Анализ путей совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические основы налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, а так же выявить и проанализировать пути совершенствования налогообложения по данному налогу.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучена история возникновения налога на добавленную стоимость в РФ;
раскрыта экономическая сущность и порядок налогообложения добавленной стоимости;
выявлена роль в образовании доходов бюджета;
исследован опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости;
проанализированы пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости;
рассмотрены тенденции изменения НДС в 2011 году.

Работа содержит 1 файл

Копия курсач 2.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

     Федеральная налоговая служба  по итогам 2010 года перечислила в федеральный бюджет РФ 3 трлн. 207 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2009 год. Такие предварительные  данные приводятся в сообщении ведомства.

     Основная  масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета в  прошлом году была обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%).

     Налога  на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, за 2010 год поступило 1 трлн. 329 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году.

     Налога  на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в январе-декабре 2010 года поступило 55 млрд. рублей, что  в 1,8 раза больше, чем в январе-декабре 2009 года.

     На  нынешнем этапе развития экономики  России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так  как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны [6, С.5].

     НДС как наиболее значительный косвенный  налог выполняет две взаимодополняющие  функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается  в мобилизации существенных поступлений  от данного налога в доход бюджета  за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения [9, С.206]. В свою очередь, регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством. 

     Располагая  полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета [28, С.16].

     Налог на добавленную стоимость, как и  любой другой налог, выполняющий  функцию регулятора, в силу его  экономических характеристик, позволяет достигать в рамках государственной налоговой политики следующих целей и решать такие специфические задачи, как:

     а) исключение ценового мультипликатора, провоцирующего спекулятивный разогрев рынка и рост цен на пути движения товара от первого производителя к конечному потребителю;

     б) равномерно распределение налогового бремени между всеми участниками цепи товарооборота;

     в) учет в рамках локальной системы (экономической или производственной) объема вновь созданного продукта.

     Распределительная функция НДС заключается в  том, что путем налогообложения  и через государственный бюджет осуществляется перераспределение  ВВП. Посредством налогового механизма  через установления ставок и льгот  по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.

     Стимулирующая функция является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.

     В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных  основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем [26].

     Из  вышесказанного можно сделать следующие  выводы: за годы своего существования  НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.

     НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и играет ведущую  роль в формировании доходной части  бюджетов всех уровней.

     Несмотря  на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает  цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от  подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за  товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.

     В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.

     НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.  
 
 
 
 
 
 

     
  1. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ  НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ
 

     2.1 Опыт применения НДС в зарубежных  странах 
 

     В  настоящее  время  НДС  взимается  более  чем  в  сорока  странах  мира:  почти  во  всех  европейских  странах,  Латинской  Америке,  Турции,  Индонезии,  ряде  стран  Южной  Америки.  В  США  и  Канаде  применяется  близкий  по  методу  взимания  к  НДС  налог  с  продаж [30].

Доля  НДС в структуре бюджетов разных стран представлена на рисунке  1. 
 

     

     Рисунок 1- Доля НДС в структуре бюджетов разных стран, в %.*

     * Источник: [30]. 
 

     Из  приведенного рисунка видно, что  доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.

     Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений. Взимание его осуществляется методом частичных платежей, где предприятия выступают лишь сборщиками налога. Довольно развернута и система льгот, как непосредственных освобождений, так и иных форм. Полностью освобождены: медицина и медицинское обслуживание; образование (начальное, среднее, высшее и профессиональное); деятельность общественного и благотворительного характера.

     В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений.

     В Германии из налогов на юридических  лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную  стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.

     В Великобритании главное место среди  косвенных налогов также принадлежит  налогу на добавленную стоимость. Он занимает с точки зрения доходов  второе место после подоходного  налога и формирует примерно 17% бюджета страны [23, С. 126].

     В  различных  странах  существуют  разные  подходы  к  установлению  ставок  НДС.  В  то  же  время  их  средний  уровень  колеблется  от  15  до  25%.  В  некоторых  странах  применяется  шкала  ставок  в  зависимости  от  вида  товара  и  его  социально-экономической  значимости: 

    а) пониженные  ставки  (2 - 10%)  применяются  к  продовольственным,  медицинским  и  детским  товарам; 

    б) стандартные  (основные)  ставки  (12 - 23%)  -  к  промышленным  и  другим  товарам  и  услугам; 

    в) повышенные  ставки  (свыше  25%)  -  к  предметам  роскоши. Конкретные  размеры  ставок  по  некоторым  развитым  странам  мира  приведены  в таблице 2.1.

                                                                                           

        Таблица 2.1- Ставка НДС в ведущих  странах *

        Страна
        Ставка стандартная
        Ставка сниженная
        Россия
        18%
        10% или 0%
        Германия
        19%
        7%
        Франция
        19,6%
        5,5% или 2,1%
        Великобритания
        20%
        5% или 0%
        Япония
        5%
       
 

    * Источник: [16, С. 417] 
     

     При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов [13, С. 432]. К этим методам относятся:

    а) прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;

    б) аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.

     Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко. В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС, имеющий различные названия - метод зачета, косвенный метод вычитания, метод возмещения. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг [10, С. 247].

     Система начисления НДС при использовании  метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:

    а) Метод поставки или начислений.

       В этом случае исчисление НДС и связанные с этим налоговые обязательства происходят в момент поставки товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.

    б) Метод оплаты или кассовый метод.

       Когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги.

    в) Гибридный метод.

     Здесь НДС начисляется и взимается  с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для  производства продукции - на момент ее оплаты.

     В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений). Его преимущественное использование обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, момент поставки в большей степени связан с объектом обложения НДС. Основанные на поставке зачетное начисление и оплата НДС более соответствуют принципу налогообложения текущего потребления. Во-вторых, при методе поставок облегчается взимание НДС налоговыми службами, поскольку установить факт и момент поставки проще, чем факт и момент совершения платежа.

Информация о работе Анализ путей совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ