Земельный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог и его роль в формировании доходной части местного бюджета.

Работа содержит 1 файл

Земельный налог РК.doc

— 162.00 Кб (Скачать)


  Министерство  образования и науки Республики  Казахстан

   Казахская инженерная  и финансово-банковская академия

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

по курсу: «Налоги  и налогообложение»

Тема:       «Земельный налог»

 

 

 

 

 

 

 

                                                             Выполнила: студентка 4 курса У-09(5)

                                                                Бородина И.Ю.

                                                               

                                         Проверил: Абижанов Ж.А.

 

 

 

г.Алматы 2013г.

 

 

Содержание 

 

Введение

 

Земля, основное богатство  любого государства, в условиях РК имеет  особое значение.  Бесплатность пользования  землей является одной из главных причин неэффективного использования в сельском хозяйстве.

Актуальность данной темы основывается на том, что земля  является одним из трех редких факторов производства и плата за землю  или передача ее в собственность  является камнем преткновения не одной  только нашей правовой системы и потому интересно рассмотреть развитие этого вопроса на практике с точки зрения налогового законодательства.

Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве. Без нее невозможно ведение  производственного процесса в отрасли, создание продуктов питания и сырьевых ресурсов. Тем самым выступает одним из основных источников материальных благ общества.

Значение земельного налога для сельскохозяйственного  производства связано с использованием земли как основного средства производства, в отличие от других  отраслей – для которых  земля  является пространством на котором проистекает экономическая активность. 

Различные  подходы  к вопросам земельного налогообложения  определяются различием к подходах к теории ренты, поскольку теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК связаны прежде всего с теоретическими разработками.

Как известно, земля –  это фактор производства, который выступает для предпринимателей, государства, крупных фирм дефицитным фактором производства, от которого зависит существование всей экономики в целом и каждого человека в мировой и национальной экономиках в частности. Поскольку земля не используется как фактор производства - схема воспроизводственного процессе, который дается возможность существовать жить, перестанет функционировать экономика. Вот почему так необходимо рационально пользоваться  землей, охранять ее и брать плату за пользование с землей.  Каков порядок оплаты за землю необходимо рассмотреть в настоящей работе.

Цель данной работы является рассмотреть земельный налог  и его роль в формировании доходной части местного бюджета.

Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи:

    • рассмотреть роль и развитие земельного налога в РК;
    • изучить порядок начисления и уплаты земельного налога;
    • исследовать пути совершенствования земельного налогообложения.

Вопросами земельного налогообложения  занимались зарубежные, российские и  казахстанские авторы. В частности, среди казахстанских авторов можно отметить, труда таких авторов как Худяков А.И. , Мухитдинов М.Т, Черник Д. Г., Махмудов Ф. О., Жумабеков С., Камалов М., Алиев Р. и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы земельного налога

1.1 Методические аспекты земельного налогообложения

 

В системе ресурсов сельского  хозяйства основное место занимают земельные ресурсы. Земля является главным незаменимым средством производства в сельском хозяйстве.

Земля как средство производства имеет специфические особенности, которые заключаются в следующем.

Во-первых, в отличие  от земли все другие средства производства - результат предшествующего труда, а земля - продукт природы, а продуктом труда является лишь отчасти плодородие верхнего слоя земли - почвы.

Земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои достоинства, тогда как другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и материально, применяются в процессе труда.

Во-вторых, земля незаменима, ее нельзя заменить другим средством производства, без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии. Например, один трактор по мере износа можно заменить другим, более производительным, жатку можно заменить комбайном, тогда как землю другим орудием производства заменить нельзя.

В-третьих, использование  земли как средства производства связано с постоянством места и пространственной ее ограниченностью, поэтому сельскохозяйственное производство осуществляется там, где есть для него соответствующая земля, тогда как другие орудия труда можно переместить к месту производства.

В-четвертых, земельные  участки отличаются друг от друга  по плодородию, рельефу, местонахождению, это необходимо учитывать при  планировании и размещении сельскохозяйственного производства, а также при определении цены земли, земельного налога и арендной платы.

Различные подходы к  вопросам земельного налогообложения  определяются различием в подходах к теории ренты, поскольку теоретической основой земельного налога является земельная рента. Поэтому проблемы земельного налогообложения, существующие в РК связаны, прежде всего, с теоретическими разработками.

Частная собственность  на землю позволяет ее владельцам независимо от качества земельных участков, сдававшихся в аренду, получать так называемую абсолютную ренту.

Опираясь на теорию трудовой стоимости марксистская теория ренты  ориентируется на радикальные меры в теории распределения. Она предполагает национализацию земли, что приводит к исчезновению абсолютной ренты, а условия образования дифференциальной ренты обоих видов позволяют решать вопрос ее распределения. Дифференциальная рента I изымается государством в пользу всего общества. Дифференциальная рента II как результат более производительных дополнительных затрат достается землевладельцу.

Производство возможно лишь на основе органического единства ряда факторов, и стоимость создается не каким-то одним, а всеми ими во взаимодействии. Выделяют, как правило, три группы производственных факторов: труд, капитал, природные ресурсы. Выбор методов производства зависит от соответствующих цен на ресурсы. Теория спроса и предложения применима к рынкам ресурсов так же, как и к товарным рынкам.

Урожай, например, нельзя получать не только без труда, но и без земли, без капитальных вложений в технику и обустройство. Каждый из этих ресурсов имеет свою цену на рынке ресурсов. Из спроса отдельных фирм и отраслей производства складывается совокупный спрос на тот или иной фактор производства. Кривая спроса на определенный фактор производства в сочетании с кривой предложения этого фактора и определяет уровень рыночной цены на него. Рассматривая землю как один из факторов производства, неоклассическая теория объясняет теорию ренты проще: через колебания спроса и предложения и установления равновесной цены. Таким путем в условиях рыночной экономики определяется величина доходов, распределяющихся между владельцами различных факторов.

Определение цен на факторы  производства, а именно ренты на землю и другие ресурсы, заработной платы, нормы процента на капитальные активы и прибыли связано с решением проблемы "для кого производить товары" и как распределять, хотя принцип социальной справедливости при этом не выдерживается. Кто является владельцем этих факторов, тому и принадлежат доходы. Но государство путем соответствующей налоговой политики может снизить чрезмерное неравенство в распределении богатств.

По действующему налоговому законодательству земля, находящаяся  в собственности как физических, так и юридических лиц, ежегодно  облагается налогом. Земельный налог предполагает наличие ежегодно  уточняемого подробного земельного кадастра. Там, где отсутствует анализ качества  почв, необходима экспертная оценка качества земли. Различаются два основных типа сельскохозяйственных земель, каждый из которых подразделяются на 101 группу в зависимости от качества почв. Судя по общему описанию этих двух типов земель и максимальными ставками налога, применяемым ко второму из них, эти земли можно условно охарактеризовать как  пахотные  и  непахотные. 

Таким образом, структура  земельного  налога представляется  весьма сложной. А право местных  органов власти увеличивать или  уменьшивать  ставки  позволяет  принимать властные решения. Все  это свидетельствует о несовершенстве земельного кадастра. Более того, это налагает дополнительные обязанности на налоговую службу. 

Правильное использование  земель регулируется земельным кодексом Республики. Закон "О земле". Здесь изложены земельное законодательство о собственности на землю, состав земель, основы землевладения и землепользования, порядок определения земельного налога и арендной платы за землю, право и обязанности землевладельцев.

Земельные участки различаются  по своей эффективности в зависимости от естественного плодородия, местоположения, по уровню интенсивности использования. Эти различия необходимо учитывать при регулировании ценообразованием, налогообложении и государственном управлении. Решению этих задач способствует разработка и применением земельного кадастра состоящего из следующих частей:

- государственная регистрация  землепользователей;

- количественный и  качественный учет земли;

- бонитировка почв;

- экономическая оценка  земель.

Государственная регистрация  землепользователей и учет земель осуществляется на основе акта на землевладение или землепользование физических и юридических лиц.

Арендная плата за землепользование устанавливается  на основе договора аренды по соглашению сторон. Размер арендной платы определяется исходя из урожайности текущего года, прогноза урожайности на будущий год, оценок земли, прогноза цен на сельхозпродукцию, издержек производства и реально сложившегося банковского процента.

1.2 Роль и развитие  земельного налога в РК

 

Экономическое содержание земельного налога заключается в том, что он является формой изъятия государством части средств хозяйствующих субъектов и физических лиц в виде платы за землю, т.е. является экономической формой реализации государственной собственности на землю.

В связи с переходом  на рыночные отношения в Казахстане 1995 года проведена земельная реформа, основная цель которой изменение земельных отношений и образование новых землепользователей, а также формирование земельного рынка. По состоянию на 1 января 1999 года на базе государственных предприятий образовано 502 акционерных обществ, 3315 производственных кооперативов, 821 хозяйственное товарищество, 63966 крестьянских хозяйств. На их долю приходится 99% всех сельскохозяйственных угодий.

Произошло перераспределение  земельного фонда, положено начало формированию разнообразных форм хозяйствования на земле. Бывшие совхозы и колхозы преобразованы в предприятия с коллективно-долевой формой собственности на землю и средства производства: акционерные общества, хозяйственные товарищества, кооперативы, малые предприятия, крестьянские хозяйства и их ассоциации. Негосударственная форма сельскохозяйственных предприятий к концу 1999 года стала преобладающей и по удельному весу земель занимала 99%, а по числу землепользователей -99,8%.

Землепользование коллективного характера образовалось (ТОО, АО кооперативы) на базе отдельных населенных пунктов и бывших производственных единиц совхозов и колхозов, отделений, бригад,  а также без изменения площадей и границ бывших колхозов и совхозов. Кроме этого, часть этих предприятий образовано на базе бывших совхозов с изменением площадей и конфигурации землепользования в связи с выделением крупных крестьянских хозяйств.

Часть крестьянских хозяйств объединилась в ассоциации на основе совокупного землепользования.

Наибольшие площади сельскохозяйственных земель, более 80% сконцентрированы в кооперативах и хозяйственных товариществах, а также других негосударственных предприятиях.

Земельный фонд по целевому  назначению распределяется на земли  категорий:

1. Земли сельскохозяйственного назначения, предназначенные для производства сельскохозяйственной продукции;

2. Земли населенных пунктов,  в пределах границ населенных  пунктах (7,1 %);                              

3. Земли промышленности, транспорта, связи обороны и иного не  сельскохозяйственного назначения (6,4%);

4. Земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного  назначения (6,5%).       

5. Земли лесного фонда (4,0%).

6. Земли водного фонда (0,3%).

7. Земли государственного запаса (10,3%).

В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают пастбища и сенокосы - 81,7%, и пашня - 18%. Основные землепользователи в стране - негосударственные сельскохозяйственные предприятия.

Информация о работе Земельный налог