Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить теоретические и практические основы налога на добавленную стоимость в Российской Федерации, а так же выявить и проанализировать пути совершенствования налогообложения по данному налогу.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
изучена история возникновения налога на добавленную стоимость в РФ;
раскрыта экономическая сущность и порядок налогообложения добавленной стоимости;
выявлена роль в образовании доходов бюджета;
исследован опыт развитых стран в налогообложении добавленной стоимости;
проанализированы пути совершенствования налогообложения добавленной стоимости;
рассмотрены тенденции изменения НДС в 2011 году.
Федеральная
налоговая служба по итогам 2010 года
перечислила в федеральный
Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета в прошлом году была обеспечена поступлениями налога на добычу полезных ископаемых (43%), НДС (41%) и налога на прибыль (8%).
Налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ, за 2010 год поступило 1 трлн. 329 млрд. рублей, что на 13% больше, чем в 2009 году.
Налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию РФ, в январе-декабре 2010 года поступило 55 млрд. рублей, что в 1,8 раза больше, чем в январе-декабре 2009 года.
На нынешнем этапе развития экономики России НДС остается более предпочтительным, чем прямые налоги: во-первых, от него труднее уклониться плательщику, так как выручку всегда сложнее скрыть или занизить, нежели прибыль; во-вторых, процесс взимания НДС не вызывает больших затруднений, что сокращает расходы на данную процедуру; и, в-третьих, НДС не зависит от результатов хозяйственно-экономической деятельности субъектов, и поступления от него достаточно стабильны [6, С.5].
НДС
как наиболее значительный косвенный
налог выполняет две
Располагая полной и точной информацией, получаемой из бухгалтерской отчетности, государственные финансовые и налоговые органы могут осуществлять более точное планирование доходов бюджета [28, С.16].
Налог на добавленную стоимость, как и любой другой налог, выполняющий функцию регулятора, в силу его экономических характеристик, позволяет достигать в рамках государственной налоговой политики следующих целей и решать такие специфические задачи, как:
а) исключение ценового мультипликатора, провоцирующего спекулятивный разогрев рынка и рост цен на пути движения товара от первого производителя к конечному потребителю;
б) равномерно распределение налогового бремени между всеми участниками цепи товарооборота;
в) учет в рамках локальной системы (экономической или производственной) объема вновь созданного продукта.
Распределительная функция НДС заключается в том, что путем налогообложения и через государственный бюджет осуществляется перераспределение ВВП. Посредством налогового механизма через установления ставок и льгот по НДС, а так же порядка применения налоговых вычетов в бюджет может изыматься часть доходов от высокорентабельных видов деятельности и через бюджетную систему направляться в убыточные, но необходимые для жизни общества сферы.
Стимулирующая функция является в значительной мере производной первых двух функций налогов. Налог на добавленную стоимость по существу дестимулирует облагаемые виды деятельности и стимулирует необлагаемые виды деятельности. Например, взимание НДС по ненулевой налоговой ставке ведет к искажению оценки эффективности размещения ресурсов в частном секторе экономики. Наиболее выражено стимулирующая функция реализуется через систему налоговых льгот и преференций.
В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое перечисленных основных функций. Так, фискальная функция реализуется настолько, насколько этого требует распределительная функция, но при этом стимулирующая функция не создает препятствий на пути реализации всех функций в будущем. То есть, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем [26].
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы: за годы своего существования НДС прочно укрепился в налоговой системе России и стал одним из важнейших федеральных налогов. НДС, как наиболее значительный косвенный налог, выполняет две взаимодействующие функции: фискальную, связанную с обеспечением значительной доли поступлений в федеральный бюджет, и регулирующую, направленную на стимулирование экономического роста и развитие предпринимательства.
НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и играет ведущую роль в формировании доходной части бюджетов всех уровней.
Несмотря на огромное фискальное значение данного налога, нельзя отрицать его регулирующее влияние на экономику. Через механизм обложения НДС и, в частности, через систему построения ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога. Безусловно, открытым остается вопрос о положительной стороне этого влияния, так как увеличение цены способствует развитию инфляционных процессов. С другой стороны НДС не сильно препятствует развитию производства, поскольку действительным его плательщиком становится не производитель, а потребитель. С психологической точки зрения этот налог, в отличие от подоходного, в меньшей степени влияет на стимулы к труду, затрагивая расходы населения, а не доходы. Таким образом, конечный потребитель, уплачивая цену за товар, не замечает ее завышения на сумму налога, тогда как вычет из доходов подоходного налога более ощутим.
В Российской Федерации НДС играет ведущую роль в формировании федерального бюджета страны.
НДС
прочно укрепился в налоговой системе
России и стал одним из важнейших федеральных
налогов. НДС, как наиболее значительный
косвенный налог, выполняет две взаимодействующие
функции: фискальную, связанную с обеспечением
значительной доли поступлений в федеральный
бюджет, и регулирующую, направленную
на стимулирование экономического роста
и развитие предпринимательства.
2.1
Опыт применения НДС в
В настоящее время НДС взимается более чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки. В США и Канаде применяется близкий по методу взимания к НДС налог с продаж [30].
Доля
НДС в структуре бюджетов разных
стран представлена на рисунке 1.
Рисунок 1- Доля НДС в структуре бюджетов разных стран, в %.*
*
Источник: [30].
Из приведенного рисунка видно, что доля НДС в структуре бюджетов разных стран достаточно велика.
Например, во Франции налог на добавленную стоимость является ведущим звеном бюджетной системы и обеспечивает 41% всех налоговых поступлений. Взимание его осуществляется методом частичных платежей, где предприятия выступают лишь сборщиками налога. Довольно развернута и система льгот, как непосредственных освобождений, так и иных форм. Полностью освобождены: медицина и медицинское обслуживание; образование (начальное, среднее, высшее и профессиональное); деятельность общественного и благотворительного характера.
В структуре бюджета Дании НДС занимает второе место после подоходного налога с физических лиц и обеспечивает 19% всех налоговых поступлений.
В Германии из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога.
В
Великобритании главное место среди
косвенных налогов также
В различных странах существуют разные подходы к установлению ставок НДС. В то же время их средний уровень колеблется от 15 до 25%. В некоторых странах применяется шкала ставок в зависимости от вида товара и его социально-экономической значимости:
а) пониженные ставки (2 - 10%) применяются к продовольственным, медицинским и детским товарам;
б) стандартные (основные) ставки (12 - 23%) - к промышленным и другим товарам и услугам;
в) повышенные ставки (свыше 25%) - к предметам роскоши. Конкретные размеры ставок по некоторым развитым странам мира приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Ставка НДС в ведущих странах *
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Источник:
[16, С. 417]
При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов [13, С. 432]. К этим методам относятся:
а) прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;
б) аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.
Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко. В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС, имеющий различные названия - метод зачета, косвенный метод вычитания, метод возмещения. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг [10, С. 247].
Система начисления НДС при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:
а) Метод поставки или начислений.
В этом случае исчисление НДС и связанные с этим налоговые обязательства происходят в момент поставки товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.
б) Метод оплаты или кассовый метод.
Когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги.
в) Гибридный метод.
Здесь НДС начисляется и взимается с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для производства продукции - на момент ее оплаты.
В международной практике используются все три метода, но наибольшее распространение получает первый метод (поставки или начислений). Его преимущественное использование обусловливается двумя обстоятельствами. Во-первых, момент поставки в большей степени связан с объектом обложения НДС. Основанные на поставке зачетное начисление и оплата НДС более соответствуют принципу налогообложения текущего потребления. Во-вторых, при методе поставок облегчается взимание НДС налоговыми службами, поскольку установить факт и момент поставки проще, чем факт и момент совершения платежа.
Информация о работе Анализ путей совершенствования налогообложения добавленной стоимости в РФ