Гражданство Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин Рос-сии. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько разрядов с особым правом статусом.

Содержание

1. Понятие гражданства.
3

2. Гражданство в Российской Федерации
6


2.1.

2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

2.6.

2.7.
Приобретение гражданства

Прекращение гражданства

Двойное гражданство

Гражданство и брак

Правовое положение иностранцев

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев

Право на политическое убежище
6

8

9

9

10

11

13

3. Государственные органы по делам гражданства
14

4.
Список литературы.
15

Работа содержит 1 файл

правоведение мухортова.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Все иностранные граждане пользуются равной защитой со стороны Российского го-сударства в отношении своих лич­ных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобо-да совести и др.), а также экономических, социальных и куль­турных прав, если они предус-мотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, учас-тие в общественных органи­зациях, пользование достижениями культуры и др.). Но они лише-ны тех прав, преимущественно из категории политиче­ских, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам России (занятие некото­рых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть из-бранными в органы госу­дарственной власти, участие в референдумах и др.). Ино­странный гражданин вправе защищать свои права всеми пре­дусмотренными Конституцией РФ сред-ствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанно­стей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конститу­ции РФ это обязанность только граждан России), но на них распространяется конституционная обя-занность платить за­конно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным бо­гатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностран­ные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблю­дать законы, действую-щие на территории России.

Иностранные граждане, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на террито­рии России, несут ответственность на общих основаниях с рос-сийскими гражданами. Однако сотрудники дипломатиче­ских и консульских представи-тельств и члены их семей об­ладают иммунитетом и привилегиями, установленными ме­ждународным правом, вследствие чего юрисдикция Россий­ской Федерации на них не рас-пространяется. Некоторые ка­тегории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.  При нарушении, иностранными гражданами правил проживания в России (проживание без документов на право жительства или проживание по недействительным документам, несоблюдение порядка въезда в Россию, уклонение от выезда и т. д.) к ним могут быть применены в качестве меры Административного взыскания предупреждение или штраф, Злостное нарушение правил пребывания влечет уголовную ответственность. Органы внут-ренних дел вправе также сократить срок пребывания иностранного гражданина в России.  Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России:

а) если его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;

б) если это необходимо для охраны здоровья и нравст­венности населения, защиты прав и законных интересов граждан России и других лиц;

в) если он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, таможенное, валютное или иное законодательство России. Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда в таких слу-чаях подлежат с санкции прокурора задержанию и выдворению в при­нудительном порядке.

 

2.6. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев.

Как всякая демократическая страна Россия сталкивается проблемой миграции. Пере-мещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада СССР и возникших в связи с этим межнациональных конфлик-тов, а также преследований людей по разным основаниям. Эти миграционные потоки, часто весьма мощные, порождают необходимость решения сложных вопросов гражданства и обес-печения прав реловека. Законодательство закрепляет в отношении таких людей два правовых статуса: беженца и вынужденного пе­реселенца. Первый — Федеральным законом РФ о бе-женцах от 28 июня 1997 г., второй — Законом РФ о вынужденных переселенцах от 19 фев-раля 1993 г. Беженцами признаются лица, не имеющие российского гражданства, прибыв-шие или желающие прибыть на терри­торию Российской Федерации. Эти лица не могут или не желают пользоваться защитой страны своей гражданской принадлежности из опасений стать жертвой преследований по признаку расы, национальности, гражданства, вероиспо­ведания, принадлежности к определенной социальной груп­пе или политических убеждений.

Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человеч-ности, военное преступ­ление или другое тяжкое преступление неполитического ха­рактера. Правовой статус беженцев регулируется Междуна­родной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия.

Ходатайство лица, желающего получить статус бежен­ца, рассматривается компетент-ными органами, которые при наличии необходимых данных выдают ему свидетельство, пре-доставляющее ряд прав (проживать в центре временного размещения, получать питание, пользоваться медицинской помощью, получать пособие). Такое лицо несет обязанности соб-людать Конституцию РФ, законы и иные правовые акты, своевременно прибыть в центр вре-менного размещения, про­ходить медицинские осмотры и др.

Федеральная миграционная служба принимает решение о признании лица беженцем и выдает ему удостоверение, на основании которого лицо пользуется правами российского гра­жданина, а также рядом льгот по налогам и сборам. Лицо признается беженцем на срок до трех лет. При сохранении обстоятельств, вынудивших его покинуть свою страну, этот срок может продлеваться на каждый последующий год. Ста­тус беженца позволяет работать по найму или заниматься предпринимательской деятельностью, приобретать в собст­венность недвижимое имущество (на условиях для иностран­ных граждан), ходатайствовать о получе-нии российского гра­жданства. Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул, но он при определенных усло­виях утрачивает статус беженца (при получении гражданствa Российской Федерации или другого государства, выезде за пределы России на постоянное жительство, при умыш­ленном представлении ложных сведений, доб-ровольном при­нятии защиты государства, территорию которого он был вы­нужден покинуть).

ФМС оказывает помощь в приеме, при­знании, размещении и обустройстве беженцев.

Вынужденными переселенцами признаются граждане России, которые вынуждены или имеют намерение покинуть место постоянного жительства на территории другого госу-дарства или на территории России. Причиной для этого служат те же основания, что и для беженцев, но они связываются Законом о вынужденных переселенцах с проведением враж-дебных кампаний применительно к отдельным лицам или группам лиц, массовыми наруше-ниями общественного , порядка и другими обстоятельствами, существенно ущемляющими права человека. При определенных условиях вынужденными переселенцами могут быть признаны лица, не имеющие гражданства России, а также граждане бывшего СССР. Права вынужденных переселенцев во многом схожи с правами беженцев. Практически в той же мере определены обязанности органов государственной власти, органов местного самоуп-равления в отношении вынужденных переселенцев, гарантии их прав и др.

Растущая иммиграция по экономическим причинам, а ракже рост числа задерживаю-щихся на территории России транзитных иностранцев обусловили ужесточение контроля за въездом на территорию России. В связи с этим 16 декабря 1993 г. был издан Указ Президента РФ о мерах по введению иммиграционного контроля, а 8 сентября 1994 г. приняты постанов-ление Правительства РФ об утверждении Положения об иммиграционном контроле, поста-новление о мерах по предупреждению и сокращению неконтролируемой внешней миграции и Положение о порядке работы с иностранными гражданами и лицами без гражданства, при-бывающими и находящимися в России в поисках убежища, определения их правового ста-туса, временного размещения и пребывания на территории Российской Федерации.

 

2.7. Право на политическое убежище.

В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право за-креплено во Всеобщей декларации прав человека и большинстве конституций мира. Такой защитой пользуется человек, которого на его родине преследуют за политические, религиоз-ные и иные убеждения, если эти убеждения не являются преступными с точки зрения между-народного права. Например, право на убежище не признается за теми, кто совершает неполи-тические преступления или деяния, противоречащие целям и принципам ООН (военные прес-тупления, преступления против мира и человечества), не могут претендовать на убежище также лица, совершившие уголов­ное преступление (убийство, террористические акты, высту­пления в защиту расизма, подрыв общественного порядка и т. д.).

Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизо­ванного мира, предоставляя пра-во на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответ­ствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63), Предоставление по-литического убежища отно­сится к компетенции Президента России. Указом Президен­та РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федераци-ей политическогр убе­жища, которое регулирует все практические вопросы пре­доставления политического убежища. Число обращений не­значительно.

С предоставлением политического убежища тесно свя­зан вопрос О выдаче другим го-сударствам лиц, преследуе­мых за такие убеждения, а также за действия (или бездей­ствие), не признаваемые в России преступлением. По обще­му правилу, установленному Конституцией РФ (ч. 2 ст. 63), выдача таких лиц не допускается. Другое дело — выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также пере­дача осужденных для отбывания наказания в других госу­дарствах. Это возможно на основе федерального закона (ко­торого пока в России нет) или международного договора Рос­сии. Российская Федераций имеет договоры о правовой помо-щи по гражданским и уголовным делам с Алжиром, Бол­гарией, Венгрией, Грецией, Италией, Кубой, КНДР, Поль­шей и другими государствами; в этих договорах определены круг подле-жащих выдаче лиц и условия их выдачи. Анало­гичные нормы содержатся в Конвенции стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. Вопросы о выдаче ре­шаются Генеральным прокурором Российс-кой Федерации. При ратфикации Договора между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче Федеральный закон от 13 июня 1996 г. установил, что для целей данного договора компетентными органами со стороны Российской Федерации явля-ются Генеральная прокуратура РФ и Министерство юстиции РФ. Можно предположить, что указанные в законе органы будут рассматриваться как компетентные при выдаче и в других случаях.

 

 

3. Государственные органы по делам гражданства.

Решение сложных вопросов приобретения и прекраще­ния гражданства может быть до-верено только строго опре­деленным государственным органам, полномочия которых уста-новлены законом. К числу таких органов относятся: Пре­зидент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Прези­денте РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство иност-ранных дел РФ, дипломатические представительства и консульские учреждения РФ. Закон о гражданстве закреп­ляет полномочия каждого из них.

В Законе подробно регламентируется порядок производ­ства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений и ходатайств, порядок вынесения заключений и пре-дставлений по ходатайствам, сроки подачи и рассмотре­ния заявлений и ходатайств, испол-нение решений по делам о гражданстве. Строгая регламентация в данном отношении призва-на исключить чиновничий волюнтаризм в решении вопросов гражданства и защитить права человека.

Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства явля-ется возможность обжалования этих решений. Так, отказ в регистрации приобретения или прекращения гражданства либо в принадлежности к граж­данству Российской Федерации мо-жет быть обжалован в месячный срок в суд. Отказ в приеме заявлений и ходатайств по воп-росам гражданства, нарушение сроков их рассмотре­ния, а также другие действия должност-ных лиц, нарушаю­щие порядок рассмотрения дел и исполнение решений, мо­гут быть обжа-лованы вышестоящему должностному лицу либо в суд.

Порядок рассмотрения вопросов российского граждан­ства установлен Положением, утвержденным Указом Пре­зидента РФ от 27 декабря 1993 г. Весьма демократический поря-док приобретения российского гражданства помогает многим людям. Так, в 1992—1993 гг. гражданство РФ приоб­рели 130 тысяч человек, в 1994 г. — 502 тысячи, в 1995 г. — 563 тыся-чи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы.

1. Конституция РФ,  принятая 12 декабря 1993 года. М., Юридическая литература 1993 г.

2. Комментарий к Конституции Российской Федерации.  М., Издательство БЕК. 1994 г.

3. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации.  М., 1994 г.

4. Закон о гражданстве Российской Федерации (в ред. закона РФ от 17 июня 1993 г. №5206-1)

Введение………………………………………………………..………………...………2

 

1. Общие положения по гражданству Р.Ф……………………………………………..2

 

1.1. Понятие, основные принципы гражданства……………………...…...………….2

 

1.2. Основания, порядок приобретения гражданства………………..………………..4

 

Заключение……………………………………………………………………………….7

 

Список литературы………………………………………………………………………7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Выбирая тему, для своей курсовой работы я, прежде всего, руководствовалась ее большой значимостью. До 1917 г. в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались «подданными». Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий» от 23 ноября 1917 г. отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование - «гражданин Российской Федерации». Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей проживающих в независимых соседних государствах и за пределами бывшего Советского Союза, принятый закон «О гражданстве Р. Ф.» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства, ведь только гражданин Российской Федерации может пользоваться всеми правами и льготами, которые предоставляет ему государство. Иными словами, гражданство является тем необходимым условием, которое является обязательным для того, что бы человек получил те или иные права, свободы и мог исполнять обязанности признаваемые за гражданином, кроме того, от государства гражданин так же имеет право требовать создания благоприятных условий для жизни, защиту и покровительство гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами. Таким образом, гражданство это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности.

Информация о работе Гражданство Российской Федерации