценообразования и влиять на структуру потребления. Кроме того, для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения и расходов, чем рост прямого налогообложения доходов. Использование налогов на потребление, каковым являются акцизы, налог с продаж, налог на добавленную стоимость, более предпочтительно, так как:
" от них труднее уклонится;
" с
ними связано меньше
" они меньше сокращают стимулы к труду;
" в условиях отсутствия дефицита, включая и на товары - заменители, они оставляют за потребителем право выбора;
" для них характерна анонимность.
К косвенным налогам относятся также поступления от внешнеэкономической деятельности (таможенные доходы в виде таможенных пошлин, налогов на экспорт и импорт, разница в ценах товаров, реализуемых на внутреннем рынке, и их фактурной стоимостью).
Следует отметить, что в доходах государственного бюджета поступления от косвенных налогов составляют порядка 26%. Однако рост налогов на потребление имеет также и недостатки, наиболее важными из которых являются их инфляционный и регрессивный характер. Но положительный эффект этих налогов перекрывает их отрицательное влияние. Если будут расти цены, а с ним и бюджетные расходы, то поступления от этих налогов будут расти с ростом цен. Это позволит получить средства для реализации социальных программ. В бюджетную систему будет встроен автоматический антиинфляционный механизм. Необходимо иметь ввиду, что существует общая закономерность в системе налогообложения: при кризисном состоянии экономики, стагнации - застое в производстве, торговле и других секторах экономики - происходит объективная переориентация налогообложения на потребление.1 Это вызывается сокращением налоговой базы в производственной сфере в связи с падением производства. В тоже время расходы государства в подобной ситуации не сокращаются, а порой и возрастают из - за необходимости расширения социальной поддержки населения в результате снижения его занятости, увеличение расходов на структурную перестройку экономики поддержку ее жизнеобеспечивающих отраслей и других неотложных расходов. Поэтому возникает необходимость перемещать налоговое бремя на тех, кто больше потребляет. В этом проявляется также своеобразная социальная направленность косвенных налогов на определенное выравнивание в распределительном процессе. Мировой опыт подтверждает подобную практику.
Цель работы: показать правовую характеристику, роль и место косвенных налогов в финансовой системе России.
Задачи работы:
Работа состоит из введения, шести
глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Характеристика косвенных налогов.
Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.
Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.
Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.2
Виды косвенных налогов представлены в таблице 1.
Косвенные налоги переносятся на конечного
потребителя в зависимости от степени
эластичности спроса на товары и услуги,
облагаемые этими налогами. Чем менее
эластичен спрос, тем большая часть налога
перекладывается на потребителя. Чем менее
эластично предложение, тем меньшая часть
налога перекладывается на потребителя,
а большая уплачивается за счет прибыли.
В долгосрочном плане эластичность предложения
растет, и на потребителя перекладывается
все большая часть косвенных налогов.3
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Косвенные налоги | ||
Акцизы | Фискальные монопольные налоги | Таможенные пошлины |
|
|
|
Глава 2. Роль косвенных налогов в доходе федерального бюджета.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы – удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.4
Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
С помощью косвенных налогов государство
получает в свое распоряжение ресурсы,
необходимые для выполнения своих общественных
функций. За счет них финансируются также
расходы по социальному обеспечению, которые
изменяют распределение доходов.
Глава 3. Тенденции развития косвенных налогов в РФ.
Переход от административно-командных методов управления к рыночным методам хозяйствования существенным образом изменил сущность, принципы, порядок, методы и формы межбюджетных отношений всех звеньев бюджетной системы. Причём в России эти отношения всегда имели свои специфические особенности. По мнению Б.М. Сабанти специфика развития финансовой системы России порождена особенностями "становления и развития Русского государства..., развития производительных сил и производственных отношений". Кроме того, как полагает учёный, "на формирование финансовой системы и финансовой науки большое влияние оказывает и система развития государственного управления".
С 1991 года началась "коренная перестройка
бюджетной системы страны, новые финансовые
взаимоотношения между центром и суверенными
республиками, между суверенными и автономными
республиками и местными Советами".
В рамках осуществляемых реформ значительное
место отводилось децентрализации процесса
управления бюджетной системой, формированию
новой, рыночной структуры доходов бюджета,
сокращению и повышению эффективности
бюджетных расходов. Бюджетная система
страны распалась на союзный бюджет,
самостоятельные республиканские и местные
бюджеты, в результате чего появилось
более чем 55 тыс. автономных бюджетов.
Потребовалась перестройка межбюджетных
отношений и возникла объективная необходимость
выработки и формирования новых принципов
этих отношений.
Глава 4. Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:
- организации;
-
индивидуальные
-
лица, признаваемые
Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.
Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 1 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.