На самых ранних стадиях
государственной организации формой
налогообложения можно считать
жертвоприношение, которое далеко не
всегда было добровольным, а являлось
неким неписаным законом. Еще
в Пятикнижии Моисея сказано: "...
и всякая десятина на земле из семени
земли и из плодов принадлежит
Господу". Видно, что процентная ставка
данного "налога" четко определена.
По мере развития
государства возникла "светская"
десятина, которая взималась в
пользу влиятельных князей наряду
с церковной десятиной. Данная
практика существовала в течение
многих столетий: от Древнего
Египта до средневековой Европы.В
Древней Греции тоже существовала своя
налоговая система. Ставка подоходного
налога составляла здесь от 10 до 20%. Но
свободные граждане Афин налогов не платили,
предпочитая им добровольные пожертвования.
Однако если государству предстояли крупные
расходы - война или большое строительство,
народное собрание вводило обязательное
налогообложение для всех. Деньги налогоплательщиков
расходовались на содержание наемных
армий, возведение храмов и оборонительных
укреплений, строительство дорог, устройство
празднеств, раздачу денег беднякам и
другие общественные нужды.
Древний Рим. Великая
Империя, Его государственное
устройство стало образцом для
государств Европы, которые появились
гораздо позднее. Да и налоговая
система римлян послужила примером
для подражания. Такие понятия,
как ценз, акциз, фискал, откупщик,
дошли, до нас с тех далеких
времен. Пока Рим оставался городом-государством,
его налоговая система была
не очень сложной. В мирное
время налогов не существовало
вовсе, а расходы покрывались
путем сдачи в аренду общественных
земель. Государственный же аппарат
фактически содержал себя сам.
Избранные магистраты не только
исполняли обязанности безвозмездно,
но еще и вносили на общественные
нужды собственные средства, считая
это почетным. В военное время
граждане Рима облагались налогами
в соответствии со своим достатком,
для чего раз в пять лет
подавали избранным чиновникам-цензорам
заявление о своем имущественном
и семейном положении. На основании
этих заявлений, ставших прообразом
современных налоговых деклараций и определялась
сумма налога (ценз).
Римское государство
росло, постепенно превращаясь
в империю. Победоносные войны
позволяли присоединять к нему
все новые и новые земли,
получившие название провинций.
Усложнялась и налоговая система.
На завоеванных землях вводились
коммунальные (местные) налоги и
повинности, причем чем более упорное
сопротивление оказывали римским легионерам
жители покоренных земель, тем более высоким
налогом они облагались. Римские граждане,
проживавшие вне Рима, платили как государственные,
так и местные налоги. Но если в мирные
времена они от государственных налогов
освобождались, то коренные жители провинций
таких "налоговых льгот" не имели,
что служило символом их подчиненного
положения, Сбором налогов в римских провинциях
занимались откупщики. Контролировать
их "деятельность" было довольно
сложно, а потому коррупция и злоупотребление
властью неизбежно вели к экономическому
кризису, Император Октавиан Август, создал
в провинциях финансовые учреждения, которые
контролировали налогообложение, провел
переоценку налогового потенциала провинций,
для чего был произведен обмер каждой
городской общины с ее земельными угодьями,
составлены земельные кадастры и проведена
перепись имущественного состояния граждан.
Сбором налогов, главным из которых был
поземельный, стали ведать государственные
чиновники. Со времен Древнего Рима ведется
и подразделение налогов на прямые и косвенные.
Так, к косвенным относились: налог с оборота
(1%), налог при торговле рабами (4%), налог
на освобождение рабов (5% их рыночной стоимости),
а также налог с наследства (5%), которым
облагались лишь граждане Рима и который
имел целевое назначение - расходовался
на пенсионное обеспечение профессиональных
солдат. Уже в те далекие времена налоги не только
играли фискальную роль, но и служили дополнительным
стимулом развития хозяйства, поскольку
вносились деньгами. Чтобы эти деньги
получить, населению приходилось производить
излишки продукции на продажу, а это, в
свою очередь, вело к развитию товарно-денежных
отношений, углублению процесса разделения
труда, урбанизации.
Современное европейское
государство сформировалось в основном
в ХVI-ХVII вв., на заре Новой истории, однако
его система налогообложения была еще
далека от совершенства. Не существовало
крупного постоянного налога. Средства
в казну поступали через систему налогов
чрезвычайных, а их сбор находился в руках
откупщиков, то есть дельцов, которые называли
на торгах самую высокую цену за право
сбора очередного налога и таким образом
откупали его. Деньги поступали в государственную
казну, а откупщик занимался сбором налогов,
стараясь при этом получить максимальную
прибыль за счет комиссионных. Надо ли
говорить, к каким злоупотреблениям это
приводило и насколько, мягко говоря, непопулярными
личностями были откупщики у населения,
если еще средневековый церковный деятель
и философ Фома Аквинский называл налоги
узаконенной формой грабежа.
Достаточно рациональная
налоговая система возникла на
рубеже ХVII-ХVIII вв., когда в европейских
странах в основном сложилось административное
государство, располагавшее чиновничьим
аппаратом. Доходы, как и в Древнем Риме,
поступали через систему прямых и косвенных
налогов. Прямые налоги в основной массе
приходились на подушный и подоходный,
ставка которых колебалась от 10 до 15%. Дворянство и духовенство
от их уплаты освобождались, и налоговое
бремя несли буржуазия и крестьянство.
Основным косвенным налогом был акциз,
размеры которого колебались от 5 до 25%.
Но тут опять наметилось противоречие. Принося большие
доходы в казну, налоги на предметы потребления
сдерживали развитие торговли. Государство
все сильнее нуждалось не только в системе,
но и в научной теории налогообложения,
поскольку, по словам французского писателя
и ученого, просветителя Шарля Луи Монтескье,
ничто не требует столько мудрости и ума,
как определение той части, которую у подданных
забирают, и той, которую оставляют им.
Создателем такой теории считается видный
шотландский экономист и ученый 18 в. Адам
Смит. В противовес Фоме Аквинскому он
утверждал, что налоги для налогоплательщика
- признак не рабства, а свободы. Труд А.Смита
"Исследование о природе и причине богатства
народов", увидевший свет в 1776 г., определил
основные принципы налогообложения, не
утратившие значения и поныне:
Во все времена экономистов
занимал вопрос: формировать ли бюджет
чисто фискальными методами или
же стимулировать предпринимательскую
деятельность и расширение налоговой
базы путем снижения налогов? Какой
путь вернее?
Практика показала, что
реальное снижение налогов возможно
лишь в государстве с прочной
экономической базой. Только тогда
снижение ставки налогообложения
приведет к росту производства,
который в дальнейшем компенсирует
временное уменьшение налоговых
поступлений. На таком принципе
строят свою налоговую политику
ведущие страны мира. Суть налоговых
реформ, проведенных здесь в 80
- 90-е годы нашего века, основывается
на ускорении накопления капитала
и стимулировании деловой активности.
Снижаются ставки налога на
прибыль корпораций (в США с
46 до 34%, в Великобритании с 45 до
35%, в Японии с 42 до 40%). Кроме того,
снижен верхний уровень налогообложения
личных доходов физических лиц, расширены
интервалы необлагаемого дохода. Но снижение
прямых налогов компенсируется ростом
косвенных - налога с продаж, налога на
добавленную стоимость и ряда других.
Одновременно усилен контроль за соблюдением
налогового законодательства и ужесточены
экономические и юридические санкции
к тем, кто его нарушает. Однако специалисты
этих великолепно отлаженных и бесперебойно
действующих налоговых служб отдают должное
своим российским коллегам, которым всего
за шесть лет практически заново удалось
создать действующую систему налогообложения.