Характеристика элементов налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 17:59, контрольная работа

Описание работы

Характеристика элементов налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Обязанности и права органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Содержание

Введение …………………………………………………………3
Основная часть …………………………………………….4
Заключение …………………………………………….…...16
Задача ………………………………………………………..17
Список использованной литературы ………………….19

Работа содержит 1 файл

Налоговое контрольная 2010.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

     Характеристика  элементов налогообложения: объект налогообложения, налоговая база, налоговый  период, налоговая  ставка, порядок исчисления налога, порядок и  сроки уплаты налога. Обязанности и права органов внутренних дел при осуществлении контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. 

Оглавление

 

     Введение

 

     Формирование  и проведение налоговой политики всегда было одним из основных способов регулирования государством социально-экономической сферы. На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства России и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения.

     Элементы  налогообложения представляют собой  набор параметров, необходимых и  достаточных для исчисления и уплаты налога.

     Для признания налога законно установленным  недостаточно лишь формально указать  его в законе, необходимо исчерпывающе определить в законе все элементы налогообложения.1

     Согласно  ст. 17 Налогового кодекса РФ налог считается законно установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.2

     Указанные элементы являются основными, их определение  для законодателя обязательно. Факультативным элементом выступают налоговые  льготы, которые могут предусматриваться законом при установлении налога, если законодатель сочтет это необходимым. 

     Основная  часть 

     Объект  налогообложения - юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика  налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности. Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. В данном определении есть неточности. В частности, стоимость товаров (работ, услуг) выступает налоговой базой, а объектом налогообложения в данном случае является реализация товаров (работ, услуг).3

     Согласно  п. 3 ст. 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Тем самым предполагается, что в объекте налогообложения всегда выражается некоторое благо экономического характера, значимое для налогоплательщика. Производность налогообложения от хозяйственной деятельности (и, как следствие, обусловленность объекта налогообложения отношениями собственности) неоднократно подчеркивалась в литературе.4

     В соответствии с принципом однократности  налогообложения каждый налог имеет  самостоятельный объект налогообложения. Традиционно свое наименование налоги и сборы получают именно по экономическому основанию - налог на прибыль, сбор за право торговли, налог на имущество, земельный налог, налог на доходы физических лиц.

     Налоговая база определяется законодателем как  стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ).5 Главная функция налоговой базы - выразить объект налогообложения количественно, то есть его измерить. Для этого требуется выделить параметр, который будет положен в основу измерения объекта налогообложения.

     Налоговая база и порядок ее определения  устанавливаются по каждому налогу отдельно. Задача законодателя состоит  в том, чтобы из множества возможных  параметров объекта налогообложения  выбрать наиболее оптимальный и  затем определить порядок исчисления налоговой базы применительно к конкретному налогу. Нередко у разных налогов такие параметры совпадают, но при этом налоговые базы всегда исчисляются по-разному.

     Организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений), относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

     Индивидуальные  предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Минфином РФ.

     Остальные физические лица исчисляют налоговую  базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций данных об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов, осуществляемого по произвольным формам.6

     В Налоговом кодексе РФ предусматривается два метода учета налоговой базы - кассовый и накопительный.

     При кассовом методе для исчисления налоговой базы учитываются только те доходы (расходы), которые реально получены (произведены) налогоплательщиком. Например, денежные средства фактически поступили в кассу или зачислены на счет в банке, имущество передано в собственность.

     При накопительном методе главным для  исчисления налоговой базы является момент возникновения имущественных  прав и обязательств. Доходами здесь  признаются все суммы, право на получение  которых возникло у налогоплательщика  в налоговом периоде, независимо от их фактического поступления. Аналогичным образом при накопительном методе определяются и расходы налогоплательщика.

     Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (п. 1 ст. 53 Налогового кодекса РФ).7 Проще говоря, налоговая ставка представляет собой размер налогового платежа на единицу налогообложения.

     В зависимости от измерения объекта  налогообложения налоговые ставки выражаются:

     1) в процентах к налоговой базе (налог на прибыль, на имущество, НДС) - так называемые адвалорные ставки;

     2) в твердой денежной сумме, когда  не единицу налогообложения устанавливается  фиксированный размер налогового  платежа (большинство акцизов,  транспортный налог);

     3) в комбинированной форме, сочетающей  твердую и процентную составляющие (налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, некоторые акцизы, единый социальный налог).

     Налоговые ставки могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными. Пропорциональная ставка имеет постоянную величину независимо от размера налоговой базы. Прогрессивная и регрессивная ставки с изменением налоговой базы также изменяются: с увеличением налоговой базы размер прогрессивной ставки возрастает, регрессивной - уменьшается (единый социальный налог).

     Размер  налоговой ставки определяет такую категорию, как налоговое бремя.8

     Налоговый период представляет собой календарный  год или иной период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Так, по налогу на доходы физических лиц налоговый период составляет один календарный год, по единому налогу на вмененный доход - квартал, по акцизам - календарный месяц. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог, поскольку большинству объектов налогообложения свойственна протяженность существования во времени либо цикличность возникновения. Поэтому уплата налогов предполагает определенную регулярность, систематичность. Налоговый период показывает, как часто требуется платить тот или иной налог.

     Налоговый период может состоять из одного или  нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые  платежи. Так, налоговый период по НДС, акцизам, налогу на добычу полезных ископаемых, налогу на игорный бизнес, а также при использовании ряда специальных налоговых режимов (единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности) не имеет отчетных периодов и не подразумевает уплату авансовых платежей. В то же время единый социальный налог, налоги на прибыль и на имущество организаций исчисляются и уплачиваются с учетом авансовых платежей по итогам отчетных периодов. На отчетные периоды разбиваются длительные налоговые периоды, прежде всего, размером в календарный год. Это обусловлено требованием регулярного и равномерного поступления налоговых платежей в бюджет в течение всего финансового года.

     Налоговый кодекс РФ устанавливает общие правила расчета налогового периода, применяемого ко всем налогам. Если организация создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. При создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания.

     Если  организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее будет период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации). Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) раньше следующего за годом создания календарного года, налоговым периодом для нее будет период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации. Данные правила не применяются в отношении организаций, из состава которых выделяются либо к которым присоединяются одна или несколько организаций.

     В отношении налогов, по которым налоговый  период устанавливается как календарный  месяц или квартал, при создании (ликвидации, реорганизации) лица изменение  отдельных налоговых периодов производится по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

     Если  имущество, являющееся объектом налогообложения, было приобретено, реализовано (отчуждено  или уничтожено) после начала календарного года, налоговый период по налогу на это имущество в данном календарном году определяется как период времени фактического нахождения имущества в собственности налогоплательщика.9

     Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд).

     Налог может быть исчислен:

     1) самим налогоплательщиком;

     2) налоговым агентом; 

     3) налоговым органом.

     В зависимости от вида налоговой ставки исчисление налога производится:

     1) как произведение соответствующей  налоговой ставки и налоговой  базы - для твердых налоговых ставок;

     2) как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой  базы - для процентных (адвалорных) налоговых  ставок;

     3) в комбинированной форме - для  комбинированных налоговых ставок.

     Налог может исчисляться по итогам налогового периода без учета ранее уплаченных налоговых платежей либо нарастающим итогом. В последнем случае размер подлежащего к уплате налога определяется путем вычитания из суммы налога, исчисленной по итогам налогового (отчетного) периода, ранее уплаченных ежемесячных (ежеквартальных) авансовых платежей.

     Налоговый орган исчисляет ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог). В данном случае законодатель стремится освободить граждан от сложной и трудоемкой работы по исчислению налогов, требующей знания налогового законодательства и специальной квалификации. Кроме того, у налогового органа больше возможностей собрать и обработать сведения, необходимые для исчисления этих налогов, чем у физического лица.

     Исчислив налог, налоговый орган не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику уведомление, где должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано налогоплательщику лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. Если налогоплательщик уклоняется от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.10

Информация о работе Характеристика элементов налогообложения