Бюджетное устройство

Автор: a*********@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 10:25, реферат

Описание работы

Казахстан находится в Центральной Азии, в глубине Евразийского материка. Территория - 2.724.900 кв.км.(1.049.150. sq. miles). По площади Казахстан занимает 9-е место в мире, уступая России, Китаю, США, Аргентине, Бразилии, Канаде, Индии и Австралии; второе место по территории среди государств СНГ. Территория Казахстана больше, чем 12 стран Европейского Союза. Население - 15,56 млн. чел. Плотность населения: 5,5 чел. на 1 кв.км.Столица - Астана (с 10 декабря 1997 г.). Население 600,2 тыс. чел.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
Глава I. Денежно-кредитная система РК ……………………………..5
1.1.История развития монет и банкнот Казахстана ………………….5
1.2. Денежная реформа в Казахстане ………………………………….6
1.3. Банковская система РК …………………………………………….8
Глава II. Бюджетная система Казахстана …………………………….12
2.1. Экономическая сущность бюджета и бюджетное устройство… 12
2.2. Состав доходов и расходов государственного бюджета ……….13
Глава III. Налоговая система ………………………………………….17
3.1. История налогов ………………………………………………….17
3.2. Виды налогов ……………………………………………………..18
Заключение ……………………………………………………………..24
Список использованной литературы ……………………………

Работа содержит 1 файл

Бюджетное устройство РК.doc

— 172.50 Кб (Скачать)

Правительство РК обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные органы обеспечивают исполнение местных бюджетов.

Закон РК « О  республиканском бюджете на 2008 год» был принят 6 декабря 2007 года.

2.2. Состав доходов  и расходов государственного бюджета.

Функционирование  бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических  форм - доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы  стоимостного распределения. Обе категории имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политики государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов. Состав и структура доходов государственного бюджета Республики Казахстан определяются действующей системой налоговых платежей и поступлениями неналоговых средств.

Структура бюджета  строится на основе бюджетной классификации  и состоит из следующих разделов:

1)доходы:

- налоговые поступления;

- неналоговые  поступления;

- поступления  от продажи основного капитала;

- поступления  трансфертов;

2)затраты;

3)операционное  сальдо;

4)чистое бюджетное  кредитование:

- бюджетные кредиты;

- погашение бюджетных  кредитов;

5)сальдо по  операциям с финансовыми активами:

- приобретение  финансовых активов;

- поступления  от продажи финансовых активов  государства;

6)дефицит ( профицит) бюджет;

7)финансирование  дефицита (использование профицита)бюджета:

- поступление  займов;

- погашение займов;

- движение остатков  бюджетных средств.

Доходами бюджета  являются налоговые и другие обязательные платежи, трансферты, денежные средства, передаваемые государству на безвозмездной и безвозвратной основах.

Налоговые поступления - налоги и другие обязательные платежи  в бюджет, установленные Налоговым  кодексом Республики Казахстан.

Неналоговые поступления - обязательные невозвратные платежи  в бюджет, установленные законодательными актами РК.

Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:

- от продажи  государственного имущества;

- от продажи  товаров из государственного  материального резерва;

- от продажи  земельных участков, находящихся в государственной собственности или предоставления их в постоянное или временное пользование;

- от продажи  нематериальных активов, принадлежащих  государству.

Поступления трансфертов - безвозмездных и невозвратных платежей в бюджет и из бюджета.

Затратами бюджета являются бюджетные средства, выделенные на невозвратной основе. Они подразделяются на следующие виды:

1) затраты, обеспечивающие  деятельность государственных учреждений;

2) затраты, связанные  с организацией и проведением  мероприятий, не носящих постоянного характера;

3) затраты на  государственный заказ - оплата  государственными учреждениями  товаров (работ, услуг), полученных  от физических, юридических лиц  и крестьянских хозяйств на  основе гражданско-правовых сделок  в рамках реализации бюджетных  программ;

4) денежные выплаты  физическим лицам - затраты, связанные  с платежами физическим лицам  в денежной форме в соответствии  с законодательными актами РК, кроме денежных выплат работникам  за труд;

5) иные виды  затрат на выполнение обязательств  государства.

Операционное  сальдо - разница между доходами и затратами бюджета.

Чистое бюджетное  кредитование - разница между бюджетными кредитами и их погашением. В зависимости  от срока предоставления бюджетные  кредиты подразделяются на следующие  виды: краткосрочные - до 1 года; среднесрочные - от 1 года до 5 лет; долгосрочные - от 5 до 30 лет.

Cальдо по  операциям с финансовыми активами - разница между суммами приобретения  финансовых активов и поступлений  от продажи финансовых активов  государства. 

Динамика доходов государственного бюджета за 2005 - 2007 годы.

 
  2005 2006 2007  
Показатели млрд тенге % к ВВП в % млрд тенге % к ВВП в % млрд тенге % к ВВП в %  
Всего доходов 2098.5 100 27.7 2338.0 100 22.9 2887.8 100 22.7  
Налоговые поступления, в т.ч. 1998.3 95.2 26.3 2209.1 94.5 21.6 2356.0 81.6 18.5  
КПН 834.3 39.8 11.0 776.6 33.2 7.6 758.3 26.3 6.0  
ИПН 122.9 5.9 1.6 165.0 7.1 1.6 221.0 7.7 1.7  
Соц. налог 197.3 9.4 2.6 236.6 10.1 2.3 295.7 10.2 2.3  
НДС 343.9 16.4 4.5 489.6 21.0 4.8 629.3 21.8 5.0  
Акцизы 33.4 1.6 0.4 47.4 2.0 0.5 58.7 2.0 0.5  
Неналоговые поступления 66.0 3.2 0.9 54.8 2.3 0.6 181.1 6.2 1.1  
Пост. от продажи осн. капитала 34.2 1.6 0.5 71.1 3.2 0.7 92.7 3.2 0.7  
Трансферты - - - - - - 258.0 9.0 2.1  
                     

Анализ данных таблиц показывает, что значительный рост доходов государственного бюджета наблюдается в республике в 2005 году и составил 2098,5 млрд. тенге. Это было обусловлено ростом нефтедоходов, в частности корпоративного подоходного налога. За год поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога выросли в 2,2 раза составив 834,3 млрд. тенге, или 39,8 % доходов бюджета. В 2006 году было принято решение о том, что все нефтедоходы должны поступать в Национальный фонд РК, а с Нацфонда предусмотреть трансферты в республиканский бюджет. В результате использования этого механизма в 2006-2007 году в определенной степени уменьшились поступления в бюджет от корпоративного подоходного налога.

В целом за анализируемый  период доходы государственного бюджета  в основном формируются за счет налоговых поступлений, удельный вес их в общем объеме доходов в среднем составляет более 90 %. При этом значительное налоговое поступление обеспечивается за счет корпоративного подоходного налога и налога на добавленную стоимость. С 2006 года увеличение поступления НДС связано с ростом объемов импорта. Сегодня более 70 % суммы поступления НДС в бюджет составляют товары, импортируемые на территорию РК.

В 2007 году расходы  бюджета по сравнению с 2006 годом  увеличены в 1,4 раза и составили  в сумме 3113,5 млрд. тенге. В республике в последние годы определенные средства бюджета были направлены на поддержку реального сектора экономики. В 2004 году общая сумма бюджетных средств на реальный сектор составила 256,6 млрд. тенге, а в 2007 году - 653,3 млрд. тенге и увеличилась по сравнению с 2004 годом в 2,6 раза. При этом затраты бюджета на жилищно-коммунальное хозяйство возросли в 3 раза, на развитие промышленности, архитектурной и строительной деятельности - 6,5 раза.

Социальные затраты  государственного бюджета за 2007 год составили 1379,4 млрд. тенге и по сравнению с 2004 годом увеличились в 2,2 раза. При этом на образование затраты возросли в 2,4 раза, здравоохранение - 2,3 раза, социальную помощь и обеспечение - 1,9 раза.

Глава III. Налоговая система.

3.1. История налогов.

В Казахстане до середины XIX века эквивалентом заменителем  денег был скот (преимущественно  овцы, лошади), в переводе на стоимость  которых оценивались другие товары.

Общинники-скотоводы  кочевали на землях, принадлежащих  феодалам, и обязаны были платить им земельную ренту - 20-ю часть скота в скотоводческих районах - зекет и 10-ю часть урожая в земледельческих районах - ушур. Кроме того, они делали так называемые «добровольные» подношения своему феодалу скотом - согым (наиболее упитанным, предназначенным для осеннего забоя) и мясом (сыбыга). Большая часть зекета и ушура шла в пользу ханов. Они брали также судебную пошлину (ханлык) - 1/10 сумму судебного иска, пошлины с проходивших через кочевья караванов. Во время воин источником доходов феодалов была еще и военная добыча - ясырь. Формой обогащения феодалов был сауын - «родовая помощь» - отдача ими своего скота на выпас беднякам, которые имели право пользоваться молоком и шерстью, но обязаны были потом возвращать скот с приплодом. Кокандское ханство взимало с казахов-земледельцев харадж - 2/3 урожая. В 1834 г. Была введена раскладочная система налогообложения - от имени хана указывалась предполагаемая сумма, которую должны казахские лица распределять по своему усмотрению между плательщиками, а владельцы феодально-родовой верхушки от уплаты были освобождены. В 1841г. Зекет взимался только в денежной форме (по принципу раскладочной системы) - серебром, а согым - деньгами или скотом (по желанию). Позже зекет взимался от количества скота, а согым - от числа кибиток. Раскладочная система не учитывала изменение во времени числа скота и кибиток (что быстро менялось) и не была уравнительной.

После отмены в 1855-56гг. специальными манифестами недоимок самодержавие ввело окладочную подать, хотя в ее основе лежала та же ханская раскладка. Были и другие повинности: кибиточная подать - за проживание за пределами орды на внутренних землях;

Билетный сбор - при наиме в работники к  линейным жителям;

Акциз - за перепуск скота за линию на казачьи земли  и др.

Начиная с 1918г. Вводится высокопрогрессивное подоходно-имущественное налогообложение: подоходный налог, промысловый налог, налог на прирост прибылей торгово-промыленных предприятий, налог с недвижимого имущества, единовременный налог, акцизы на табак, спирт и некоторые другие товары. С 1919г. Была введена продовольственная разверстка «зерновых хлебов и фуража» в связи с резким обесцениванием денег в условиях военной интервенции. Практически произошла натурализация экономических отношений (заработной платы, социальных выплат, налогов). Характерными для периода военной интервенции и гражданской войны (период «военного коммунизма») были натуральный и единовременные чрезвычайные революционные налоги. В 1918 году вводится продовольственный налог - «продналог».

С переходом, начиная с 1921 года, к новой экономической политике - «нэп» возрождаются денежные формы налогов: косвенные - акцизы и прямые: промысловый, подоходно-поимущественный, с 1923 гоа для крестьянства введен единый сельскохозяйственный налог (объеденивший продовольственный, труд-гужевой, подворно-денежный, общегражданский налоги), который частично еще взимался в натуральной форме.

Финансовые реформы 1930-1932 годов унифицировали множественность  налоговых платежей в два основных платежа: для государственных предприятий - налог с оборота и отчисления от прибылей, для кооперации - налог с оборота и подоходный налог. Население в городах уплачивало подоходный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды культурно-бытового и жилищного строительства; сельское население - сельскохозяйственный налог с колхозов и населения, культжилсбор.

С началом Великой  Отечественной войны был введен для граждан военный налог, надбавки к подоходному и сельскохозяйственному  налогам. В 1941 году введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. С 1942 года установлены пять местных налогов и сборов: налог со строений, земельная рента, сбор с владельцев транспортных средств, сбор с владельцев скота, разовый сбор на колхозных рынках.

С началом рыночных преобразований начали функционировать новые виды налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог с продаж.

Информация о работе Бюджетное устройство