Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 17:18, реферат
В индустриально развитых странах наблюдается процесс расширения полномочий местных властей на основе формирования механизмов перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы, позволяющих учитывать интересы населения муниципальных образований.
Вместе с тем, как показывают исследования, расширение расходных функций российских местных органов власти не сопровождалось адекватным увеличением их доходной базы.
Разработка расчетных показателей по расходам областного бюджета на год проводится в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами и рекомендациями по основным направлениям бюджетной политики, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Челябинской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Челябинской области», Постановлениями Губернатора Челябинской области (например «О разработке проекта закона Челябинской области «Об областном бюджете на 2004 год») и других нормативных документах Челябинской области по обеспечению эффективного и целевого использования бюджетных средств.
При расчете
расходных потребностей местных
бюджетов применяется метод
Относительный уровень расходных потребностей оценивается с помощью индекса бюджетных расходов, показывающего насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств (в расчете на душу населения) на данной территории с учетом объективных факторов и условий, по сравнению со средним показателем по области для предоставления одного и того же уровня обеспечения бюджетных услуг.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация является социальным государством. Это означает высокую государственную значимость формируемой системы государственных гарантий и законодательно регулируемой социальной сферы. Основным источником финансирования социальной сферы в г. Челябинске является бюджет. Поэтому львиную долю в расходах бюджета г. Челябинска занимают расходы на социальную сферу.
Как известно, муниципальные образования вынуждены работать в условиях ежегодно меняющихся нормативов отчислений от собираемых доходов в вышестоящие бюджеты. Челябинск не является исключением из общего правила. Кроме того, реформы, проводимые в налоговой политике, привели к снижению налогооблагаемой базы, а, следовательно, и к номинальному уменьшению размера плановых поступлений от налогов и сборов. Следовательно, возникает необходимость проведения работ по оценке реального налогового потенциала территории и поиска новых источников доходов.
В рамках разработки стратегии развития г. Челябинска до 2010 года, с учетом Налогового и Бюджетного кодекса, были определены приоритетные направления работы, в том числе обеспечение финансовой устойчивости муниципальных предприятий и доходов от использования земли. Разработчикам стратегии развития представляется наиболее перспективной тема обеспечения финансовой устойчивости муниципальных предприятий, которая помогает решить одновременно две проблемы: сокращение бюджетных дотаций и получение дополнительных доходов.
В настоящее время расходы местных бюджетов, в общем, и расходы бюджета г. Челябинска, в частности, определяются исходя из планируемых доходов, а не наоборот. Именно этот фактор, по мнению специалистов, является исходным и главным методическим принципом нынешней российской практики разработки местных бюджетов.
В связи с
этим в бюджетном планировании г.
Челябинска доминирует задача определения
возможных будущих доходов
Определение же расходов бюджета носит вторичный характер, и планируются исходя из потребностей не населения, а муниципальных бюджетных учреждений на базе ведомственных нормативов, и нередко «от достигнутого». В результате подобных расчетов расходные потребности, как правило, превышают имеющиеся в консолидированном бюджете региона финансовые средства, и «в ход пускается» процедура бюджетного регулирования, основанная на индивидуальном подходе к муниципальным образованиям, учитывающем объемы их бюджетных расходов в предшествующий период с необходимыми корректировками (индексацией и т.п.).
Челябинская городская
Дума решила отказаться от разработки
трехлетних бюджетов и внесла изменения
в уже принятый финансовый документ, исключив из него показатели
2010 и 2011 годов.
Как передает корреспондент «Нового Региона»,
согласно этому решению дефицит городского
бюджета на 2009 год устанавливается в размере
600 тысяч рублей. Предел муниципального
внутреннего долга Челябинска на 1 января
2010 года - не должен превышать 1 миллиарда
200 миллионов рублей, в том числе предельный
объем по муниципальным гарантиям - 200
миллионов.
Администрация города 15 ноября должна
утвердила прогноз социально-экономического
развития Челябинска на очередной финансовый
2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов,
предоставить в городскую Думу проект
бюджета на 2010 год, а также среднесрочный
финансовый план до 2012 года.
В дополнение к вышесказанному, следует отметить, что в сложившейся структуре бюджетных расходов муниципального образования основными видами затрат являются расходы на жилищно-коммунальное хозяйство, образование, социальную политику, здравоохранение и на государственное управление. При всех территориальных различиях доля указанных расходов составляет абсолютно преобладающую часть ассигнований всех местных бюджетов.
Заключение
В бюджетной системе страны, являющейся главной финансовой базой деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления в сфере экономического и социального развития, местные бюджеты - самые многочисленные. Местным бюджетам принадлежит важнейшая роль в финансировании местных потребностей, в обеспечении защиты интересов граждан, проживающих в городских, сельских и иных муниципальных образованиях.
Анализ существующей нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность местных органов власти по формированию и исполнению бюджета позволяет сделать вывод, что законодательство требует дальнейшего реформирования. Необходимо сделать работающей норму минимальной бюджетной обеспеченности, а значит предпринять шаги к разработке и внедрению данных норм.
Следует обратить особое внимание на сокращение собственной налоговой базы, и, как следствие, основного канала притока средств в местные бюджеты. С принятием Бюджетного и Налогового кодексов в процессе упорядочения налоговой системы и создание единого налогового пространства ликвидированы многие местные налоги.
Кроме этого в течение
последних лет наблюдалась
И, тем не менее, местные органы должны решать вопросы местного значения, которые в большинстве финансируются исключительно из средств местных бюджетов, это такие статьи расходов как система среднего образования, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, средства массовой информации, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные органы охраны порядка, муниципальное жилищное хозяйство, благоустройство территории и ремонт муниципальных дорог, транспортное обслуживание население и многое другое.
Список литературы
1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юридическая литература, 1993. 62 с.
2.Об общих принципах
организации местного
3.Устав города Челябинска.
Принят населением на
4.Об утверждении Положения
о бюджетном устройстве и
5.Бюджетная система России: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. Г.Б. Поляка. М., 2008. С. 128.
6.Гусев С.И., Швецов Ю.Г. Бюджетная реформа: взгляд с позиции региона // Финансы. 2001. №8. С. 9.
.К вопросу об оценке доходов местных бюджетов, необходимых для обеспечения расходных полномочий местных органов власти по решению вопросов местного значения, в рамках осуществления реформы местного самоуправления // Муниципальное право. 2008. №34. С. 61-80.
.Култаев Ю.М. Проблемы формирования доходной части бюджета муниципального образования (на примере г. Челябинска) // Материалы научно-практической конференции «Стратегия развития миллионного города». Челябинск, 2000. С. 40